МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» в старшей группе

Анна Храмова
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема. Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

Обучающие задачи:

1. Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонационную выразительность речи.

2. Обогащать активный словарь детей по теме.

Развивающие задачи :

1. Развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ сказки А, Н, Толстого „Еж“ в старшей группе» размещена в разделах

2. Развивать диалогическую речь.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать товарища.

Материалы и оборудование: картинки животных, мяч, аудиосказка, презентация к занятию. Интерактивное оборудование.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель:

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Предлагаю вам отгадать загадки и выбрать картинки животных, которые соответствуют этой загадке.

И по елкам ловко скачет,

И влезает на дубы,

И в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы (белка)

Эта рыжая плутовка

Ловит мышек в поле ловко.

Хоть похожа на собаку,

Никогда не лезет в драку.

Нет хитрей её в лесу,

И узнали мы… (лису).

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый. (Волк)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

(Дети отгадывают загадки)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а что объединяет всех этих животных?

(Эти все животные живут в лесу, они дикие животные. (слайд 2)

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Какая? Какой?»

Я вам бросаю мяч и называю животное, а вы мне кидаете мяч обратно и говорите какое это животное: Лиса какая….(Хитрая, рыжая)

(Возвращают мяч воспитателю).

Воспитатель: Медведь какой? ….(Сильный, большой, косолапый….)

Рысь какая?. (Рыжая, пятнистая, быстрая)

Волк какой….(Серый, зубастый….)

Заяц какой…. (Трусливый, быстрый….)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

А сейчас мы поговорим об еще одном диком животном. Я сейчас вам его опишу, а вы угадайте кто это.

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала,

Да побежала.

Воспитатель: Кто это, ребята( ёжик).(слайд 3)

2. Чтение сказки А. Н. Толстого «Еж»

- Сегодня мы познакомимся с новой сказкой «Еж», которую написал русский писатель А. Н. Толстой. (слайд 4)

Слушайте внимательно. (слайд 5)

Аудиосказка (слайд 6)

3. Беседа по содержанию.

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).

- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением.

Вопросы (слайды 7-12)

- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей) (слайд 7)

- Кого увидел теленок в сказке? (Теленок увидел ежа).

- Что теленок сказал ежу? (Я тебя съем.)

- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)

- Кого испугался еж? И что сделал еж? (Еж испугался теленка, клубком свернулся и фыркнул: - «Попробуй».) (слайд 8)

- А что значит выражение «клубком свернулся»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.

-А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)

- Потому что чего- то боятся, от испуга.

- Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа. (слайд 9)

- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- «Задрав хвост» значит поднять кверху.

- А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.

- Что значит «растопырил»(Ответы детей)

Воспитатель дает точное определение выражения.

- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.

- Что закричал теленок (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).(слайд 10)

- Что сказал он матери? (Еж меня за язык укусил.)

- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)

- Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе : «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»(слайд11)

- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше ежа).

- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).

- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)

- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери. (слайд 12)

- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)

- А давайте произнесём последнюю строчку шё потом: «У нас ёж-богатырь!»

- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»

(Заключительную фразу «У нас еж-богатырь!» дети произносят шепотом (сначала хором, потом индивидуально). Фраза звучит отчетливее, если ко рту поднести ладони, сложенные рупором.)

- А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.

4. Физкультминутка «Ёжик». (слайд13)

По сухой лесной дорожке –

Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)

Ходит, бродит вдоль дорожек

весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)

Ищет ягодки, грибочки

для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)

Если подкрадётся волк –

превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)

Ощетинит ёж иголки –

не достанется он волку. (Сидя комочком, кружиться на месте.)

Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)

Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)

5. Повторное чтение рассказа. (слайды 14-20)

Повторное чтение сказки с демонстрацией опорных картинок во время чтения.

(слайд 14) «Теленок увидел ежа и говорит: - Я тебя съем!

(слайд15) Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул: - Попробуй!

(слайд 16) Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

(слайд 17)- Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове – матери, жалуется:

(слайд 18)- Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву.

(слайд 19) А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе : - Я огромного зверя победил, должно быть льва!

(слайд 20) И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес:

- У нас еж – богатырь, - шепотом со страху говорили звери».

Воспитатель: А теперь предлагаю вам не только пересказать этот рассказ, но и обыграть его. Но, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером.

В этом вам поможет мнемотаблица (слайд21)

(Двое детей пересказывают произведение.

Затем проводится игра-драматизация. Педагог выбирает ребенка на роль теленка, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль ежа. Еж выбирает ежиху, а ежиха – корову. Воспитатель читает слова автора, следит за тем, чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли. Концовку сказки произносят хором все присутствующие.)

(Пересказ и драматизация).

6. Рефлексия.

Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? («Еж») Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой) Понравилась вам сказка? Чем понравилась?

Воспитатель: Молодцы. Спасибо за работу! (слайд22)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.

Конспект занятия по развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» для старшей группы»Конспект занятия по развитие речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» для старшей группы» Задачи: учить детей рассказывать сказку без наводящих вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином. Учить в процессе.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Пересказ сказки «Репка» Пересказ сказки «Репка» Задачи: — связная речь: учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; — словарь и грамматика:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Колосок» Цель:развитие связной речи через речевые игры, по украинской народной сказке «Колосок». Задачи: Образовательные: - Формировать умение составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» в старшей группе
Опубликовано: 31 марта 2020 в 17:12
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Анна Храмова (УИ 1101924) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД