Татьяна Сергеевна Соколова
Конспект занятия по развитию речи «Жизнь дана на добрые дела»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки. Совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность; формировать интерес к совместной деятельности со взрослым и сверстниками.
ЗАДАЧИ:
• Закрепить знание сказок, отгадывая загадки.
• Формировать представление о добре, показать красоту добрых поступков.
• Закрепить знания по теме» Дикие животные и их детёныши».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Жизнь дана на добрые дела“» размещена в разделах
• Закреплять умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, речи, движений, участвуя в драматизации сказки. Развивать навыки связной речи, активизировать словарь по теме.
• Развивать общую моторику и координацию движений.
• Воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества. Вызывать чувства сопереживания, воспитывать дружелюбие.
Образовательные области: Коммуникация. Познание. Физическая культура. Социализация. Труд. Безопасность. Музыка.
Методы:
- Игровые (использование сюрпризных моментов)
- Практические
- Наглядные
- Словесные (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Приё мы:
• Речевое сопровождение деятельности
• Похвала
• Указание
• Наводящие вопросы
• Показ
• Уточняющие вопросы
• Художественное слово
Материалы и оборудование: стол, скатерть, подсвечник, свеча, колокольчик, пирамидка, Домовенок Кузя, сделанный из соленого теста родителями, дорожки разной ширины, кубики, цилиндры, гимнастические палки, сказочные деревья, шапочки персонажей к сказке «Под грибом», магнитная доска, парные картинки для игры «Мама и детеныши», книжки – малютки, раскраски – иллюстрации к сказке «Под грибом».
Предварительная работа: чтение сказок «Мойдодыр», «Федорино горе», «Под грибом», беседы: О добрых делах и поступках. Вежливые слова. Дидактическая игра «Найди пару». Просмотр мультфильмов, слушание аудио – сказок. Работа с родителями по изготовлению персонажа занятия. Проведение игр – драматизаций по сказкам, самостоятельные игры-драматизации с использованием разных видов театра.
Индивидуальная работа: закрепить названия зверей и их детенышей (Кристина П., Данил Г., Виталя М., развивать связную речь через ответы на вопросы и в игре – драматизации (Ульяна Б., Аня М.).
Ход НОД занятия
Дети под музыку входят в зал, их встречает сказочница.
Сказочница: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Сегодня я вас приглашаю вас к себе в гости. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь. Давайте зажжём свечу. Как хорошо уютно,тихо. Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки. Что вы чувствуете?
Ответы детей: тепло, горячо.
Приятно смотреть на огонёк? /Да/
А какое у вас сейчас настроение? /Хорошее/
А раз у вас хорошее настроение, давайте скажем друг другу вежливые волшебные слова, а поможет нам волшебный колокольчик.
( Дети передают друг другу колокольчик и говорят слова: Давай дружить. Ты красивая. До свидание. Здравствуй. Давай дружить.)
Сказочница: Сегодня я вам предлагаю поучаствовать в викторине по известным произведениям. Вам нужно отгадать произведения. Слушайте внимательно.
Игра - викторина.
1. Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде
Вечная слава воде! («Мойдодыр»).
2. Скачет сито по полям,
А корыто по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла… («Федорино горе»)
Сказочница: Какие предметы сбежали от мальчика в сказке «Мойдодыр» и почему?
(Одеяло, простыня, подушка, свечка, книжка, брюки. Потому что мальчик был грязнуля.)
Сюрпризный момент:
- Ап-чхи!
Сказочница: Кто это, ребята? (появляется домовёнок Кузя)
- Да это я, Кузя-домовёнок. Здравствуйте, ребята.
Дом у вас есть, а домовова нет. Я теперь у вас жить буду.
Сюрпризный момент:
(звучит голос Бабы-Яги).
- Ха-ха-ха. Нежить тебе здесь, я заколдую его. Больше он никогда не сможет ни говорить, ни двигаться. Только я знаю, как расколдовать его.
Проблемный вопрос.
Сказочница: Что делать? Как помочь Кузе? ( Ответы детей: Надо его спасти, расколдовать.).
- Кузя любит делать добрые дела. Давайте мы построим пирамиду добрых дел. А строить мы ее будем при помощи пирамидки, каждое кольцо пирамидки будет обозначать доброе дело или слово.
(дети собирают пирамидку, называя добрые дела и слова : здравствуйте, будьте здоровы, воспитанный и т. д. и т. п.)
- Ребята, а вы не боитесь Бабу-Ягу? Ответы детей: Нет. Не боимся.
- Молодцы. Правильно. В любой сказке добро побеждает зло.
А сейчас мы с вами отправимся на сказочную поляну, где посмотрим сказку о дружбе и добре.
Физкультурная минутка.
Мы к лесной лужайке вышли, (дети идут по тропинке /узкая/, по дорожке /широкая/)
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, (перешагивают через кубики, цилиндры, палки)
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, ни упал.
Сказочница: Вот мы и пришли на сказочную полянку.
Мне говорили, что вы умные и сообразительные
Отгадайте мои загадки и поиграйте в мои игры.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый- краса, а зовут её. (Лиса.)
- Молодцы, все загадки отгадали, а теперь давайте поиграем.
Д. игра «Найди свою маму».
Сказочница: Ребята, у каждой мамы есть дочка или сын. У животных тоже есть детеныши.
Посмотрите, Баба Яга на нашей полянке навела беспорядок, по всей полянке разбросала картинки с изображением животных и их детенышей. И теперь дети не могут найти свою маму. Давайте им поможем, расставим на доске картинки мамы и детеныша. (Дети расставляют картинки. Индивидуальная работа: закрепить названия зверей и их детенышей - Кристина П., Данил Г., Виталя М.)
- Молодцы, и с этим заданием справились и добавили в нашу копилку еще одно доброе дело, которое поможет расколдовать Домовенка.
- Посмотрите, на нашей полянке растут волшебные деревья. Давайте, подойдем поближе и посмотрим, что деревья для нас приготовили. За ваши добрые дела нам деревья приготовили сказочные шапочки, но чтобы их взять, надо дерево расколдовать. (Дети дуют на ветки дерева, звучит загадочная музыка).
- Молодцы, своим теплым дыханием мы согрели и расколдовали наше дерево и добавили еще одно доброе дело в нашу копилку. Давайте возьмем волшебные шапочки поиграем с вами в сказку «Под грибом».
Индивидуальная работа: развивать связную речь через ответы на вопросы и в игре – драматизации (Ульяна Б., Аня М.).
Драматизация сказки «Под грибом».
Муравей: Дождь застал меня в пути,
Надо крышу мне найти.
Лапки мокрые уж стали
Буду думать о привале.
Муравей подходит к грибу.
Муравей: Я под грибом здесь укроюсь
Отогреюсь и отмоюсь.
Летит бабочка мимо гриба.
Бабочка: Милый, милый муравей.
Ты меня уж пожалей.
Крылья вымокли мои
Не взлетаю, погляди.
Муравей: Да куда ж тебе здесь встать.
Мне здесь негде уж стоять.
Бабочка: Места много не займу
Муравей: Ладно. Заходи. Приму.
Пробегает мимо грибка мышка.
Мышка: Можно с вами здесь укрыться?
Негде мне от ливня скрыться.
Муравей: Места нет здесь. Ты ведь видишь.
Мышка: В тесноте, да не в обиде.
Бабочка: Ладно, прячься поскорее.
Ну, не бойся, будь смелее.
Пролетает воробей
Воробей: Весь замерз я и устал.
Бабочка: Как бы с ветки не упал.
Мышка: Может, пустим, муравей?
Бабочка: Воробьишку пожалей.
Мышка: Мы подвинемся немножко.
Пусть обсохнет этот крошка.
Муравей: Воробей иди скорей
Здесь тебе будет теплей.
Бежит мимо гриба заяц. Испуганно прячется за дерево.
Заяц: Помогите! Там лисица!
Нужно где-то мне укрыться!
Муравей: Жалко зайца мне совсем.
Бабочка: Места здесь нам хватит всем.
Мышка: Прячься к нам скорей, косой
Разберемся мы с лисой.
Подходит лисица.
Лиса: Зайца здесь вы не видали?
Муравей: Нет. Ведь вы за ним бежали.
Лиса (обходит гриб) : Может спрятали его?
Мышка: Места мало без него.
Лиса: Тьфу. Удрал косой опять
Снова голодом мне спать.
Уходит лиса. Бабочка выходит из под гриба.
Бабочка: Посмотрите, нет дождя
Выходите все, друзья!
Муравей: Как же места нам хватило?
Одному ведь тесно было.
Появляется лягушка
Лягушка: на гриб то поглядите.
Вырос он, а вы боитесь.
Лягушка прячется.
Муравей: Гриб и вправду больше стал.
Бабочка: Вместе всех он нас собрал.
Мышка: Будем мы теперь дружить.
Заяц: В мире дружбы станем жить.
Муравей: Когда дружба наступает
Все герои: Тесно вместе не бывает!
Звучит музыка, дети танцуют: Танец друзей
Сказочница: Вам понравилась сказка? Мы помогли сказочным героям спрятаться от дождя и спасли Зайца от Лисы и добавили еще добрые дела в нашу копилку добрых дел. А теперь давайте вернемся к нашему волшебному огоньку и посмотрим, смогли ли мы расколдовать Кузю.
Физкультурная минутка.
Мы с лесной лужайке вышли, (дети идут по тропинке /узкая /, по дорожке /широкая/)
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, (перешагивают через кубики, цилиндры, палки)
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, ни упал.
Сказочница: Вот мы и вернулись, посмотрите, наш огонек не погас, он горит и ждет нас. А вот и Домовенок Кузя, посмотрите, как он улыбается.
Домовенок Кузя: Спасибо, ребята, что меня расколдовали. Вы сегодня сделали много добрых дел. Показали, какие вы дружные, внимательные, заботливые. Это и спасло меня от злых чар Бабы Яги. За вашу доброту я хочу подарить вам небольшие подарки. Добро творить – себя веселить. (Дарит книжки и раскраски).
Итог: С огнем надо быть очень осторожными, чтобы не было пожара, нельзя оставлять огонь без присмотра. Давайте, задуем нашу свечу и, каждый из вас скажет, что ему понравилось и запомнилось на нашем занятии.
Ответы детей: Мне понравился огонек и Домовенок Кузя. Мне понравилось находить картинки детенышей. Мне понравилось играть в сказку. И т. д. и т. п.