МААМ-картинки

Конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами» с детьми среднего дошкольного возраста

Татьяна Соснина
Конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами» с детьми среднего дошкольного возраста

Задачи:

1. Учить детей выделять конкретные объекты на картине и обозначать их словом. Учить понимать схематическое понимание объектов, выявленных на картине. Учить показывать несложные действия объекта (элементы пантомимики).

2. Развивать умение устанавливать связи между объектами, основанные на эмоциональной связи (любит, дружит, совместной деятельности (играют, физическом взаимодействии (лежит, трогает).

3. Воспитывать интерес к рассматриванию картины.

Публикация «Конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине „Кошка с котятами“ с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Материал к занятию : картина «Кошка с котятами», мольберт, схемы объектов картины (кошка, котята - 5, корзинка, клубки, подушка, миска, коврик, магниты, маркер.

Этап 1. Определите объекты на картине

Задачи:

1. Учить детей определять объекты, изображенные на картине и обозначать их словом.

2. Учить детей понимать схематическое изображение объектов, выявленных на картине.

3. Познакомить детей с эмблемой этапа и правилом: «Смотрю на картину и называю объекты».

Алгоритм определения состава картины

1. Назови объекты, изображенные на картине.

2. Обозначь «пол» - «потолок» на картине.

2. Сгруппируй объекты по какому-либо признаку (природный – рукотворный мир, живая – неживая природа, взрослые – детеныши).

3. Изобразим объекты схемой.

4. Посмотри на эмблему и скажи правило: «Смотрю на картину и называю объекты, изображенные на ней».

Ход игры-занятия :

Воспитатель: К нам в гости пришла картина, посмотрите на неё. Поиграем в игру «Кто больше назовет объектов». Возьмите в руки бинокли (имитация руками) и назовите объекты, которые вы увидите на картине. Посмотрим, кто из вас самый внимательный.

(Педагог, по мере называния объектов, обозначает их схемами).

Дети: Собака, щенок, который лежит около мамы, щенок, который лезет на лавочку и т. д., блюдечко, коврик, лавочка, пол, потолок, стена дома, перила веранды и т. п.)

В: Назовите объекты живой природы

Д: Собака, щенки.

В: Назовите объекты неживой природы.

Д: блюдечко, коврик, перила веранды

П. : В какую игру мы с вами играли?

Д: Играли в игру «Кто больше назовет объектов»

П. : Вот эмблема этой игры (показ эмблемы) и ее правило: «Посмотри на картину и назови объекты».

Этап 2. Найдите на картине взаимосвязи между объектами

Задачи:

1. Учить детей устанавливать и объяснять связи между объектами (эмоциональные, действенные, родственные, классификационные и т. д.).

2. Активизировать словарь детей (называние действий и взаимодействий объектов).

3. Познакомить с эмблемой второго этапа и правилом «Один объект связан с другим».

Алгоритм нахождения взаимосвязей между объектами

1. Выдели два объекта на картине.

2. Объясни, почему они между собой связаны.

3. Объедини названные объекты стрелками.

4. Посмотри на эмблему второго этапа и скажи правило: «Все объекты между собой связаны, и я могу объяснить почему» или «Один объект связан с другим, потому что…»

Ход игры-занятия :

В. : «К нам пришел Волшебник Объединялка и начал все объединять. Предлагаю вам поиграть в сыщиков и узнать тайну картины - все объекты между собой связаны. Большую собаку он объединил со щенком, который сидит рядом с ней. Как вы думаете, почему?»

Д. : «Потому что они оба сидят на полу, потому что собака – мама щенка»

(Воспитатель проводит линию на схеме между собакой и щенком, показывает на картине эту связь).

В: А еще Волшебник Объединялка кого объединил?

Д: «Этого щенка – со скамейкой, потому что он на нее лезет, поставил на нее лапки» (ребенок проводит линию на схеме от щенка к скамейке).

Д: «Этот щенка – с матрасиком, потому что лежит на нем» (ребенок проводит линию на схеме от щенка к коврику)(так же про второго щенка на коврике).

Д: «Эти два щенка связаны друг с другом, потому что они лежат рядышком, один щенок положил голову на другого» (ребенок проводит линию на схеме от щенка к щенку).

Д: «Щеночек, который сидит на крылечке, связан с мячиком, потому что он с ним играет, трогает его лапкой» (ребенок проводит линию от щенка к клубочку)

Д: «Одеяло связана со скамейкой, потому что лежит на ней» (ребенок проводит линию между скамейкой и простынкой).

В: «Корзинка связана с матрасиком и скамейкой, потому что стоит около них» (проводится линия)

Д: «Блюдечко связано со щенком, который лежит на матрасике, потому что он смотрит на блюдечко, наверное, пил из него молоко» (проводит линию между щенком и блюдечком)

В. : С каким Волшебником мы сейчас играли?

Д: С Волшебником Объединялка.

П. : Вот эмблема игры (показ эмблемы этапа 2) и ее правило: «Один объект связан с другим, потому что….».

Этап 3. Представьте возможные ощущения

с помощью разных органов чувств

Задачи:

1. Учить детей описывать словом возможные звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения объектов картины.

2. Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

3. Познакомить с эмблемой третьего этапа и правилом: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие звуки издает и какой он на ощупь».

Алгоритм мыслительных действий:

1. Посмотри на картину, «войди в нее».

2. Выбери орган чувств, который поможет «путешествовать» по картине.

3. Сделай речевую зарисовку возможных ощущений.

4. Посмотри на эмблему этапа и скажи правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь». Узнай эмблемы четвертого этапа.

Примеры

3.1 Описание возможных ощущений, полученных с помощью слуха. Волшебник «Я слышу» :

В: «Сегодня к нам в гости пришел Волшебник «Я слышу» (показать эмблему). Предлагаю вам закрыть глаза и переместиться в картину. Сидите тихо-тихо и послушайте, что слышно, что происходит в картине

Д: «Я слышу, как собака лает»

«Я слышу, как щеночек гавкает».

«Я слышу, как щенок пьет водичку».

«Я слышу, как шуршит одеяло».

«Я слышу, как в блюдце плещется водичка».

«Я слышу, как в корзине что-то шуршит».

«Я слышу, как щеночки дышат».

«Я слышу, как коготки у щеночков стучат по полу».

3.2. Описание возможных ощущений, полученных с помощью тактильного анализатора. Волшебник «Я ощущаю лицом и руками» :

В: «А сейчас у нас в гостях Волшебник «Я трогаю» (выставляется эмблема). Потрогайте объекты картины, что вы чувствуете на ощупь?»

Д: «Я чувствую на ощупь, какая собачка мягкая, пушистая и гладкая».

«Я чувствую, что щеночки мягкие, пушистые, тепленькие, маленькие».

«Я чувствую, какая корзинка жесткая, крепкая, прутики у нее гладкие, ребристые».

«Я чувствую, какое одеяло мягкое, пушистое, теплое».

«Я чувствую, какая на ощупь лавочка жесткая, крепкая, немного шершавая, теплая, потому что солнышком нагрелась».

«Я чувствую, какое блюдечко гладкое, холодное, внутри сырое от водички, снаружи сухое»

«Я чувствую, какой мячик упругий, гладкий»

«Я чувствую, какая стена у дома твердая, шершавая, немного теплая»

«Я чувствую, какой матрасик мягкий, гладкий, теплый, потому что его щеночки нагрели, когда лежали на нем»

3.3. Описание возможных ощущений полученных через органы обоняния. Волшебник «Я нюхаю» :

В: «А сейчас у нас в гостях Волшебник «Я нюхаю» (выставляется эмблема). Понюхайте объекты картины, какой запах вы ощущаете?»

Д: «Лавочка пахнет доской, деревом».

«Блюдце пахнет водичкой, молочком»

«Собачка пахнет шампунем, потому что ее вымыли с шампунем»

«Щеночки пахнут щеночками, молочком»

«Корзина пахнет веточками и щеночками, потому что они в ней спали»

«Мячик пахнет резиной»

«Матрасик пахнет пылью и щеночками, потому что они на нем лежат»

Описание ощущений может идти с точки зрения, как постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

Этап 4. Составьте загадку по картине

Задачи:

1. Учить детей выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов.

2. Учить детей понимать сравнение, произнесённое педагогом.

3. Упражнять в сравнении по признакам, значениям признаков.

4. Учить составлять загадки по схеме.

5. Познакомить с эмблемой четвертого этапа и правилом: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками другого объекта»; «Я могу составить загадку».

Алгоритм составления загадок.

Воспитатель: Сегодня мы с вами сочиним загадку о каком-нибудь объекте картины. О каком объекте будем сочинять загадку? (дети выбирают и называют объект)

1. С детьми выбирается объект, изображенный на картине. Представляется модель составления загадки.

2. Обозначаются признаки объекта (есть цвет, форма, части).

3. Производится подбор объектов с такими же признаками. Загадки составляются из трех сравнений, сделанных по одному объекту

4. По мере ответов детей, выбираются лучшие варианты сравнений, заполняются пустые графы (графически или текстом) :

СОБАКА

Какая? Что такое же?

Большая Волк

Умная Человек

Пушистая Одеяло

5. Составляется единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

Загадки, самостоятельно составленные детьми :

по модели «Какой? Что такое же?»

Большая, но не волк,

Умная, как человек,

Пушистая, но не одеяло. (Собака)

Круглое, но не обруч,

Стеклянное, но не окно,

Жесткое, но не стена. (Блюдце)

6. Проговаривается правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку». Дети показывают эмблему этапа.

Этап 5. Составьте рифмованные тексты

по мотивам содержания картины

Задачи:

1. Учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.

2. Активизировать речь за счет рифмующихся слов.

3. Познакомить с эмблемой этапа и правилом: «Я называю объект и составляю с его названием рифмовку».

Алгоритм составления рифмованных текстов создан на основе сочинения лимериков.

В: «Ребята, сегодня мы с вами будем придумывать рифмовки. Выбирайте любой объект на картине»

Алгоритм Пример

1. Подбери рифмующиеся слова к объектам на картине Собачка - кусачка, щенята - ребята, и т. д.

2. Из пары слов составь двустрочник так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом Жила - была собачка,

И была она кусачка;

У нее были щенята

Как малые ребята.

3. Из двустрочников собери четверостишье Жила - была собачка,

И была она кусачка;

У нее были щенята

Как малые ребята.

4. Добавь пятую строчку - вывод по содержанию картины. Пятая строчка не рифмуется. Жила - была собачка,

И была она кусачка;

У нее были щенята

Как малые ребята.

Вот какая дружная семья!

5. Выразительно прочти рифмовку.

6. Скажи правило этого этапа и узнай эмблему этапа. «Я называю объект и составляю про него рифмовку»

Рифмовки, составленные детьми совместно с педагогом.

Жил-был щеночек,

Он был как клубочек.

Ночью он спал,

А днем играл.

Вот какой веселый щеночек.

Этап 6. Определите местонахождение объекта на картине

Задачи:

1. Учить детей пространственной ориентировке на картине.

2. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки (наречия).

3. Познакомить с эмблемой этапа и учить проговаривать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».

Алгоритм мыслительных действий:

1. Выбери объект. Определи его местонахождение на плоскости картины.

2. Опиши, как расположены другие объекты по отношению к нему:

- как это видит тот, кто рассматривает картину;

- с позиции выбранного объекта.

3. Посмотри на эмблему и произнеси правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине».

Примеры рассказов детей, описывающие местонахождения объекта на картине :

В: «Ребята, скажите, какой объект вы видите на картине и где он находится – слева, справа, посередине, вверху, внизу?»

Д: «На картине собака. Она с правой стороны картины».

«На картине щенки. Они с левой стороны картины».

«На картине корзинка. Она находится посередине».

«На картине блюдечко. Оно находится внизу картины, почти посередине».

В: «А теперь попробуем превратиться в объекты на картине и расскажем, где мы расположены и что расположено вокруг нас».

Собака

«Я собака. Я стою на полу справа. Рядом со мной сидит щенок. С другой стороны стоит корзинка. За мной, подальше, сидит щеночек с клубком. Передо мной на матрасике другие щеночки».

Щенок с мячиком.

«Я щенок, сижу вдалеке, на веранде. Около меня мячик. Мне очень хочется поиграть с ним, я трогаю его лапкой. За мной ступеньки крылечки, но я еще не пойду по ним».

Щенок у скамейки.

«Я щенок, я хочу забраться на лавочку. На лавочке передо мной одеяло и я с ним хочу играть».

Корзина.

«Я корзина, стою около большой собаки, вокруг меня много щенят, иногда они залезают в меня и спят».

Блюдечко.

«Я блюдечко. Я стою на полу, около меня два щенка».

Этап 7. Составьте речевые зарисовки, используя разные точки зрения

Задачи:

1. Учить детей перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.

2. Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине.

3. Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера.

4. Познакомить с эмблемой седьмого этапа и правилом: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня…. характер».

Алгоритм мыслительных действий:

1. Выбери объект (героя) на картине.

2. Определи его эмоциональное состояние, настроение или свойство характера.

3. Войди в образ героя (представь себя им).

4. Опиши восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

5. Посмотри на эмблему и скажи правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер».

Пример:

В: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Волшебник Превращения. Выбирайте любой объект на картине, в который вы будете превращаться (дети выбирают объект на картине).

В: Назовите объект, в который будете превращаться.

Д: Щенок, который сидит вдалеке.

В: Как вы думаете, какое у него настроение?

Д: Грустное.

В: Какой у него характер: он добрый или злой, трудолюбивый или ленивый, смелый или трусливый?

Д: Добрый.

В: А теперь попробуем превратиться в этого щенка и рассказать о себе.

(так же про собаку – маму).

Речевые зарисовки, составленные детьми совместно с педагогом

от имени объекта:

Грустный щенок.

Я маленький щенок, сижу около забора на веранде. Я о чем-то задумался, у меня грустное настроение, я скучаю. Я трогаю лапкой мячик. Я хочу с ним поиграть.

Собака - мама.

Я большая собака. Я умная, веселая, добрая. У меня много маленьких щенят. Я их всех люблю, забочусь о них. Впереди меня стоит миска. Сбоку от меня стоит корзина.

Этап 8. Опишите объект, изменяя его во времени

Задачи:

1. Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.

2. Активизировать в речи детей глаголы прошедшего и будущего времени.

3. Познакомить с эмблемой восьмого этапа и правилом: «Я выбираю объект и представляю, что с ним было раньше и что будет потом».

Алгоритм мыслительных действий:

1. Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.

2. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков.

3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.

4. Скажи правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом». Узнай эмблему этапа.

Пример:

В: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Машина времени». Выберем объекты и представим, что с ними было раньше и что будет потом. Выбирайте любой объект.

Д: Большая собака.

В: Что она сейчас делает?

Д: Стоит.

В: Как вы думаете, что с ней было раньше?

Д: Раньше она играла со щенятами.

В: А что она будет делать потом?

Д: Потом она ляжет спать; захочет покушать; вместе с щенятами пойдет гулять.

Щенок, который сидит около забора

Прошедшее время: играл с клубочком

Будущее время: дальше будет играть; подойдет к другим щеночкам; захочет спать.

Щенок, который лезет на лавочку

Прошедшее время: играл с другими щенками

Будущее время: полезет в корзину и посмотрит, есть ли там клубочек.

Блюдечко

Прошедшее время: в него было налито молоко, щеночки пили из него, вылизывали язычком.

Будущее время: в блюдечко положат кашу и щеночки будут есть ее.

Этап 9. Найдите смысловые характеристики картины

Задачи:

1. Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.

2. Учить составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.

3. Активизировать в речи детей слова, обозначающие смысл сюжета картины.

4. Познакомить с эмблемой этапа и правилом: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или мудрый смысл».

Алгоритм мыслительных действий:

1. Возьмем несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прочитаем текст пословиц и поговорок на них (текст читает педагог).

2. Рассмотрим сюжет картины через призму каждой пословицы или поговорки.

3. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит в качестве названия картины.

4. Скажи правило этого этапа «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Узнай эмблему этапа.

Ход занятия:

В: Ребята, я принесла вам красивую и волшебную «Ромашку мудрости». На лепестках этой ромашки написаны пословицы и поговорки. Попробуем их прочитать. Я буду отрывать лепестки и читать то, что на ней написано.

В (читает первую пословицу) : Когда вся семья вместе, так и душа на месте. Как вы думаете, можно так сказать про нашу картину?

Д: Да, потому что здесь мама и щенята, они вместе и им хорошо.

В: Конечно, ведь когда вся семья вместе - и мама, и детки, - все друг друга любят, заботятся друг о друге, и всем вместе хорошо.

В (читает следующую пословицу) : У всякого своя забава. Подходит ли эта пословица к нашей картине и почему?

Д: Подходит, потому что каждый занят своим делом. Мама собака смотрит на щеночков, один щеночек сидит рядом с ней, маленький играет клубочком, другой щеночек лезет на лавочку, а еще два лежат на матрасике.

В: Все верно, ведь всегда каждый чем-то занят, что-то делает. Так же, как и вы: можно рисовать, играть, гулять, кушать, читать, маме помогать. Много интересных дел можно сделать.

Итоговое занятие по составлению детьми творческих рассказов по картине

Задачи:

1. Закрепить знание этапов составления рассказа по картине.

2. Мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине.

Ход занятия:

В начале занятия предлагается детям рассказать гостям, в какие игры с картиной они играли, и объяснить «секреты» эмблем.

Воспитатель в качестве подарка картине предлагает детям составить свои рассказы и рассказать их взрослым.

Работа идет в паре: взрослый – ребенок. Ребенок индивидуально создает свой собственный рассказ, и тихо рассказывает его взрослому, который записывает текст на бумаге.

Рассказы детей :

«Я смотрю на картину и вижу большую собаку, рядом с ней сидит маленький щенок. На полу стоит корзина, рядом лавочка, на которую лезет другой щенок. Еще на полу стоит блюдце. Рядом на коврике лежат два щенка. Вдалеке сидит щенок и смотрит на клубочек. Я слышу, как большая собака лает. С лавочки сползает одеяло и шуршит. Я назову рассказ «Как играют щенята».

Костя, 4 года.

«Я смотрю на картину и вижу собаку. Вокруг нее много щенят. Два щенка лежат на коврике. Один лезет на лавочку. Другой щенок сидит около мамы-собаки и смотрит коврик. Корзина стоит на полу. Я назову рассказ «Дружба собачек».

Вера, 4 года.

«Я смотрю на картину и вижу большую собаку. Она сидит рядом со своим щенком. Два щенка лежат на коврике. Корзина стоит на полу около большой собаки, в ней шуршат клубочки. Около забора щенок сидит, играет с клубочком. Щенок грустный, он скучает по своей маме. Одеяло лежит на лавочке, на которую лезет щенок, он хочет посмотреть, есть ли в корзине клубочки. Я назову этот рассказ «Собака и пять щенят».

Арина, 4 года.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Составление рассказа по сюжетной картинке «Птичий двор» Тема: «Составление рассказа по сюжетной картинке "Птичий двор» Цели: закреплять умение детей составлять сюжетный рассказ по картине, развивать.

Конспект открытой НОД для детей второй группы раннего возраста «Кошка с котятами». Цель: Знакомить детей с домашними животными: кошкой и котятами. Задачи: Учить называть части игрушки. Учить отвечать на вопросы. Производить.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшей группы Цель: подготовка детей к составлению рассказа по сюжетной картине «Кошка.

Конспект занятия по рассматриванию дидактической картины «Кошка с котятами» в младшей группе [b]Конспект открытого занятия в младшей группе Тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» [/b]Цель: учить детей рассматривать картину.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Конспект по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Программное содержание: подвести детей к составлению.

Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Дорогою добра» Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «ДОРОГОЮ ДОБРА» Лимарева Ирина Ивановна МБДОУ № 42 «Кораблик» Конспект.

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Кошка с котятами» Актуальность:: Период раннего детства – самый счастливый в жизни малыша. Это время «проживается» в радостном общении с взрослыми и сверстниками,.

Конспект занятия по составлению описательного рассказа «Моя любимая игрушка»Конспект занятия по составлению описательного рассказа «Моя любимая игрушка» На прошлой неделе мы с ребятами читали рассказ о игрушечной поросенке, который помог своему хозяину найти любимую варежку потерянную на.

Конспект занятия по составлению рассказа на тему «Мой край родной» Цель: учить составлять короткий рассказ на заданную тему; употреблять в речи сложноподчиненные предложения, упражнять в согласовании прилагательных.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» для детей среднего возраста Занятие по развитию речи. Составление рассказа по картине: «Саша и снеговик»», с использованием ИКТ для детей среднего возраста. Цель: Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами» с детьми среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2018 в 11:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД