Елена Нофтына
Конспект занятия учителя-дефектолога для детей 6 лет «Математические представления. Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие с группой детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
Тема занятия : Математические представления. Игрушки
Учитель-дефектолог : Елена Александровна Нофтына
Формы работы: групповая
Цель занятия : развитие предпосылок формирования познавательных учебных действий, обучающихся старшего дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в 1 класс.
Публикация «Конспект занятия учителя-дефектолога для детей 6 лет „Математические представления, Игрушки“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Задачи занятия :
1. Диагностическая: оценить уровень сформированности знаний об игрушках; использовать приемы, которые будут способствовать развитию устной речи, математических представлений и коммуникативных способностей детей.
2. Развивающая: развивать устную речь, умение сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать предметы по назначению, форме, цвету; совершенствовать устный счет, решать простые математические задачи; мелкую моторику.
3. Коррекционная: развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
4. Воспитательная: воспитывать общую культуру, создавать условия для реальной самооценки детей, реализации его как личности.
Дидактические средства: «Волшебная коробочка»; математические пазлы (игрушки); загадки об игрушках; игрушки : Мяч, Неваляшка, Кубик; картинка с различными формами мячей; карточки с заданиями «Раздели кубик»; карточки с цифрами 1, 2, 6; большие кубики-модули с буквами С, П, А, С, И, Б, О; проектор.
Структура и содержание занятия
Этапы деятельности на занятии
Содержание занятия Коррекционные задачи На формирование, каких УУД направлено решение коррекционных задач.
1. Ритуал приветствия.
- Ребята, какое у вас настроение? Если хорошее, то поднимите руки в вверх, если грустное, то ладошки вместе. По моему счету 1-2-3, настроение покажи.
- Молодцы! Я очень рада, что у вас хорошее настроение.
Создание положительного эмоционального фона на занятии.
2. Основная часть. 1). Интрига занятия.
- Я для вас приготовила сюрприз («Волшебная коробочка»).
Каждый достает из «Волшебной коробочки» математический пазл.
- Соберите пазл и ответьте на вопрос «Что это?»
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (об игрушках)
2). Задания игрушек.
- Игрушки приготовили для вас задания.
- Готовы вы их выполнить? (Да)
- Игрушки спрятались в загадках!
- Первая загадка:
Я во двор его беру погонять с друзьями.
Начинаем мы игру, бьём его ногами.
Иногда и головой пробиваем угловой. (мяч)
Представляется игрушка «Мяч». Дети берут ее, рассматривают, пробуют с ней поиграть.
Сравнение по форме, размеру.
Количественный счет.
На проекторе появляется картинка-задание:
Каждому раздается картинка с мячами.
- Сосчитайте, сколько мячей.
- Чем похожи мячи? (формой, они круглые)
- Чем отличаются? (размером)
- Сколько больших мячей? Сколько маленьких?
- Каких мячей больше? Каких мячей меньше?
- Раскрасьте маленькие мячи.
- Раскрасьте самый большой мяч.
- Чем теперь отличаются мячи?
- А в какие игры можно играть с мячом? (футбол, волейбол, бросать друг другу и т. п.) Развитие целостного восприятия.
Совершенствование умения отгадывать загадки, развитие устной речи.
Развитие умения сравнивать предметы по форме, величине, цвету
Развитие мелкой моторики. Формирование умения планировать свое действие в соответчики с поставленной задачей; устойчивой учебно-познавательной мотивации.
Формирование умения выполнять учебные действия в громко речевой и устной форме.
Развитие умения строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах.
3. Физминутка. Звучит музыка, под которую дети выполняют гимнастические упражнения. Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики. Формирование установки на здоровый образ жизни.
4. Продолжение работы по теме занятия. Загадка:
Вот упрямый человек!
Не поставишь и во век.
Он совсем не хочет спать.
Положу- встает опять.
(Ванька-встанька, неваляшка)
Предлагается игрушка «Неваляшка». Дети рассматривают её, убеждаются, что её невозможно положить.
- Неваляшка предлагает вам поупражняться в решении задач. Справимся?
- Да!
Решение арифметических рифмованных задач.
Один мяч у Ани, один мяч у Вани.
Один да один, малыш.
Сколько их? Сообразишь? (2)
Дети показывают карточку с цифрой 2. Записывают ее в тетрадь. Прописывают цифру 5 – 7 раз.
Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка косой.
Следом за ними – ёж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка? (6)
Проводится аналогичная работа с цифрой 6.
У меня есть две игрушки,
Завтра дам одно Ванюшке.
День рождение у Вани,
Отнесу ему коня.
Сколько же игрушек станет
Завтра дома у меня? (1)
Проводится аналогичная работа с цифрой 1.
Загадка:
Я достану их скорей, дом построю для зверей.
В доме будут стул и стол, чтоб уютно было в нем.
Для машинки я гараж с мостиком построю…
С чем играю я, подскажите-ка, друзья? (кубики)
- Ребята, какую геометрическую фигуру, напоминает кубик, если обвести его на лист? (Квадрат)
(совместная работа с родителями)
- Кубики приготовили для вас тоже интересное задание.
Карточка с задание «Кубики».
3 квадрата:
- Разделите 3 квадрата на 2 равные части тремя разными способами при помощи карандаша.
- Вы провели горизонтальную (вертикальную) линии, разделив квадрат на 2 равные части, какие геометрические фигуры получились? (два прямоугольника). Вы провели линию по диагонали, разделив квадрат. Из каких геометрических фигур теперь состоит ваш квадрат (из двух треугольников).
2 квадрата:
- Разделите 2 квадрата на 4 равные части при помощи карандаша.
- Из каких геометрических фигур состоит квадрат в первом случае? (из 4 квадратов)
-Из каких геометрических фигур состоит кубик во втором случае? (из 4 квадратов) Совершенствование умения отгадывать загадки, развитие устной речи, решать простые математические задачи, умение сравнивать предметы, делить на части, развитие мелкой моторики.
Формировать умения ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Совершенствование умения использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Формирование умения работать в группе, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- О чем говорили сегодня на занятии?
- Что было легко?
- Что трудно?
- Игрушки благодарны вам, за то, что вы выполнили все их задания!
- Давайте поблагодарим их тоже. Из кубиков составим слово «Спасибо» (дети и родители собирают из больших кубиков слово «Спасибо»). Совершенствование умения адекватно оценивать свою деятельность. Формирование умения оценивать правильность выполнения заданий, формулировать собственное мнение.
6. Домашнее задание. - Рассмотрите карточку с домашним заданием.
- Прочитайте слова по первым буквам картинок, напиши в клеточках буквы, прочитай слово и нарисуй картинку.
- Все ли вам понятно, что необходимо сделать? Задавайте вопросы. Закрепление знаний и умений, полученных на занятии. Формировать умение задавать вопросы.
7. Ритуал прощания. Передаем импульс по кругу.
Дети становятся в круг, взявшись за руки, и по очереди сжимают ладони, таким образом, по кругу передается импульс. Дети каждый друг с другом попрощались.
- Спасибо за занятие! До свидания!
Приложение.
1. «Разрежь кубики».
2. Домашнее задание.
Литература:
1. Гаврилина С. В. и др., Поиграем со словами. Школа для дошкольника. Школа для дошколят. (серия книг для подготовки детей к школе) РОСМЭН, 2013
2. Кутявина Н. Л. и др., Развиваем математические способности. Школа для дошколят. Рабочая тетрадь. (серия книг для подготовки детей к школе) РОСМЭН, 2014
3. Ковалева С. Г. и др., Планируемые результаты начального общего образования. Просвещение, 2011.
4. Публикации интернет сайтов о развитии, обучении и воспитании обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.