Светлана Бедак
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине «На границе»
Составление описательного рассказа по картине «На границе»
Воспитатель: Кармаева С. В.
Составление описательного рассказа по картине «На границе»
Цели:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе, Составление описательного рассказа по картине „На границе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пограничники
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
• Образовательные: Продолжать учить детей логично, последовательно составлять рассказ по сюжетной картине; продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т. д.). Обогатить словарь детей военной лексикой.
• Развивающие : Развивать сообразительность, речь, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей.
• Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов; уважение к воинам Российской армии, чувства патриотизма.
Оборудование: Картина «На границе»; картинки с изображением род войск; загадки; конверт, звёзды; шоколадные медали; магнитофон.
Словарная работа: долг, защитник, служба, Отечество, армия, граница; артиллерист, десантник, пограничники.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций : военной техники, военных профессий, рода войск; беседа о нашей армии, о войсках; заучивание стихотворений на военную тематику; загадывание загадок на военную тему; чтение и слушание былин о богатырях.
Ход.
1. Вступительное слово
Воспитатель: У каждого человека есть свой собственный праздник – День рождения. В этот день его поздравляют, дарят подарки. Такой праздник есть и у нашей Российской Армии.
Послушайте стихотворение. Ребёнок читает стихотворение С. Я. Маршака "Февраль"
Февраль.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Воспитатель: А каком празднике идет речь в стихотворении?
Ребята, к нам пришло письмо от Главнокомандующего Российской армии. Он разослал такие письма всем детям нашей страны. В этом письме даны задания в честь празднования Дня Защитников Отечества. Главнокомандующий хотел бы найти самых умных, смекалистых, спортивных, сильных, смелых детей для защиты нашей Родины в будущем. Пройдем эти испытания?
Первое испытание – ответьте на вопросы:
2. Беседа по вопросам
Что такое Отечество? (Это наша Родина, страна, в которой мы родились и живём)
Почему мы говорим "Наша Армия родная"? (Армия родная, потому что там служили и служат наши папы, дедушки, братья, дяди).
Какими должны быть солдаты в Армии? (Сильными, смелыми, умными, храбрыми, отважными, отзывчивыми, умелыми, ловкими, смекалистыми, здоровыми, крепкими, мужественными).
Как называется наша Армия? (Наша Армия называется Российская)
Почему она Российская? (Российская Армия, потому что наша страна - Россия).
Зачем нужна Армия в мирное время? (В мирное время солдаты учатся управлять военной техникой, проводят учебные бои, учатся стрелять из всех видов оружия).
Зачем в Армии так много военных? (Чтобы защищать нашу страну со всех сторон - и с суши, и с моря, и с воздуха).
Какие рода войск вы знаете? (Сухопутные, погранвойска, ВМФ, Военно-воздушные войска).
Задания: А теперь Василиса, Максим, Юра и Саша выйдут к столу и разделят по группам иллюстрации.
Назовите, какие рода войск вы определили.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете об армии. Получайте звезду (на доску крепится звезда)
Второе испытание:
Воспитатель: Много лет боевой славе нашей Армии, много прошла она трудных дорог, тяжелых битв, их которых она вышла победительницей. Мирной жизни мы обязаны нашей армии, ее героям, имена которых знает вся страна. Героев в народе всегда любили и уважали. Об армии сочиняли стихи, пели песни, писали рассказы, придумывали пословицы. Давайте вспомним пословицы о героях, о смелости, о нашей Родине, об армии…
«Герой – за Родину горой»
«Жить – Родине служить»
«Где смелость – там победа»
«Смелого враг не возьмет»
«Смелый боец – в бою молодец»
«Если армия сильна – непобедима и страна»
«Народ и армия едины»
«Сам пропадай, а товарища выручай» и др.
Дети получают вторую звезду.
Третье испытание - спортивное
3. Физминутка к 23 февраля «Защитники» (Авт. аранжировка О. Мячикова).
Вы доказали, что можете, как солдаты маршировать, приседать и даже летать. Молодцы! Получайте свою звезду.
4. Составление рассказа.
Воспитатель: Кроме стихотворений, рассказов, пословиц подвиги нашей армии были запечатлены на картинах.
И последнее испытание от Главнокомандующего – самое сложное. Нам нужно с Вами составить рассказ по картине, которую нам прислали. Ну, я думаю, что мы и с этим заданием справимся.
Посмотрите на картину. Внимательно ее рассмотрите.
Кого вы видите на картине? (пограничников)
Почему вы решили, что это пограничники? (Они носят зеленый костюм, фуражка, автомат).
Почему носят зеленую форму? (Потому что они сливаются с травой).
Чем занимаются пограничники в армии? (охраняют границы нашей Родины)
Посмотрите на картину, что пограничники делают? (бегут куда-то, преследуют, бегут по следу, выслеживают преступника, один пограничник ведет на поводке собаку. Она учуяла, что через границу прошел человек; пограничники увидели следы, значит, нарушитель перешел границу,)
Что у пограничников в руках? (у пограничников в руках оружие – автоматы, сумка, кинжал)
Как вы думаете, что в сумке? (В этой сумке аптечка)
Кто помогает пограничникам? (Собаки)
Давайте опишем собаку. Какая она?
• Собака большая, у нее зоркий глаз. Уши навострились, она что-то учуяла, наверное, следы. Хвост – столбом. Язык высунут, возможно, ей хочется пить.
• Вдруг собака учуяла след.
• Собака ведет людей по следу. Они поймают нарушителя.
• Собака помогает пограничникам, идет по следу.
• В пограничном отряде есть проводник с собакой.
Воспитатель: Итак: Мы видим отряд пограничников : два человека и служебная собака. Они бегут вдоль границы.
Рассмотрите, что на заднем плане картины (за спинами пограничников)
Что мы видим справа? (Справа мы видим пограничный столб)
Для чего эти столбы? (Такие столбы стоят вдоль всей границы)
Что еще позади пограничников? (Вдоль границы проходит полоса рыхлой земли или песка. На ней хорошо видны следы. Вспаханную полосу, похожую на поле)
Как можно начать наш рассказ : (На картине мы видим, Границу нашей Родины охраняют пограничники. В дозор вышли солдат и его верный пес. Солдаты, которые охраняют границу.)
Как можно назвать картину? («Охрана границы», «Пограничники», «На границе»)
Воспитатель: Сейчас вы будете составлять рассказ, подумайте, какие слова вы будете использовать в своем рассказе. Постарайтесь, чтобы у вас не было повторов.
Но сначала послушайте мой рассказ.
«На границе».
На картине мы видим отряд пограничников. Это два человека и собака. Они идут вдоль границы. У пограничников есть оружие – автоматы.
Один пограничник ведет на поводке собаку. Собака учуяла, что через границу прошел человек. Пограничники увидели его следы. Отряд догонит и задержит нарушителя.
Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль границы.
Пограничники несут важную и опасную службу. Они смелые и отважные.
Рассказы детей, 2-3 ребенка составляют рассказ.
Воспитатель: Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Получите еще одну звездочку.
Я думаю, что Главнокомандующий узнает, какие умные, смекалистые, спортивные ребята в нашем саду. Мы обязательно ему ответим на письмо.
5. Итог занятия.
Чем мы занимались сегодня?
Ребята, главнокомандующий поздравляет вас с успешным прохождением испытаний и он награждает вас медалями.
Дети читают стихотворения:
«Пограничник» Г. Ладонщиков
Пограничник на посту
Зорко смотрит в темноту.
За спиной его страна
В мирный сон погружена.
На границе ночь тревожна
Ночью всякое возможно,
Но спокоен часовой
Потому, что за спиной
Наша армия стоит.
Труд и сон людей хранит;
Что богата и сильна
Наша мирная страна.
«На дальней границе и в холод и в зной»
Е. Карасёв
На дальней границе и в холод и в зной,
В зелёной фуражке стоит часовой
На дальней границе и ночью и днём
Он зорко, он зорко следит за врагом.
И если лазутчик захочет пройти
Его остановит солдат на пути!
В. : На следующем занятии мы продолжим с вами составлять рассказы