«Уроки бабушки Маруси». Конспект занятия по вышивке в кружке «Лоскуток»

Марина Михайленко
«Уроки бабушки Маруси». Конспект занятия по вышивке в кружке «Лоскуток»

Программные задачи:

- продолжать учить детей вышивать по разметке, швом “вперед иголка»;

- знакомить детей с понятием «стежок», «шов»;

- расширять знания о возможностях использования вышивки для украшения самых различных изделий;

- уточнить знания детей о правилах техники безопасности при работе с инструментами для вышивания;

- способствовать поддержанию интереса у детей к вышивке;

- воспитывать усидчивость, терпение.

Материалы к занятию:

- коробка;

- подборка открыток, фотографий вышитой одежды, предметов быта;

- клубок красных ниток;

- изображение ёжика, перебирающегося по камушкам через речей

- образцы декоративных швов;

- нитки мулине; ножницы; игольница с иголками; пяльцы, лоскут ткани, заправленный в пяльцы, с разметкой для выполнения шва «Вперёд иголку» в виде линии с точками, определяющий длину стежка на каждого ребёнка;

- работы детей;

- для воспитателя – юбка, кофта (сарафан, платок, очки.

Примерный ход занятия:

Воспитатель (в костюме бабушки): Здравствуйте ребятки, я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Пожалуйста, проходите, показывает им красный клубочек ниток. Дети, сегодня из страны сказок прикатился к нам волшебный клубочек, он принес нам новую сказку,послушайте:

«Жила на свете Марья-искусница. Любила она гулять по полям да лесам. Собирать букеты цветов, слушать пение птиц, журчание ручьев. Что ни увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки для вышивания выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья растений - из них она делала краску. Умелая да ловкая была Марья-искусница. Вот и сложили люди о ней сказку. Всех девушек научила она своему умению. Вышивание - старинное искусство. На Кубани вышивкой занимались женщины с давних времен, когда ещё не было ни вас, ни меня, ни бабушек, ни прабабушек, одним словом, очень давно.В те времена все приходилось делать вручную: шили сорочки, фартуки – передники, сарафаны, юбки, скатерти. Чтобы одежда и белье были более нарядными, мастерицы расшивали изделия узорами. Женщины обычно занимались вышивкой вечерами, после работы в поле, пели песни. В узорах вышивки они передавали свое настроение. Основные цвета вышивок на Кубани: красный, желтый, черный.

Воспитатель объясняет: «Ребята,это не случайно: красный цвет и желтый - цвет огня, солнца, а черный - цвет земли. Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля - наш дом и наша кормилица». (Показ иллюстраций с изображением узоров).

Вышивали гладью и крестиком иконы. Украшали вышивкой одежду, обувь, головные уборы. Предметы быта и интерьера (полотенца, скатерти, занавески, картины). Иголкой с ниткой, как кисточкой с красками, изображали всё то,что видели вокруг: людей, животных, цветы, птиц, а иногда и просто причудливый узор. Считалось, что многие вышитые узоры приносят человеку счастье, достаток в дом, оберегают от бед. Цвет ниток для вышивок также выбирали не случайно, он зависел от того, где и в какой стране живёт вышивальщица. (показ иллюстраций с изображением вышитых изделий).

А к свадьбе своей они должны были обязательно вышить полотенце,которое называлось: «Рушник». (Показ иллюстраций).

Этим полотенцем украшали в доме окна, зеркало, красные углы, стены во время свадьбы. И красовались на этом рушнике диковинные птицы, травы, расцветали чудесные цветы.

Люди верили, что такой вышитый рушник обладает волшебной силой охранять благополучие и счастье семьи.

Женские рубахи украшали вышивкой по рукавам, подолу, предплечью; мужские - по вороту и на груди. (Показ иллюстраций).

Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека от беды и болезни, поэтому и вышивку они называли «оберег» от слова беречь».

Воспитатель: У меня на столе - красивая коробочка, давайте посмотрим, что в ней? (Воспитатель достает подборку иллюстраций, фотографий, открыток с изображением вышитых изделий - старинная вышивка).

Воспитатель спрашивает детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия Отвечают дети.

Воспитатель: Давайте рассмотрим изделия, украшенные вышивкой:

- что изображено;

- где расположен рисунок;

- какого цвета нитки использованы.

Ответы детей.

Воспитатель: Однако, как бы ни были различны вышивки, все они очень красивы и делают вышитые предметы очень нарядными, если их выполняли умелые, трудолюбивые руки.

Воспитатель: Показать детям рисунок с изображением ёжика (рисунок с изображением ёжика, который хочет перебраться через ручей по камушкам, но камушки находятся только у берега).

Воспитатель:Ребятки отгадайте загадку:

«Шагает мастерица, по шёлку да по ситцу.

Очень мал шажок. А зовут его (стежок)».

Воспитатель: Подумайте, о какой мастерице идет речь.

Дети: Об иголке.

- Рассмотрим образец шва «Вперёд иголка».

Показ модели шва «Вперёд иголка».

Обратить внимание на то, что все стежки этого шва одинаковые, промежутки между стежками тоже равны между собой, шов выполняется справа налево.

- Подумайте, на что похожи стежки этого шва.

Дети: - На палочки, камушки…

- Нам нужно помочь ёжику. Вышить ему дорожку с камушками швом «Вперёд иголку», по которой ёжик может перебраться на другой берег ручья.

- Посмотрите, как выполняется шов, и подумайте, почему он назван «Вперёд иголку».

Дети: Иголка двигается по ткани только вперёд, то прячась, то снова появляясь.

Воспитатель: Подумайте, какие инструменты нам необходимы, чтобы выполнить шов на ткани.

Дети: Игла, ножницы.

Воспитатель: Перед тем как приступить к вышиванию,давайте повторим правила безопасности и разогреем наши пальчики:

- игла в игольнице; ножницы и нитки в коробке;

- игла всегда должна быть с ниткой, для того чтобы легче было её найти;

- нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;

- нельзя брать в рот иглу, нитку, булавку, пуговицы и другие предметы;

- иглу передают тупым концом, а ножницы кольцами вперёд;

- ножницы не должны лежать на краю стола.

Пальчиковая гимнастика: «Кулачки».

«Кулачки мы вместе сложим, нашим пальчикам поможем,

Разогнуться, потянуться и с друг другом встретиться.

Пальчик к пальчику прижмём, снова кулачки зажмём.

Разжимаем, зажимаем, крепко кулачки сжимаем».

Воспитатель: Выполним шов на лоскутке ткани для вышивания, прокалывая ткань в точках разметки стежков на прямой линии.

Игла с ниткой в правой руке, а лоскут ткани в левой. Вышивание швом “вперед иголка”. Проткнув иглу сверху вниз, перевернуть лоскут ткани и опять проткнуть лоскут ткани иглой вниз и так до конца разметки.

(Тот, кто овладеет этим приемом, лоскут ткани может не переворачивать, а вышивать и снизу вверх и сверху вниз).

Дошив до конца разметки, вывести остатки нити на левую сторону и закрепить за соседний стежок. Отрезать нить ножницами и аккуратно воткнуть иголочку в игольницу.

Обратить внимание детей на то, как закрепляется нить на ткани в конце работы (показ педагога):

- на изнаночной стороне ткани обвить нитью последние 2-3 стежка;

- закрепить нить на ткани.

Анализ детских работ: разложить рядом лоскутки ткани со швами, выполненными детьми, обратить внимание на то, какая длинная получить дорожка, по которой ёжик сможет перебраться через любой ручей.

Воспитатель: Вот сколько секретов открыл нам красный клубок- колобок. В наше время люди тоже носят вышитую одежду, правда теперь узоры самые разные, да и мало кто знает, что сами узоры, что-то означают, кроме украшения, а вы теперь знаете и сможете рассказать своим близким и даже сами попробуете, кто захочет вышить что-нибудь.

Публикации по теме:

Кружковая работа по вышивке в детском садуКружковая работа по вышивке в детском саду Цель: Приобщение к народному декоративно - прикладному искусству. освоение техники вышивания формировать желание научиться вышивать развитие.

Кружковая работа по вышивке «Вперед иголочкой» Кружковая работа по вышивке «Вперед иголочкой» Цель: Приобщение к народному декоративно - прикладному искусству. Освоение техники вышивания.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
«Уроки бабушки Маруси». Конспект занятия по вышивке в кружке «Лоскуток»
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 15:24
+73Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День фокусов на МААМ

Волшебству, которое дарят нам иллюзионисты, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с профессией фокусника и научить их...

24 июня. Фестиваль панамок на МААМ

Кепки, шляпки, панамки в жаркую и солнечную погоду детям не просто нужны, а необходимы. Почему так важно не забывать о головном уборе знойным летним днём? Откуда взялось такое название: «панамка»?...


Горячие темочки