МААМ-картинки

Конспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси»

ГАЛИНА МИРОНОВА
Конспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Конспект интегрированного занятия

«Русский самовар и чаепитие на Руси»

(средняя группа)

г. Ногинск, 2019 г.

Фольклорное занятие на тему «Русский самовар и чаепитие на Руси»

(средняя группа).

Цель:

Сформировать представление детей о традициях чаепития на Руси.

Задачи:

воспитательные:

Публикация «Конспект занятия „Русский самовар и чаепитие на Руси“» размещена в разделах

• учить детей чтить и уважать традиции своего народа;

• воспитывать любовь к Родине;

обучающие:

• расширить общий кругозор ребенка;

• ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития;

развивающие:

• развивать у ребенка творческие способности, фантазию и умение видеть красоту изделия;

• формировать эстетический вкус.

Материал и оборудование:

самовары;

• презентация с изображением различных самоваров;

русские костюмы;

• минусовка частушек;

• пряники, печенье, конфеты, сушки и баранки;

музыкальные инструменты: деревянные ложки и трещотки.

Ход занятия

Дети получили письмо с приглашением на чаепитие.

Воспитатель: - Ребята, мы снова пришли с вами в русскую избу. Посмотрите, кто нас встречает здесь?

Хозяйка: - Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки! Я вас уже давно жду в гости. Вы получили мое письмо? Я пригласила вас на чаепитие. Вы знаете, что это такое?

Ответы детей. Обобщение воспитателя (хозяйки). Чаепитие – это народная традиция (слайд №1).

Хозяйка: - Когда все дети вместе, и душа на месте. Сядем рядком и поговорим ладком. Но давайте мы сначала рассмотрим, что находится на столе. Какого главного предмета не хватает? Я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы узнаете о каком предмете идет речь.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться. (Самовар)

Дети: - Это самовар.

Хозяйка: Да. Это самовар (слайд №2). Пока наш самовар закипает, мы узнаем историю появления русского самовара.

Хозяйка: Много лето тому назад наши прабабушки и прадедушки очень любили пить чай, но сначала пили чай из чайников. В то время семьи были большими (по 10-15 человек, поэтому одного чайника не хватало на всю семью (слайд №3). В чайник воды входило мало и его приходилось кипятить много раз. Это было неудобно и долго. Вот тогда-то люди и придумали самовар. Самовар – это предмет народного быта, он предназначен для кипячения воды и приготовления чая (слайд №4). Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик как украшение (слайд №5). В богатых семьях было по два самовара : один – повседневный (слайд №6, а другой – праздничный (слайд №7). Гостей угощали только из праздничного самовара. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко (слайд №8). В каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула (столица это главный город – слайд №9). Какие только самовары они не делали : круглые (слайд №10, цилиндрические и конусообразные (слайд №11, квадратные (слайд №12, простые (слайд №13) и расписные (слайд №14). А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (слайд №15).

Хозяйка: Не одно чаепитие не обходилось без игр-забав. А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть. Я познакомлю Вас с русской народной игрой «Достань платочек». Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно было, только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок.

Прыгай-прыгай, не зевай!

Скорей платочек доставай!

(После игры дети садятся на стулья).

Хозяйка: Вот уже и самовар поспел (вносим самовар).

Самовар пыхтит, собираться всем велит.

Давайте внимательно рассмотрим его и узнаем, из чего он состоит:

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и вправо, чтобы налить воду в чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

5. Снаружи он гладкий и блестящий.

Хозяйка: В наше время, если кто и пользуется самоваром, то только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза (приём пищи, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Традиционно к чаю подают баранки, сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья.

Хозяйка: Давайте, ребятки, и мы устроим чаепитие, как в старину, с частушками, а волшебный сундучок подскажет нам, что для этого нужно.

Воспитатель открывает сундучок, находит в нем разрезные картинки и записку:

Я волшебный сундучок,

В чаепитии знаю толк.

Головоломку соберите

И что надо заберите.

Дети собирают головоломку. (Внизу картинки слова «Чудо чудное свершись, то, что надо в сундучке очутись!»)

Хозяйка находит в сундучке деревянные ложки, платочки и трещотку.

Хозяйка: Ой, ребятки, а Вы знаете, что это?

Дети: Это старинные русские музыкальные инструменты.

Хозяйка: Мальчишки сейчас нам подыграют на музыкальных инструментах, а девчонки споют частушки:

Мы за чаем не скучаем,

И частушки сочиняем.

Рады всех Вас пригласить,

И частушку подарить.

Приходите на чаёк,

Посидим, поговорим.

Когда выпьем самовар,

То ещё раз повторим.

Приходите на чаёк,

Будем рады всей душой.

Всех напоим досыта,

Самовар у нас большой.

Самоварчик наш латунный!

Весь такой как солнце — круглый.

Выпьешь из него чаёчку —

Не забудешь эту ночку!

Мы частушки вам пропели,

Очень постаралися!

Вы похлопайте в ладоши,

Если мы вам нравимся.

Хозяйка: Мастера на самоварах делали надписи, которые потом превратились в поговорки: «Самовар кипит, уходить не велит»,

«Где есть чай, там и под елью рай».

Ребята, как Вы понимаете эти пословицы? (Когда пьют чай, всем хорошо, и не хочется уходить. И не важно, где это происходит - в лесу, на даче, в поле.)

Ребенок: Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

Ароматного чайку.

Хозяйка приглашает всех к столу:

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Чаепитие.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Русский фольклор рисунками танца» Доминирующая область: художественно-эстетическая Цель: Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в танцевальных.

Конспект занятия «Как жили люди на Руси» Тема: Как жили люди на Руси. Цель: Формирование у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям, населяющим ее.

Конспект НОД в старшей группе «Самовар, самоварище» Конспект НОД в старшей группе «Самовар, самоварище» Цель: Расширение кругозора детей Задачи: Познакомить с историей возникновения самовара;.

Конспект открытого занятия в старшей коррекционной группе на тему «Народные промыслы на Руси» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район.

Конспект занятия в старшей группе «Быт Древней Руси» Тема: «Быт Древней Руси» Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской семьи. Задачи: Образовательные: Познакомить детей.

Конспект занятия «Матрешек русский хоровод». Цель: Познакомить детей с малыми русскими фольклорными формами (загадками, считалками, чистоговорками, играми, частушками). Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по СБО для подготовительной группы для детей с нарушением зрения «Русское гостеприимство и чаепитие» Никулиной Ирины Борисовны – учителя-дефектолога МБДОУ №6 Г. Кирово-Чепецка, Кировской области. Конспект занятия по СБО для подготовительной.

Конспект занятия в подготовительной группе «Святые заступники Руси» Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Святые заступники Руси»Подготовил воспитатель МБДОУ детский сад №104 «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» Цель:.

Конспект занятия «Матрешек русский хоровод» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №88» Конспект занятия «Матрешек русский хоровод» к проекту «Патриотическое.

Конспект занятия «Народные праздники на Руси. Масленица» Подготовила: Воспитатель: Х. Ч. Бижоева Место проведения:территория детской районной библиотеки «Орбита» Подготовительная работа: - просмотр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 17:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД