Галина Артемьева
Конспект занятия по теме Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Цель: показать роль художественного слова в эстетическом воспитании по средствам рассматривания картины В. М. Васнецовым и использование малых фольклорных жанров.
Публикация «Конспект занятия по теме Рассматривание картины В, М, Васнецова „Богатыри“,» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Задачи: отвечать на вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждать о характерах героев и настроении картины, использовать в речи синонимы и сравнения; дать представление о метафоре.
Развивать связную речь, логическое мышление, концентрация внимания.
Воспитывать любовь к художественной литературе, потребность использования фольклора в своей речи, ценить творчество художника, а также народное творчество.
Предшествующая работа.
1. Чтение художественной литературы о богатырях:
• Как Илья из Мурома богатырём стал.
• Илья Муромец и Соловей-разбойник.
• Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.
• Алеша Попович и Тугарин Змеевич.
• На заставе богатырской.
• Никита Кожемяка.
2. Рассматривание картин, иллюстраций о богатырях.
Материал. Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»; выставка книг о богатырях.
Литература.
1. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. /под ред. О. С. Ушаковой. ТЦ «Сфера»,2004.
2. Русские богатыри. Былины. Пермское книжное издательство, 1985.
Ход.
1. Звучит музыка «Богатыри». Воспитатель читает отрывок из былины:
«Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.
А Илья взял топор и пошёл на пожню к отцу с матерью. Видит: малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжёлой работы умаявшись, спят крепким сном – люди старые, а работа тяжёлая.
Стал Илья лес расчищать – только щепки полетели. Старые дубы с одного размаха валит, молодые с корнем из земли рвёт.
За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал и выровнял поле широкое – только знай зерном засевай!
Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали стариков странников.
А Илья пошёл себе коня искать».
- О ком в этом отрывке сейчас я вам прочитала? (Об Илье Муромце, богатыре).
- Подберите синонимы (близкие по смыслу) к словам: богатырь (силач, воин, борец, смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка, смельчак (храбрец, орел, герой, рыцарь без страха и упрёка, сильный (могучий, богатырский, написать (придумать, сочинить, нарисовать); сравнения: смелый, как, храбрый, как, могучий, как, чёрный, как … .
- Каких ещё знаменитых богатырей вы знаете?
- Что вы можете рассказать об этих былинных героев, защитников Отечества?
- А откуда мы можем узнать об этих людях, богатырях?
- Да, мы с вами можем узнать из пословиц, поговорок, из различных сказок, былин.
- Какие сказки, былины о богатырях вы знаете? Назовите их.
- Какие пословицы и поговорки вы знаете?
- Все эти слова, подобранные вами, можно найти в сюжете картины, которую мы будем рассматривать. Вы догадались, о ком или о чём будет эта картина?
2. На мольберт выставляется репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри». Дети в течение нескольких минут рассматривают репродукцию.
Воспитатель читает отрывок из былины:
Тут все богатыри, все святорусские,
Садились они на добрых коней
И поехали раздольицем чистым полем…
А стой горы да со высокой
Усмотрел старый казак да Илья Муромец,
А то едут ведь богатыри чистым полем,
А то едут ведь на добрых конях,
И пустился он с гор высокой,
И подъехал он к богатырям ко святорусским,
Рядом с ними стал…
- Посмотрите на картину. Кто здесь изображён? (Богатыри русские.) Кто назовет их по имени? (Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.)
- Какими изображены богатыри? Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда и оружие? Какие кони под ними и чем они украшены?
- Как вы думаете, какие отношения между богатырями?
- Какая природа окружает богатырей?
- Как вы думаете, что делают в поле богатыри? Почему?
- Какой богатырь вам больше всего нравится и чем?
- Что понравилось вам в этой картине?
- Какие пословицы вы знаете о богатырях?
Воспитатель представляет свой рассказ:
«На заставе три богатыря стоят на страже границ своей Родины. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуется во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под чёлкой». Конь его спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: в правой руке булатная палица, за ней виден колчан со стрелами; в левой руке щит и длинное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, в стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода, удлиненный нос. Одет он богато и нарядно. Сидит на белом длинногривом коне.
Третий богатырь Алёша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берёт ловкостью, быстротой, находчивостью. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове. Рыжий конь Алёши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами и степью раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту.
Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
3.- А сейчас оживут наши богатыри и станцуют нам свой танец.
(Под музыку … выходят трое «богатырей» и танцуют танец.)