Ольга Дёмина
Конспект занятия по звуковой культуре речи и обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 «Радость»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»
Подготовила: Дёмина О. В. учитель-логопед
Урай 2013г.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить артикуляцию звука [к]
- познакомить с графическим образом буквы К.
Коррекционно-развивающие задачи:
-автоматизировать звук к в слогах, словах.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи и обучению грамоте» размещена в разделах
-развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
-развивать мелкую моторику; внимание, память.
Воспитательные задачи:
-воспитывать самоконтроль, речевую активность.
Материал к занятию : Смешарики, разрезной домик из 4 частей, портрет звука [к]; картинки «мак» и «кот»; графическое изображение буквы К; картинки на звук к : кабачок, капуста, картофель, крот, крокодил, кресло, колокольчик; конверты с картинками «мак» и «кот» и с разноцветными кружками на каждого ребенка, пластилин.
Ход НОД:
1. Организационный момент (на ковре)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты- мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Сообщение цели.
– Ребята, сегодня я получила письмо и хочу вам его прочитать:
У меня стряслась беда,
Помогите, детвора!
В домик мой ворвался ветер,
Все разрушил, разбросал,
Части все заколдовал.
Чтобы домик вновь собрать-
Нужно знанья показать.
Ваш новый звук и новая буква.
- Поможем собрать домик? Тогда проходите на стульчики.
3. Закрепление артикуляции и характеристика звука [к]
Чтобы узнать новый звук, вы должны назвать первый звук в имени этого героя.
(на доску вывешивается Крош)
- Кто это? (Крош)
- Назовите первый звук. (К)
- Послушайте, как я произнесу звук [к] :
Зубы и губы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нё ба: к-к-к.
- Давайте произнесем этот звук по очереди- сначала девочки, потом мальчики.
- Молодцы, у вас очень хорошо получилось!
- Ребята, звук [к] какой : гласный или согласный? (Согласный)
- Правильно, согласный, потому что во рту есть препятствия и его нельзя спеть.
- Давайте подумаем, звук [к] мягкий или твердый? (Твердый)
- Приложите ладошку к горлышку: горлышко спит или звенит?
- Правильно, спит- значит звук [к] глухой.
(на доску вывешивается «портрет» звука [к]) Запомните: звук [к] – согласный, твердый, глухой. Мы обозначим его кружком синего цвета.
- Ребята, вы правильно составили портрет звука [к], выполнили задание Кроша и получаете половинку домика.
4. Развитие навыков звукового анализа.
- Вторую половинку домика мы найдем, если выполним задание Копатыча.
Пройдите за столы. Копатыч приготовил для вас конверты с картинками и кружками. Составьте звуковую схему слов «кот» и «мак». Тимур и Артём выполнят это задание у доски.
- Кто выполнил задание правильно, тому я положу фишку.
- Поднимите руку, кто получил фишку?
- Умнички!
- А теперь давай те проверим задание. (Дети, выполняющие задание у доски, проверяют
вслух)
- Молодцы! Справились с заданием Копатыча очень хорошо! Получайте вторую половинку домика.
- Проходите на стульчики и приготовьтесь к следующему заданию. Его приготовил Ёжик.
5. Развитие внимания, памяти.
- Ребята, Ёжик принес картинки. Посмотрите на них и назовите слова со звуком [к]. (Затем картинки убираются).
- Какие слова со звуком [к] вы запомнили? (Картинки вновь выставляются на доску).
-Молодцы! Вы все слова запомнили! Получайте крышу от домика. Давайте выйдем на ковер и отдохнем.
6. Физминутка.
- Я предлагаю вам повторить скороговорки и выполнить движения.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх) .
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча) .
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны) .
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны) .
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки) .
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку) .
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую)
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте)
- Молодцы! Проходите на стульчики.
7. Знакомство с буквой К.
- Ребята, а какой буквой мы обозначим звук [к]?
- Правильно, буквой К. Я хочу вас познакомить с нашей новой буквой (показ графического образа буквы)
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой К на нас глядит.
- На что похожа буква К?
- Сколько палочек у буквы?
- В какую сторону смотрит буква?
- Правильно, молодцы!
8. Развитие мелкой моторики, закрепление графического образа буквы К.
-Чтобы получить последнюю часть домика, вы должны выполнить задание Нюши. Нюша приглашает вас в свою мастерскую. Проходите за столы и вылепите букву К из пластилина.
_-Умнички! Какие красивые буквы у вас получились! Получайте последнюю часть домика - крылечко. Вот мы и собрали домик для нашей буквы (заселяем букву в домик)
- Ребята, буква К благодарит вас за помощь:
Вот, спасибо, помогли!
От беды меня спасли!
Я вам очень благодарна-
Вы, ребята, молодцы!
4. Итог занятия.
- Ребята, чем мы сегодня занимались, что вам понравилось, мы узнаем из знакомой нам игры «Дополни фразу».
- Сегодня я познакомился с буквой….
- Мне было интересно….
- Мне было трудно…
- Мне понравилось….