Анна Храмова
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема. Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»
Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
Обучающие задачи:
1. Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонационную выразительность речи.
2. Обогащать активный словарь детей по теме.
Развивающие задачи :
1. Развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ сказки А, Н, Толстого „Еж“ в старшей группе» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Толстой А.Н.
- Темочки
2. Развивать диалогическую речь.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать товарища.
Материалы и оборудование: картинки животных, мяч, аудиосказка, презентация к занятию. Интерактивное оборудование.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель:
Ребята, вы любите отгадывать загадки? Предлагаю вам отгадать загадки и выбрать картинки животных, которые соответствуют этой загадке.
И по елкам ловко скачет,
И влезает на дубы,
И в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы (белка)
Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу,
И узнали мы… (лису).
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый. (Волк)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
(Дети отгадывают загадки)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а что объединяет всех этих животных?
(Эти все животные живут в лесу, они дикие животные. (слайд 2)
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Какая? Какой?»
Я вам бросаю мяч и называю животное, а вы мне кидаете мяч обратно и говорите какое это животное: Лиса какая….(Хитрая, рыжая)
(Возвращают мяч воспитателю).
Воспитатель: Медведь какой? ….(Сильный, большой, косолапый….)
Рысь какая?. (Рыжая, пятнистая, быстрая)
Волк какой….(Серый, зубастый….)
Заяц какой…. (Трусливый, быстрый….)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
А сейчас мы поговорим об еще одном диком животном. Я сейчас вам его опишу, а вы угадайте кто это.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала.
Воспитатель: Кто это, ребята( ёжик).(слайд 3)
2. Чтение сказки А. Н. Толстого «Еж»
- Сегодня мы познакомимся с новой сказкой «Еж», которую написал русский писатель А. Н. Толстой. (слайд 4)
Слушайте внимательно. (слайд 5)
Аудиосказка (слайд 6)
3. Беседа по содержанию.
Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).
- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением.
Вопросы (слайды 7-12)
- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей) (слайд 7)
- Кого увидел теленок в сказке? (Теленок увидел ежа).
- Что теленок сказал ежу? (Я тебя съем.)
- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)
- Кого испугался еж? И что сделал еж? (Еж испугался теленка, клубком свернулся и фыркнул: - «Попробуй».) (слайд 8)
- А что значит выражение «клубком свернулся»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.
-А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)
- Потому что чего- то боятся, от испуга.
- Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа. (слайд 9)
- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Задрав хвост» значит поднять кверху.
- А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.
- Что значит «растопырил»(Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.
- Что закричал теленок (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).(слайд 10)
- Что сказал он матери? (Еж меня за язык укусил.)
- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)
- Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе : «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»(слайд11)
- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше ежа).
- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).
- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)
- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери. (слайд 12)
- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)
- А давайте произнесём последнюю строчку шё потом: «У нас ёж-богатырь!»
- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»
(Заключительную фразу «У нас еж-богатырь!» дети произносят шепотом (сначала хором, потом индивидуально). Фраза звучит отчетливее, если ко рту поднести ладони, сложенные рупором.)
- А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.
4. Физкультминутка «Ёжик». (слайд13)
По сухой лесной дорожке –
Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)
Ходит, бродит вдоль дорожек
весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)
Ищет ягодки, грибочки
для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)
Если подкрадётся волк –
превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)
Ощетинит ёж иголки –
не достанется он волку. (Сидя комочком, кружиться на месте.)
Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)
Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)
5. Повторное чтение рассказа. (слайды 14-20)
Повторное чтение сказки с демонстрацией опорных картинок во время чтения.
(слайд 14) «Теленок увидел ежа и говорит: - Я тебя съем!
(слайд15) Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул: - Попробуй!
(слайд 16) Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
(слайд 17)- Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове – матери, жалуется:
(слайд 18)- Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву.
(слайд 19) А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе : - Я огромного зверя победил, должно быть льва!
(слайд 20) И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес:
- У нас еж – богатырь, - шепотом со страху говорили звери».
Воспитатель: А теперь предлагаю вам не только пересказать этот рассказ, но и обыграть его. Но, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером.
В этом вам поможет мнемотаблица (слайд21)
(Двое детей пересказывают произведение.
Затем проводится игра-драматизация. Педагог выбирает ребенка на роль теленка, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль ежа. Еж выбирает ежиху, а ежиха – корову. Воспитатель читает слова автора, следит за тем, чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли. Концовку сказки произносят хором все присутствующие.)
(Пересказ и драматизация).
6. Рефлексия.
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? («Еж») Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой) Понравилась вам сказка? Чем понравилась?
Воспитатель: Молодцы. Спасибо за работу! (слайд22)