Дарья Васильева
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы ДОУ «Грибы такие разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Познакомить детей с разнообразием и ролью грибов в природе. Формировать представление о необходимости их охраны, закладывать основы экологически грамотного и безопасного для здоровья самого ребенка поведения (съедобные, ядовитые грибы)
Материалы, оборудование. Муляжи, рисунки, фотографии разных грибов; фотографии белки, барсука, лося, березы, осины, дуба, ели и сосны.
Содержание занятия. Воспитатель предлагает отгадать загадку:
У кого одна нога, да и та без сапога?
Шапочка да ножка – вот и весь Ермошка. (Гриб)
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшей группы ДОУ „Грибы такие разные“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Ребята, сейчас ранняя осень. Именно в это время в лесах растет больше всего разных грибов. Многие из них люди собирают и едят. Кто из вас собирал вместе с мамой и папой грибы? (ответы детей) В это время была сухая или дождливая погода?» (ответы детей)
«Чаще всего грибы собирают летом и ранней осенью, когда идут дожди. Есть даже такое выражение «грибной дождь». Воспитатель предлагает детям послушать народные песенки- потешки о грибах.
«Ребята, где можно встретить грибы? (в лесу, на полянке) Какие грибы вы собирали?»
Воспитатель показывает фотографии съедобных и не съедобных грибов. Дети называют знакомые грибы. Воспитатель называет все грибы, которые рассматривали дети, и рассказывает, какие из них съедобные, а какие опасны для человека
«Где еще кроме леса модно встретить грибы? (в парке, сквере и даже во дворах домов) Посмотрите на грибы (шампиньоны и вешенки) эти грибы человек научился выращивать, их можно купить в магазине.»
Воспитатель предлагает послушать отрывки разных стихотворений и подобрать к каждому из них изображение того гриба, о котором в нем говориться.
1. Вот старик – боровик –
Очень важен и велик.
Темная шляпка, белая ножка –
Я возьму тебя с собой,
Полезай в лукошко.
2. На пеньке растут опята –
Очень дружны ребята.
Где их шляпки? Рассмотри
И в лукошко собери.
3. Масленок на солнце,
Не прячась, блестит.
И кажется, будто
Он маслом облит.
4. Красная шляпка, ножка синеет.
Кто этот гриб в непогоду согреет?
Тепло под осиной, тепло и уютно.
Здесь подосиновик в доме как будто.
5. Волнушки волнуются – кто к нам придет?
Кто нас в лесу на дороге найдет?
6. Под ногами скрип да скрип.
Где ты - самый рыжий гриб?
Весь хвоинками укрыт,
Он под старой елью спит.
«Ребята, у белого гриба на ножке есть мелкая сеточка, которой нет у других грибов. У него приятный запах. Этот гриб съедобный. А вот если надломить рыжик, в этом месте сок зеленеет. Если надломить подосиновик, гриб синеет. Ребята когда вы собирали грибы как вы это делали – срезали, выкручивали или просто вырывали? При сборе грибы лучше всего срезать или аккуратно выкручивать. Гриб состоит из шляпки и ножки и это далеко не весь гриб, это только та его часть, которая находится над землей и которую мы видим. Тоненькие белые нити грибницы, на которых вырастают грибы, находятся в земле. Эти «нити» похоже на тоненькое кружево. По этим «нитям» из земли к грибам поступает вода и питательные вещества. Если человек при сборе грибов ворошит палкой листья, разрывает мох, землю – тонкие белые «ниточки» рвутся, грибница разрушается, и на следующий год грибы в этом месте уже не вырастают. Кроме того, без «одеяла» из листьев, мха и земли грибница высыхает. Если грибницу беречь, она может прожить сотни лет»
«Несъедобные и ядовитые грибы не нужно срывать и сбивать. Их просто не нужно трогать.» Воспитатель задает вопросы.
- Почему необходимо поступать именно так?
- Что случиться, если в лесу исчезнут грибы?
- Нужны ли грибы еще кому-нибудь, кроме людей?
- Для чего нужны несъедобные грибы?
«Вспомните, какие звери запасают на зиму грибы, (изображения белки и барсука) едят грибы (изображение сороки, лося, оленя и др.) Для человека мухомор – очень опасный гриб. Он красивый, но лучше любоваться им из далека. А вот белки, слизни и сороки могут есть мухоморы. Для лося мухомор – это лекарство. Еще в грибах откладывают свои личинки некоторые насекомые. Многие грибы «дружат» с деревьями. Маслята растут в сосновом или еловом лесу, белые грибы – в сосновом, подосиновики – под осиной, подберезовики – под березой. Грибы не спроста селятся возле разных деревьев : они помогают им расти. А деревья, в свою очередь, помогают грибам получать пищу. Если не будет в лесу грибов, многие деревья будут хуже расти»
«У некоторых грибов «говорящие названия» (воспитатель показывает их по очереди) например:
- Почему этот гриб называется лисичка? (он рыжий, а его шляпка чем-то напоминает мордочку лисы)
- Почему этот гриб называется масленок? (его шляпка блестит так, будто намазана маслом)
- Почему этот гриб называется волнушка? (на ней можно различить кольца - волны)
- Почему этот гриб называется белым? (ножка белого гриба даже в засушенном виде остается белой, в то время как другие грибы при сушке чернеют)
«Ребята есть такие грибы как подберезовик, подосиновик, дубовик. Почему они так называются? (ответы детей) Все эти названия рассказывают, под каким деревом чаще всего растут эти грибы.
- Гриб, который растет под березой, называется….(подберезовик)
- Гриб, который растет под осиной, называется…. (подосиновик)
- Гриб, который растет под дубом, называется (дубовик)
«Грибы бывают очень разными. На столько разными, что глядя на некоторые из них, мы даже не сразу можем сказать, что это грибы. (дети рассматривают изображения необычных грибов) Ребята давайте с вами подведем итог нашего занятия :
- Грибы бывают очень разные
- Грибы бывают съедобными, несъедобными и ядовитыми (опасными для человека)
- Нельзя трогать, собирать незнакомые грибы
- Природе нужны все грибы. Их едят разные животные, с ними «дружат» разные деревья.
- При сборе грибов нужно аккуратно выворачивать или срезать ножку.
- Нельзя сбивать грибы ногами или палкой
- В поисках грибов нельзя разгребать землю или мох палкой, чтобы не повредить грибницу.