Нина Цыплина
Конспект интегрированного занятия по математике «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по математике
Самоанализ
непосредственно образовательной деятельности
Цыплина Нина Владимировна,
воспитатель
мкдоу «Одуванчик»
п. Турма
Тема:
Интеграция образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Художественное слово»
Цель: дополнение, расширение, применение в сходной ситуации знаний детей, полученных ранее.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по математике „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
-воспитывать самостоятельность
-понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
-воспитывать интерес к математическим занятиям.
Обучающие задачи:
Закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 10
-упражнять в назывании последующей и предыдущей цифры.
Закреплять знания дней недели. Их последовательность.
-закреплять умения решать простые задачи.
-закрепить знания геометрических фигур.
-ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, память, внимание, слуховое восприятие;
-развивать формирование мыслительных операций, речь,уметь аргументировать свои высказывания.
-Способствовать развитию тонкой моторики пальцев рук и тактильных ощущений.
-.развивать умение работать в паре, развивать коммуникативные навыки.
Методы и приемы:
• Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)
• Наглядный, учебная доска);
• Практический (решение математических упражнений с использованием дидактического материала) :
- репродуктивный метод (задания № 1 «Математическая разминка», №2 «Космический кроссворд», №3 «Решите задачи на смекалку», № 4 «Математические стихи»)
- эвристический метод (Задание № 5 «Сложи фигуру из космических палочек», № 6 «Зашифрованные фигуры» (средний уровень)
- исследовательский метод (решение проблемно-игровой ситуации - «поиск изображения», № 6 «Зашифрованные фигуры» (высокий уровень и повышенный уровень сложности)
• Игровой (игровой сюжет «морское путешествие»);
• Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности)
Структура занятия
- Водная часть: (организация детей) – 3 минуты
- Основная часть: (практическая деятельность) - 24 минуты
- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью игрового сюжета «Морское путешествие». Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение проблемно-игровой ситуации:
Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности был введен На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности он помогает детям восстановить изображение своей планеты с помощью презентац». После каждого успешно выполненного детьми задания он восстанавливает часть изображения своей планеты.
Основная часть НОД - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.
В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка
Задание № 1 - «Математическая разминка» - направлено на повторение изученного материала, развитие памяти, внимания.
Задание № 2 - «Космический кроссворд» было дано с целью закрепления навыков прямого и обратного счета в пределах 10, знание состава чисел в пределах 10.
Задание № 3 - «Задачи на смекалку» - были предложены детям для закрепления навыков формирования вычислительной деятельности, простых арифметических операций в уме, а также для развития слухового внимания.
Задание № 4 - «Математические стихи» - ставило следующие задачи: закрепить решение простых арифметических задач; формировать арифметические действия вычитания, сложения; совершенствовать умение записывать арифметические действия, используя карточки с цифрами и знаками «+», «-» и отношениями «=»; способствовало развитию слухового восприятия, повышению познавательного интереса к математике.
Задание № 5 - «Космические палочки» - способствовало закреплению знаний о числе и величине, геометрических фигурах, кроме того формированием математического мышления, развитие творческого воображения, воспитание настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Дети с удовольствием проявляли любознательность, активность, самостоятельность.
Задание № 6 - «Зашифрованные фигуры» стимулировало детей на закрепление навыков математического моделирования (по схеме, по представлению, развитие творческого мышления.
В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкульминутка.
Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.
Для решения учебных задач использовались дидактические пособия, направленные на совершенствование навыков математического моделирования, развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, плоскостные геометрические формы для моделирования.
Использование в непосредственно образовательной деятельности мула», интерактивной физкультминутки с космо-колобком, обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.
В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей. Ребятам в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено выбрать звё здочку:
- выбор красной звездочки означал - «считаю, что со всеми заданиями справился хорошо»
- выбор зелёной - «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи воспитателя»
Дети, справившихся с заданиями повышенной сложности без помощи, были поощрены золотыми звёздочками.
Самооценка детей показала, что 9 из 12 детей оценили результаты своей деятельности красной звездочкой («со всеми заданиями справился хорошо»). Один ребенок Литвиненко Кирилл был отмечен педагогом золотой звездочкой, как успешно справившийся как со своим заданием, так и с заданием повышенного уровня сложности.
По итогам были отмечены дети, проявившие смекалку и быстроту в решении математических задач на слух (Задание № 4, заданий на моделирование по представлению, самостоятельность при работе у доски. В беседе с детьми, оценившими себя зеленой звездочкой, были такие вопросы: «Что сумели?», «Что было трудно?», Что не получилось?»
По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:
- дети успешно справились с заданиями, решив проблемную ситуацию – получили изображение планеты профессора Всезнамуса и нашли ее в космическом пространстве, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;
- дети усовершенствовали навык решения задач на сложение и вычитание;
- дети усовершенствовали навык моделирования по схеме, по представлению, проявили творческое самовыражение
Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени - 30 минут.