Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию «Птица поползень»

Ольга Кудрина
Конспект занятия по познавательному развитию «Птица поползень»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

познавательное развитие

по технологии «Ситуация»

в разновозрастной группе компенсирующей направленности

«Птица поползень»

возраст детей (5-7 лет)

Цель: Познакомить детей с птицей поползень, продолжать развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаболицу.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие :

- закрепить представления детей о зимующих и перелетных птицах;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Птица поползень“» размещена в разделах

-познакомить с птицей поползень, его характерными особенностями;

Речевое развитие :

- совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

- упражнять детей подбирать слова, противоположные по смыслу;

- активизировать словарь: зимующие, перелетные;

-способствовать совершенствованию умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;

Художественно-эстетическое развитие :

- закреплять умение пользоваться клеем аккуратно, используя салфетки;

Социально-коммуникативное развитие :

- способствовать успешной работе в подгруппах, договариваться о последовательности выполняемой работы, воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе;

Оборудование:

Письмо от Лесовичка, конвертик с изображением птиц в письме, знаки перелетных и зимующих, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц на столе в группе, книга о птицах, видео-ролик о поползне, мяч резиновый средний для игры, магниты по количеству детей, коробочка с загадками, конверт со схемами мнемотаблицы, клей-карандаш по количеству детей, салфетки, перья птиц, шишки, ветки.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

1. Введение в игровую ситуацию. (3 мин)

- Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц, шишки, ветки – предметы леса).

- Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

- А откуда же шишки, ветки, хвоя?

- Из леса….

- Верно, это предметы из леса…Интересно, как они к нам попали? А что это за конверт на подоконнике? ( открывает конверт и читает письмо от Лесовичка: «Здравствуйте, ребята! У меня в моем сказочном лесу приключалась беда! Недавно я гулял по своему лесу, проверял все ли у меня в лесу в порядке, и повстречал птиц. Начал я проверять все ли перелетные птички улетели в теплые края. И вот, случилась со мной беда! Позабыл, я позабыл и перепутал названия птиц, Снегиря назвал Ласточкой, Сороку –назвал Дятлом! Посмеялись птицы надо мной! Совсем я стал старенький и все позабыл! А как же мне теперь за порядком в лесу смотреть? А вдруг какие -нибудь птички время года перепутают и не улетят во время в теплые края! Беда мне, беда, ребята! Помогите мне!» (воспитатель достает сверток, на котором изображены два прямоугольника – зеленый и синий, на которых схематично изображен косяк улетающих на юг птиц (зеленый прямоугольник) и кормушка (синий прямоугольник, и картинки (которые дети пока не видят-они в конверте) с разными птицами, которые необходимо наклеить в соответствующие прямоугольники)

В-ль:

- Вы хотите помочь Лесовичку? (да) А что мы должны сделать? (подсказать какие птицы зимующие, а какие перелетные)

-А вы сможете это сделать? (да) Почему вы так думаете? А если не сможете, что будем делать? (спросим у кого-нибудь или прочитаем в энциклопедии, или посмотрим в интернете)

Предлагаю сесть на стульчики.

2. Актуализация знаний. (5 мин)

В-ль:

- Для того, чтобы помочь Лесовичку нам самим сначала нужно вспомнить то, что мы знаем о птицах, верно? Давайте вспомним кто такие птицы? Где они живут? Чем покрыто тело птиц? Что есть у всех птиц? Какие виды птиц вы знаете? Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются? Какую пользу птицы приносят природе?

- Посмотрите, сколько изображений птиц лежит у меня на столе! (обращаю внимание на стол, где расположены картинки с птицами. Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки).

-Каких из них вы знаете, назовите.

( ответы детей: Снегирь, синица, сорока, дятел, воробей, поползень, кукушка, ласточка, скворец, лебедь).

- Птиц много. Давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие. Ставлю на доску сверху два условных знака, обговариваем каждый знак.

-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

- Молодцы, правильно догадались.

-Давайте разделимся на две группы. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Сорока, это зимующая птица, я поставлю ее рядом со знаком «Кормушка»…. и т. д.

Дети располагают птиц под соответствующими знаками с помощью магнитов на доске.

Ответы детей. Среди птиц присутствует незнакомая птица, дети не знают к какой группе ее отнести

3. Затруднение ситуации (2 мин)

В-ль:

- А почему эту птицу никто не взял?

( ответы детей: не знаем что это за птица)

- Что будем делать? Как поможем Лесовичку? Что нужно делать, если чего то не знаешь, но хочешь узнать?

( ответы детей: спросить у того, кто знает, посмотреть в энциклопедии или в интернете, сделать самому, а потом проверить по образцу)

4. Открытие нового знания (8 мин)

Дети высказывают предположения о том, где можно взять информацию о незнакомой птице, предлагают почитать в книге «Зеленые страницы».

В книге находят картинку с изображением поползня и подпись к нему- воспитатель читает-ПОПОЛЗЕНЬ

-Ребята, эта птица называется Поползень! Но в этой книге только лишь картинка поползня, а описания нет! А давайте посмотрим один небольшой видео-ролик о птицах, я вчера его как раз смотрела, может быть там узнаем о птице ПОПОЛЗЕНЬ?

(просмотр видел-ролика о Поползне, дети сидят на стульчиках)

В-ль:

- Что мы узнали о поползне?

Дети:

- Поползень- это небольшая птичка, сверху оперение серого цвета с голубым оттенком, передвигается по стволу дерева интересным образом – головой вниз, очень подвижная птичка!

В-ль:

-Узнали мы с вами какая это птица зимующая или перелетная?

Дети:

-Нет…

В-ль: Ребята, а вы не забыли от кого мы получили письмо? (от Лесовичка, верно, а Лесовичок живет в сказочном лесу? (Да, А в сказочном лесу происходят волшебные явления? (наверняка, да, а кто самый главный волшебник в зимнем сказочном лесу? (дед Мороз, Может быть и нам поможет дедушка Мороз справиться с нашей трудностью? (дети осматриваются кругом и находят под елочкой коробочку с загадками и замками)

КОРОБОЧКА С КОНВЕРТОМ, НА КОТОРОМ НАПИСАНЫ ЗАГАДКАМИ, СКРЕПЛЕННЫЕ ЗАМКОМ (отгадыватся загадка, открывается замок, дети стоят полукругом

ЗАГАДКИ

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Все равно ты будешь мой.

(дятел)

Чик-чирик!

К зернышку прыг.

Клюй, не робей!

Кто же это?

(воробей)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это

(снегири)

По стволам туда- сюда

Схватит в клюв жука - еда.

Ползает он целый день

Называют… поползень

В-ль достает карточки из конверта (из мнемотаблицы, показывает детям карточку и читает текст (дети садятся на стульчики)

КАРТОЧКА № 1: «Птица, которая умеет передвигаться по стволу деревьев вниз головой называется - поползень.

КАРТОЧКА № 2: Это небольшая птичка с коротких хвостом.

КАРТОЧКА № 3: У поползня ножки короткие, а пальцы длинные с изогнутыми и очень острыми коготками.

КАРТОЧКА № 4: Это позволяют поползню отлично держаться на стволе дерева вниз головой.

КАРТОЧКА № 5: Окраски у поползня нежно-серого цвета с голубоватым оттенком верхней части тела и белым оперением брюшка.

КАРТОЧКА № 6: Поползень очень подвижный, весёлый и неутомимый.

КАРТОЧКА № 7: Питаются поползни, как и синицы, в основном, насекомыми, которых находят на поверхности или в коре деревьев. Кроме того они собирают и семена многих лесных растений.

КАРТОЧКА № 8: Круглый год поползни любят делать запасы. Они прячут семена, семечки, орешки в щелях ствола, в трещинах коры, прикрывая их иногда кусочками той же коры.

КАРТОЧКА № 9: Зимуют поползни, никуда не улетая, в своём родном лесу. Посещают в этот период ближайшие деревни и сёла, залетают в города.

В-ль?

- Скажите ребята, теперь мы узнали какой птицей перелетной или зимующей является поползень? (зимующей)

5. Включение нового знания в систему знаний (5 мин)

В-ль:

- Сейчас я предлагаю вам самим рассказать о поползне с опорой на эти схемы, чтобы мы с вами еще лучше запомнили про эту необычную птичку- поползень, хорошо?

-Да!

Воспитатель выставляет схему на доску: название, части тела, цвет, где живёт, чем питается

Составление рассказа о поползне детьми (2-3 рассаказа)

-Молодцы, а сейчас давайте немного поиграем с мячом:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

У поползня туловище мелкое, а у вороны - (крупное) .

У сороки клюв большой, а у поползня-… маленький

У поползня хвост короткий, а у дятла-…длинный

У поползня лапки тонкие, а у вороны-…толстые

В-ль:

- Ребята, настало время отправлять письмо Лесовичку. Сможем мы теперь легко разделить птиц на две группы?

Дети: да

В-ль достает из письмо Лесовичка, разворачивает его, дети приклеивают изображение птиц на письмо, разделяя птиц на две группы : перелетные и зимующие.

6. Осмысление. Итог (2 мин.)

- Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Кому мы сегодня помогли? А почему нам удалось помочь? Ребята, а нам сразу удалось оказать помощь Лесовичку? В чем у нас было затруднение? Как мы справились с трудностями? Стыдно чего то не знать? ( ответы детей: не знать-не стыдно, стыдно-не хотеть чего то узнать) Я сегодня за вас очень рада, вы большие молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию «Необычный цветок» Конспект по познавательному развитию Воспитатель обращает внимание детей на необычный цветок. Воспитатель: Он вырастет там, где дети много.

Конспект занятия по познавательному развитию «Капелька» Конспект занятия по познавательному развитию «Капелька» ЦЕЛЬ: ознакомление детей со свойствами воды. и делать выводы. Программное содержание.

Конспект занятия по познавательному развитию «Паха» конспект занятия по познавательному развитию"Паха" Цель занятия Обобщение (уточнение) знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конспект занятия по познавательному развитию «Ах, матрёшечка, матрёшка» Тема: «Ах, матрёшечка- матрёшка!» Программное содержание: Продолжать формировать представление о народной игрушке- матрёшке. Продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Игры адаптации» Цель: - закрепить знание детей, о лисе, ее внешнем виде и образе жизни; - упражнять детей в различии на ощупь кубика и мячика, а так же.

Конспект занятия по познавательному развитию «Волшебная щёточка» Цель : выяснить роль зубов для человека, что для зубов вредно, что полезно, изучить приемы правильной чистки зубов, изучить правила ухода.

Конспект занятия по познавательному развитию «День земли» Конспект занятия по познавательному развитию тема:«День земли» Цель: Формирование экологической культуры детей, ответственного отношения.

Конспект игры-занятия по познавательному и художественному развитию детей старшего дошкольного возраста «Птица Счастья» методическая разработка игры-занятия по познавательному и художественному развитию детей старшего дошкольного возраста» • «Художественное.

Конспект занятия по познавательному развитию «Зернышко» Цель занятия: познакомить детей со сказкой В. Сухомлинского «Одно - единственное в мире маковое зернышко», учить детей замечать красоту.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в подготовительной группе «Спасение солнышка» Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43»- «детский сад 40» Познавательное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Птица поползень»
Опубликовано: 8 января 2019 в 08:24
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД