МААМ-картинки

Конспект занятия «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Анна Иванчина
Конспект занятия «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Конспект занятия «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Задачи:

Образовательные:

• формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием,

Публикация «Конспект занятия „Рассматривание картины „Ежи“ и составление рассказа по ней“» размещена в разделах

• учить составлять рассказ, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены,

• упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

• уточнить и закрепить правильное произношение звука "ж", учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.

Развивающие: развивать связную речь,логическое мышление, память,

Воспитательные: воспитать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: Картина «Ежи», маленькие картинки (составляющие картины «Ежи», схема описания внешнего вида диких животных, фотографии с изображением ежиков в спячке, игрушка ежик, конверт, листочки с раскрасками ежа на каждого ребенка, аудиозапись фыркания ежа и «Песенки про ежика».

Ход занятия

1. Введение в тему

- Отгадайте загадку:

Этот маленький зверек не лисица, не хорек,

Кушать любит он мышат, червяков и лягушат.

Каждый год в своей норе спать ложится в ноябре.

Победить змею он может.

Он колюч. Так это … (ежик)

- Правильно, ребята, это ежик. А как вы догадались, что эта загадка про ежа?

- Да, ребята, ежи – это маленькие зверьки, питаются мышами, червяками и ложатся спать в ноябре. А что вы еще знаете про ежей?

2. Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса

- А какие звуки издают ежи?

- А давайте послушаем, как же фыркает ежик?

(Аудиозапись фыркания ежика).

- Сейчас мы тоже попробуем пофыркать как ежи. Сделайте глубокий вдох…

- А теперь покажите, как он пыхтит?

-А давайте покажем и расскажем на что он похож.

Пальчиковая гимнастика

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок)

На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево)

А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)

3. Сюрпризный момент

Раздается стук в дверь.

- К нам кто-то стучится, пойду, посмотрю (помощник воспитателя входит в группу и вносит игрушку ежа и конверт).

П. в. – Посмотрите, кто к нам пришел! (Отдает ежа и конверт воспитателю).

- Ребята, к нам в гости пришел ежик, как интересно он оказался у нас в детском саду? Сейчас я у него узнаю (подношу к уху игрушку).

4. Работа по картине «Ежи»

- Ежик рассказал мне, что он не может вспомнить поляну, на которой осталась его семья.

- Поможем ежику?

- Садитесь на стульчики, ежика посажу рядом с собой.

Демонстрация картины. Переворачиваю картину, дети некоторое время смотрят на нее.

- Как вы думаете, как называется эта картина?

- Правильно, это картина называется «Ежи». Давайте ее рассмотрим.

Задаю вопросы по картине.

- Кто изображен на картине?

- Куда привели еж и ежиха ежат?

- Опишите полянку, какая она?

Обобщение.

- Да, поляна очень красивая, на ней среди зарослей травы много ягод и цветов. Под ногами, как ковер зеленая трава. На полянке стоит пенек. Рядом с полянкой растут сосны.

- Заросли – это густо разросшаяся трава. Давайте вместе, скажем, заросли. Теперь шепотом девочки: «Густо разросшаяся трава – это…»

- Посмотрите на ежа, и расскажите о нем по графической схеме: какой он? что делает?

Выставляется графическая схема.

Обобщение.

- Правильно, еж большой, его тело покрыто серыми иголками. У него вытянутая мордочка с маленькими, как бусинки черненькими глазами, острым носом и усиками. По бокам небольшие уши. Снизу выглядывают розоватые лапы. Он спит после ночной охоты.

- Расскажите о ежихе и ежатах, которые нашли на полянке улитку.

Обобщение

Ежиха и ежата тоже похожи на папу-ежа. Ежиха с двумя ежатами увидели в густой траве улитку и наблюдают за тем, как она ползет по травке.

- Теперь расскажите о ежонке, который увидел бабочку.

Обобщение

- Третий ежонок очень внимательно следит за бабочкой, присевшей отдохнуть на ромашку.

- Хорошо ли ежиной семье на этой полянке? Почему?

- Да, полянка очень красивая, поэтому хороша для прогулки и для охоты, так как на ней много насекомых, которыми можно полакомиться. Полакомиться – значит вкусно поесть.

Давайте вместе, скажем, полакомиться. Теперь шепотом мальчики.

- Ежик, мы с ребятами показали тебе полянку, описали ее. Рассказали о ежиной семейке. Может это твоя полянка?

Подношу игрушку к уху.

- Ребята, мы помогли ежику вспомнить полянку, но ему так понравилось слушать, что он хочет побыть еще и послушать ваши рассказы. Вы согласны?

Рассказ – образец.

- Послушайте мой рассказ : Однажды летним тихим вечером ежиная семья отправилась на прогулку. Они пришли на красивую лесную полянку, где растет много растений и цветов. В высоких зарослях травы живут разные насекомые. Папа – еж большой, тело его покрывают серые иголки, на вытянутой мордочке острый нос, черные глаза-бусинки и усы. Папа еж решил отдохнуть и поспать на тихой лесной полянке после ночной охоты. Ежиха и ежата очень похожи на ежа, такие же остроносые с маленькими глазками, черно-белыми колючками на спине. Вот ежиха заметила ползущую большую улитку, навострила маленькие ушки, вытянула острый нос, принюхивается и тихонько подобралась к ней. Первый ежонок тоже заметил улитку. Второй ежонок хочет еще найти в траве что-нибудь, принюхивается и настороженно смотрит. А третий ежонок очень внимательно следит за бабочкой, присевшей отдохнуть на ромашку. Хорошо и интересно ежатам на лесной полянке!

Предлагаю детям немного отдохнуть и представить, что мы легкие облака, которые плывут над полянкой

Физкультминутка «Облачко»

Кругленькое облачко поднялось над лесом

Устремилось облачко выше, выше, выше.

Ветер это облачко зацепил за кручу,

Превратилось облачко в дождевую тучу.

- Садитесь на свои места.

- Теперь вы придумайте каждый свой рассказ по картине по плану :

1. Начало рассказа - где находится ежиная семейка, описать полянку.

2. Середина рассказа – описать, какая ежиная семья и чем она занята.

3. Заключительная часть – что делают ежата и нравится ли ежикам на полянке.

Прошу 1-2 детей со слабой памятью повторить план.

- Давайте подумаем, как можно по-разному начать рассказ.

Указания:

- Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины. Слушайте внимательно друг друга, старайтесь не повторять то, что уже сказал ваш товарищ.

- Посмотрите еще на картину, обдумайте свой рассказ (пауза).

Первыми спрашиваю детей с низким уровнем развития связной речи. Предлагаю рассказать по частям.

- Сейчас мы составим рассказ по частям. Его нам расскажут). Воспитатель говорит детям кто начнет рассказ, кто его продолжит и закончит рассказ.

Во время детских рассказов воспитатель использует следующие приемы (отраженная речь, исправление грамматических неточностей, формирование культуры позы рассказчика, одобряющие жесты и мимика).

Последними спрашиваю детей с высоким уровнем развития связной речи.

Указания рассказчику : постарайся рассказать интересно и выразительно.

Оцениваю: наличие структурных частей, описание ежиков, содержательность, выразительность. К оценке привлекаю слушателей. Даю рекомендации.

– Ты хорошо рассказал про, но в следующий раз постарайся…

- Ежик, тебе понравились рассказы ребят? (ежик отвечает).

- А сейчас мы предлагаем тебе посмотреть, как мы играем.

5. Дидактическая игра «Закончи предложение»

• медведь большой, а ёж… (маленький)

• Заяц пушистый, а еж … (колючий)

• Ёж спит днем, а охотится … (ночью)

• Белка живет в дупле, а еж … (в норе)

• У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ежи – приносят огромную пользу: они уничтожают мелких грызунов, насекомых. Поэтому их надо беречь

(Стихи читают дети)

1. Для ежиков и белок лес – это дом родной.

Они живут там смело и летом, и зимой.

Находят пропитанье, своих детей растят

И уходить из леса нисколько не хотят.

Поэтому не стоит их в город забирать…

Поверь: они в неволе не будут есть и спать.

2. Если ежик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять

И в лес отнести опять.

(Задаю вопросы по содержанию занятия.)

- Чем вы сегодня занимались? Что было сложного в занятии.

- Чей рассказ вам показался самым интересным? Почему?

- Что понравилось на занятии?

Давайте попрощаемся с нашим ежиком, пусть он бежит на свою полянку к маме-ежихе и ежатам. Ведь ему надо успеть подготовится к зимней спячке, устроится поудобней в своей норке и спать.

-Наш ежик будет спать в своей норке всю зиму. У меня есть фотографии с изображением спящих ежей в норке.

- Ежику очень понравилось у нас, и на память о сегодняшнем занятии он приготовил для вас подарок. Давайте, посмотрим. (Достаю из конверта раскраски).

Раздаю раскраски детям.

- Я предлагаю в свободное время раскрасить ваших ежиков и взять домой, чтобы вы помнили свои рассказы и могли рассказать своим родителям и друзьям об этом маленьком лесном зверьке.

- А напоследок давайте послушаем песенку про ежика.

(Аудиозапись песенки)

Публикации по теме:

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Составление описательного рассказа Задачи: 1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; 2. Учить составлять описательные.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посудеКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему» Тема: Составление рассказа на предложенную тему. Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы,.

Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Составление рассказа: Признаки весны» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опытаКонспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 09:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД