Елена Алексеевна Благонадеждина
Конспект занятия по валеологии для детей подготовительной группы «Путешествие пирожка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие пирожка»
Программное содержание: Продолжать формировать элементарные представления о роли органов пищеварения (рот, пищевод, желудок, кишечник) в жизни человека. Учить наблюдать за процессами пищеварения в ходе предлагаемых опытов; учить называть органы пищеварения. Развивать любознательность, стремление узнавать о строении, работе и гигиене органов. Воспитывать стремление бережно относиться к своему организму.
Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок о здоровье
Публикация «Конспект занятия по валеологии для детей подготовительной группы „Путешествие пирожка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Оборудование: схема приветствий на экране, воздушный шарик, бутылка с водой, камни, банка, губка, верёвка 8 метровая, схема на экране «система пищеварения», продукты (капуста, морковь, лук, колбаса, конфета, чипсы, сухарики, кусочки овощей и фруктов на шпажках для игры «угадай на вкус», кусочки наждачной бумаги по количеству детей, кусочки яблок для экспериментирования, фишки по количеству детей, призы для детей.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Ребята, каждый день при встрече мы говорим одно и то же слово «здравствуй». А знаете ли вы, что существует множество различных способов приветствия? ( на экране показываются схемы приветствия: рукопожатие, обнимают друг друга, поклон, приглашение войти, помахать рукой). Слово «здравствуй» мы повторяем друг другу, желая здоровья, каждый день, а почему так важно быть здоровым? Что значит «быть здоровым»? (ответы детей).
- Давайте мы с вами встанем в круг и вспомним, как на этой неделе мы с вами приветствовали друг друга (дети встают в круг и вспоминают слова или знаки приветствия).
- Сегодня я вас приглашаю в необычное путешествие, в котором мы узнаем, куда попадает пища, которую мы едим. Например, вы любите пирожки? Давайте посмотрим, какое необычное и интересное путешествие ждет наш пирожок. Вот мы с вами откусили пирожок. Чем мы его откусили? (зубами) и тут на пути пирожка встречается строгий охранник.
- Догадались, кто это? Это – язык. От кого же он охраняет? Как только пище попадает в рот, наш язык определяет вкус пищи, съедобным или несъедобным нас решили накормить.
- Давайте мы с вами проведем эксперимент (игра «угадай на вкус»).
- Видите, благодаря вашему языку вы узнали вкус еды, определили, съедобное это или несъедобное. Если же на пути у нашего языка попадется что-то несъедобное или испорченное, наш язык просто выплюнет. Нашему охраннику помогают крепкие зубы. Как вы думаете, для чего нужны зубы? (Зубы помогают языку измельчая пищу, то есть пережевывают, для того, чтобы пища могла пройти дальше). А куда же отправляется наш пирожок дальше? Дальше он проходит по специальной трубочке, которая называется «пищевод» (воспитатель продвигает хлебный шарик по «пищеводу» на экране). Посмотрите, какое интересное слово - «пищу» «водит, провожает». Давайте повторим это новое для вас слово вместе (дети повторяют вместе, потом 2-3 индивидуальных повторения).
И по этой трубочке наш пирожок попадает в узенький, тесный мешок, который называется желудок.
Сложное слово, давайте повторим его вместе (повторяют 2-3 раза все вместе, потом индивидуально). Наш желудок, когда мы голодны, похож на спущенный воздушный шарик. Но за обед мы съедаем первое, второе блюдо, выпиваем компот и наш желудок вот так наполняется (воспитатель наливает воду в шарик). Желудок чуть растянется и, наконец, превратиться целую пещеру, до потолка набитую жареными пирожками (воспитатель продвигает хлебный шарик к «желудку»).
- Давайте попробуем надуть наш живот, как будто мы съели очень много пирожков, (глубокий вдох) погладьте наш сытый живот по часовой стрелке, а теперь представьте, как будто все пирожки переварились, и живот оказался пустой (глубокий выдох). Дыхательные упражнения повторяются 2-3 раза.
Стенки желудка, как и в настоящей пещере не гладкие, а шершавые, примерно такие (воспитатель показывает кусок наждачной бумаги) из них сочится вода. Только эта вода не обычная, а это – желудочный сок, течет она не только с потолка, а сразу отовсюду. Этот сок пропитывает всю пищу и растворяет даже твердые леденцы до жидкой каши. Желудок тоже своими стенками мнёт, растирает и перемешивает пропитанную соком еду, также как ладони трут и перемешивают твёрдую глину с водой. Давайте мы с вами проведём эксперимент (дети подходят к столу, берут кусочки наждачной бумаги и пробуют перетереть кусочек яблока). Вся эта сложная работа и называется перевариванием.
Дальше наш пирожок попадет в длинный тоннель, который похож на длинную змею, «змея» эта вначале тонкая, как сосиска, а в хвосте – толстая, как огурец. Называется этот тоннель «кишечник».
Давайте все вместе повторим (2-3 коллективных высказывания).
Воспитатель продвигает хлебный шарик по «кишечнику» на экране. Медленно, как на лифте, наш пирожок, который уже похож на манную кашу, опускается вниз по этому коридору и эта кашица плавно въезжает в тонкую кишку. Стенки её не грубые и шершавые, как в желудке, а бархатистые, потому что покрыты малюсенькими ворсинками. Вот этими ворсинками вся питательная жидкость из пищи кормит все клеточки организма (воспитатель показывает всасывание на примере губки).
- А теперь давайте вместе с вами вспомним путь нашего пирожка.
У меня есть картинки, которые обозначают так называемые опорные пункты на пути нашего пирожка, это рот, пищевод, желудок, кишечник. Вам нужно помочь пирожку, нужно выстроить в правильной последовательности все органы пищеварительной системы (детям раздаются картинки с изображением органов, по команде они встают в правильном порядке, один из детей проверяет правильность выполнения задания).
Подведение итогов. Ребята, вы сегодня узнали, что происходит с пищей, которая попадает в наш организм, а теперь давайте выберем, чем мы можем порадовать наш желудок, а чем огорчим.
Дети подходят к столу, где находятся продукты питания: капуста, морковь, яблоко, колбаса, чипсы, сухарики, газировка, дети выбирают полезные с их точки зрения продукты, потом все вместе обсуждаем выбор детей.
В конце занятия воспитатель с детьми подсчитывают количество фишек, и дети получают метки в свои блокноты.