Зоя Виталиевна Разумная
Конспект занятия-прогулки «Наблюдение за улиткой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия - прогулки "Наблюдение за улиткой"
Цель: познакомить детей с улиткой, ее характерными признаками, особенностями.
Задачи:
Образовательные: формирование у детей знаний о строении улитки и ее характерных признаках.
Публикация «Конспект занятия-прогулки „Наблюдение за улиткой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Улитка. Наблюдение за улитками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Развивающие: развитие наблюдательности, любознательности, интереса к окружающему миру.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия:
Воспитатель: дети, послушайте загадку, кто отгадает, тот узнает, кто будет героем нашего занятия.
На себе свой дом таскает,
В дождик мало горя знает,
Ручек нет и ножек нет!
Вот и весь ее секрет.
Кто это? (Улитка).
Во время прогулки дети находят улитку.
Воспитатель: как называются это животное? (улитка)
Воспитатель обращает внимание на ее характерные особенности, с детьми рассматривают внешнее строение (тельце, раковина).
Воспитатель: Обычно обнаружив улитку, говорят:
Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе кусочек,
Тёплого пирога.
Воспитатель: улитка не может высунуть рога из раковины, несмотря на обещания дать ей пирога, во-первых, она не любит пирогов, а во-вторых, у нее нет никаких рогов. То, что обычно называют рожками улитки, на самом деле не рожки, а глаза на стебельках.
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
Воспитатель: что нам нужно сделать, чтобы посмотреть по сторонам? (повернуть голову)
Воспитатель: правильно, ребята, наша голова поворачивается при помощи шеи. А у нашей улитки шеи нет. Зато у нее есть стебельки, которыми она может вращать и смотреть во все стороны.
Воспитатель предлагает детям разглядеть улитку. Если достаточно тепло, улитка раскроется.
(Дети наблюдают за улиткой)
Воспитатель: улитка - брюхоногий моллюск, его брюшко одновременно является ногой.
Воспитатель: сколько ног у нас? (две)
У кошки? У собаки? (четыре)
Воспитатель: а наша улитка имеет только одну ногу, но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается.
Воспитатель: Понаблюдайте и скажите, улитка двигается быстро или медленно? (медленно)
Воспитатель: совершенно верно, улитка движется очень медленно.
Улитка- улитка,
Шагаешь ты прытко:
От калитки до меня
Ты ползешь четыре дня.
Динамическая пауза «Ползет улитка по дорожке»
Цель игры: упражнять детей в ходьбе, копировать движения.
Вот улитка по дорожке (дети ходят врассыпную,
Ползёт, вытянувши рожки (изображают рожки улитки).
Увидала лист капустный
Очень сладкий, очень вкусный (кушают капустный лист).
Вот созрел и кабачок,
Откушу ему бочок (кушают)
Тут ворона прилетела (выходит "ворона-ведущий")
И улитку чуть не съела.
А улитка задрожала
И в свой домик убежала (дети приседают)
Воспитатель: во время передвижения улитка выделяет слизь - своеобразную смазку, которая предохраняет улитку от высыхания, а единственную ногу защищает от повреждений.
Благодаря слою слизи улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры дерева. Даже мелкие колючки ей не страшны.
Улитки питаются растительной пищей. Нежные листья салата - любимое лакомство улитки. Она также питается листьями деревьев и кустарников. Улитка скребет листья с помощью специального устройства - терки. Терка, перетирающая пищу, располагается прямо на языке.
Воспитатель обращает внимание детей на раковину улитки.
Воспитатель: как вы думаете, зачем улитке раковина? (ответы детей)
Воспитатель: молодцы, в раковине улитка скрывается от непрошеных гостей.
Раковина являтся частью ее тела. Крошечная улитка рождается сразу с раковиной и не меняет ее в течение всей жизни. Раковина растет вместе с улиткой.
Нам видна только наружная часть тела улитки. Все остальное скрыто в раковине.
Воспитатель: посмотрите внимательно, какую форму имеет раковина? (раковина закручена спиралью)
Воспитатель: правильно, и часть тела улитки внутри раковины также скручена.
Воспитатель предлагает детям осторожно потрогать раковину улитки.
Воспитатель: какая раковина? Мягкая или твердая? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая?
Воспитатель: раковина улиток твердая, она играет роль защитной функции.
Воспитатель предлагает детям осторожно взять улитку в руки.
Воспитатель: как улитка себя ведёт? (прячется в раковину)
Воспитатель: почему улитка прячется в раковину? (боится, вдруг это враг)
Пальчиковая игра «Улитка»
В домике она сидит,
Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка ползёт
Потихонечку вперёд.
На цветочек заползёт,
Лепесточки погрызёт.
Рожки в голову втянула,
В домик спряталась, заснула.
Одна рука - «цветочек». Поставить руку на стол с опорой на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец (рога улитки) вытянуты вперёд.
«Улитка» раскачивается из стороны в сторону.
Ползёт вперёд по столу.
«Улитка» заползает на «цветочек».
«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы «лепесточки» второй руки «цветочка».
Рука «улитка» сворачивается в кулак «втягивает рожки».
Вторая рука «цветочек» закрывается, пряча «улитку» в «бутоне цветка".
Трудовая деятельность. Уборка территории детской площадки.
Цель: воспитание трудолюбия, желание убирать за собой.
Подвижная игра «Улитка»
Цель игры: Упражнять детей в ходьбе, учить согласовывать движения с текстом.
Ползёт улитка по тропе (дети идут по кругу,
Свой домик носит на спине (имитируют домик).
Ползет тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит (смотрят по сторонам).
Но, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться (дети приседают)
И шаром круглым обернуться (обхватывают колени руками).
Благодарю за внимание и поддержку всех, кто заглянул на мою страничку!