Елена Козлова
Конспект занятия по экологии с элементами развития элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Новогоднее путешествие в лес за ёлочкой».
Цели и задачи:
- закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе;
- закреплять знание натурального ряда чисел;
- развивать внимание и память;
- развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
- развивать творческое воображение и логическое мышление;
- развивать речь, познавательный интерес;
- дать детям новые знания о правилах поведения в лесу зимой;
- развивать навыки самостоятельной и коллективной работы, навыки сотрудничества.
Публикация «Конспект занятия по экологии с элементами развития элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы :
- игрушка Лесовичка, его домик;
- силуэты рукавичек с различным узором;
- картинки различных деревьев без листьев с прикрепленными к ним семенами;
- «сани» из стульев и стола с цветной маркировкой команд;
- набор картинок «дикие животные средней полосы»;
- листы бумаги с цепочками следов этих животных;
- набор цифр;
Ход занятия:
Часть 1. Сборы в дорогу.
Скоро Новый год, а ёлки у нас нет. Где же нам её найти? (варианты ответов детей, останавливаемся на том, что больше всего ёлок в лесу). Ну что ж, значит, давайте отправимся в лес за ёлкой. Только сначала нужно одеться потеплее. Какие предметы одежды нам понадобятся? (остановить внимание детей на варежках). Вот здесь, у меня в руках рукавички, только они немного перепутались. Надо бы найти им пару из варежек, разложенных на столе. Но путешествие в лес сложное, поэтому отправиться туда могут только самые смелые и умные. Давайте сделаем так: я буду задавать вопросы. Кто ответит на вопрос - получает варежку и идёт к столу искать пару, а потом садится в наши «сани». Сани тоже цветные, цвет саней должен совпадать с цветом рукавички. Готовы? Начинаем. (воспитатель задаёт вопросы с целью закрепления знаний о сезонных изменениях в природе. По мере выполнения задания дети делятся на 2 – 3 команды в зависимости от количества детей)
- основные признаки зимы (дни короткие, рано темнеет, на улице холодно, выпадает снег, прекращается рост растений, деревья стоят голые, у некоторых животных вырастает густой мех, другие – впадают в зимнюю спячку)
- почему зимой идёт снег?
- какие звери зимой впадают в спячку? (медведи, ежи, еноты.)
- какие звери меняют шубку зимой?
- какие птицы остаются зимовать с нами?
- Чем питаются зайцы? (корой деревьев? Лисы? Волки? Лоси? Медведи?
- Назови детёнышей животных. (волк, заяц, лиса, лось и т. п.)
- Назови время года? Месяц? Предыдущий? Последующий?
Часть 2. Путешествие.
Ну что, все готовы? Отправляемся. (звучит музыка). По каким признакам мы определяем, что пришли в лес? Правильно, в лесу много деревьев. Вон их сколько на доске. А вот и первое задание для команд. Нужно определить, как называется каждое дерево и найти среди них ёлку. Кстати, как правильно называется ёлка (ель). А теперь посчитайте, сколько таких деревьев в нашем «волшебном лесу». (от каждой команды подходит один человек и выбирает знакомое дерево, объясняя, по каким признакам сделан вывод: дерево опознано по стволу, семенам, кроне…. Снимает дерево и все на него похожие, возвраща-ется на место. Команда считает деревья и выкладывает нужную цифру).
Часть 3. Знакомство с Лесовичком.
Ну вот, ёлку мы нашли, как же мы её возьмём без разрешения? А у кого надо бы спросить это разрешение? ( принимаются ответы: лесник или Лесовичок). А кто такой лесник? Лесовичок? (человек, который следит за состоянием леса и его обитателей- лесник, а лесовичок – сказочное существо).
Ну, раз путешествие у нас сказочное, значит, и разговаривать мы будем со сказочным существом. Но для этого нужно найти Лесовичка, ведь домик у него в самой чаще леса. Как мы пойдём? В лесу же сугробы? (по тропинке). Посмотрите, сколько тропинок на снегу (на пол выкладываются «следы» разных животных). Кто же здесь пробегал? (дети ищут знакомые следы и определяют, каким животным они принадлежат). А чьих следов мы не найдём зимой никогда? Почему? (медведя, ежа, змеи, потому что они впали в спячку). А вот и человеческие следы. Кто мог оставить их в зимнем лесу? (лесник, охотник). Давайте пойдём по ним. (от каждой команды выделяется 1 человек, ему завязываются глаза и по команде детей: «один шаг вперёд, два – влево…» продвигается по тропинке).
Поздравляю! Все команды благополучно прошли на полянку. А вот и домик Лесовичка. Посмотрите, какие забавные у него окошки. Какую форму они имеют? (треугольную). А сколько треугольников в окошке? (число окошек равно числу команд)
Надо бы постучать. (детям предлагается повторить ритм на слух. Причём кто из детей будет стучать, должна выбрать команда).
- Ну, чего вы стучите, чего спать не даёте! Бродют тут всякие!
- Лесовичок, не ругайся, пожалуйста. Мы из детского сада. У скоро Новый год, а у нас ёлки нет. Мы бы хотели срубить в лесу. Можно?
- А вы как думаете? (предположения детей). Вот, вот. Ежели каждый по ёлочке срубит, так моим зверям и птицам жить негде будет. Не лес, а пустыня получится.
- А как же появляются живые ёлки в домах? В Кремле, например?
- Так те ёлки специально для новогодних праздников сажали. Давным-давно. Ёлка-то лет десять, а то и больше расти должна. Вот ежели вы весной ёлочку посадите, то ваши детишки с ёлкой будут. Такое место, где ёлки выращивают, питомником называется. Вы уж лучше у себя в городе в магазине купите искусственную. И лесу не навредите, и выбрасывать потом не надо будет, спрячете до новых праздников. А хотите, я вам сам пришлю? Искусственную, конечно.
- Вот спасибо, Лесовичок, уму-разуму научил и ёлочку подарил.
- Я так рад, что вы ребята понятливые, лес мой не стали губить. У меня здесь хорошо. Воздух чистый, морозный. Тихо. С лета лес сильно изменился. Птицы улетели, многие звери спать залегли. Жизнь растений замерла, они прекратили свой рост и спят, укрытые тёплым снежным покрывалом. А вы знаете, что деревья тоже могут замёрзнуть зимой? Без снежного наряда деревья наверняка погибли бы от холода. Поэтому я вас попрошу ходить в лесу осторожно, не разгребать снег у стволов деревьев, не стряхивать его с веток. Но если вы увидите, что ветки сильно прогнулись от снега, то помогите им освободиться от снежного груза, стряхните. А лучше зимой в лес вообще без надобности не ходить, не тревожить покой лесных жителей и не дразнить голодных волков. Глупый человек много беды наделать может.
- Хорошо, Лесовичок. Дети у нас умные, много про лес уже знают. Не беспокойся, не навредим мы ни тебе ни лесу. А хочешь, мы тебе подарок сделаем? Вот ты свою ёлку чем украшать будешь?
- Известно, чем. Снегом, чем же ещё?
- А давай мы с ребятами бусы сделаем, ты их на ёлку повесишь, красота будет!
- Бусы… Красиво говоришь? Ладно, давайте, чтоб красиво.
- До свидания, Лесовичок. Мы тебе подарок почтой вышлем, а ты нам – ёлку. (Лесовичок прощается и отправляется к себе в домик.)
Дети садятся за столы и наклеивают бусы по образцу. Эту работу можно сделать в вечерние часы или на следующем занятии.