Виктория Волгина
Конспект занятия учителя-логопеда в мини-музее ДОУ «Сказочное путешествие по русской избе»
Конспект логопедического занятия в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет с использованием средств «Музейной педагогики» «Сказочное путешествие по русской избе»
Цель: Развитие речи детей с помощью технологии музейной педагогики.
Коррекционно - образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, их героями;
- Формировать знания детей о предметах старинного русского быта: (печь, лапти, скалка, прялка и другие);
Публикация «Конспект занятия учителя-логопеда в мини-музее ДОУ „Сказочное путешествие по русской избе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- Совершенствовать грамматический строй речи (подбор прилагательных на заданную букву, согласование прилагательных с существительным, подбор антонимов, уменьшительно-ласкательных форм слов);
-Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов;
-Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Коррекционно - развивающие задачи:
- Развивать речевую активность детей: диалогическую и монологическую речь.
- Продолжать учить отвечать полными ответами, составлять пересказ;
- Развивать познавательную активность, любознательность и творчество;
- Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление;
- Развивать общую и мелкую моторику, продолжительность выдоха.
Коррекционно - воспитательные задачи:
- Воспитывать познавательную активность к русскому народному фольклору;
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, народным сказкам, играм, традициям, обычаям гостеприимства;
- Воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества.
Материалы: Реальные предметы быта: печь, прялка, лапти, веретено, скалка, самовар и другие; игрушки Би-ба-бо: Емеля, Лиса. Клавесы, карандаши с нитками (игра «Моталочка»). Иллюстрации к сказкам «По щучьему веленью», «Лисичка со скалочкой», «Царевна-лягушка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть». Схемы для игры «Скалочка», Перфокарта «Колобок». Колокольчик, мяч, клавесы. Магнитные буквы, магнитная доска, графический алфавит для расшифровки, маркеры, карандаши. Бланк и разноцветные кружочки для звукового разбора.
Предварительная работа: Беседа «Как жили наши предки», разучивание физкультминуток, игр, пальчиковой гимнастики, самомассажа, чтение русских народных сказок «По щучьему веленью», «Волки и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Царевна Лягушка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Ивашка и Баба-Яга», укр. нар. сказки «Колосок».
Ход занятия:
Учитель-логопед: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Я к вам пришла не с пустыми руками. У меня есть колокольчик. Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика
Приветствие «Колокольчик».
Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.
Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
Учитель-логопед:
-Ребята, а во что я одета? (в русский народный сарафан).
-Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся? (в старые времена).
-А где люди раньше жили? (в избе)
Ребята, я вам предлагаю совершить сказочное путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, как они устраивали свой быт.
Работа в музее «Русская изба»
Учитель-логопед: Ребята, мы сегодня оказались в музее, и я хочу обратить Ваше внимание на один предмет.
Но сначала отгадайте загадку:
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
Что это?
Дети: - Это печь.
Логопед: Правильно, печь. Проходите, давайте рассмотрим печку, которая стоит в нашем музее. В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка. Русская печь – удивительное изобретение. «Без печки хата – не хата» - так говорили русские люди. Как вы, думаете для чего нужна печь? (ответы детей)
С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь (ответы детей). Правильно, человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. Печь не только обогревала избу, как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь (ответы детей). Правильно, в печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.
Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю, бабка испекла Колобка, Василиса Прекрасная сожгла лягушачью шкуру, козленок там спрятался, Баба-Яга хотела Ванечку зажарить в печи и т. д. )
Сюрпризный момент. Под русскую народную мелодию в помещении музея появляется би-ба-бо Емеля.
Логопед: Ребята, кто это? Из какой сказки к нам пришёл этот сказочный герой? (ответы детей) Правильно. Из сказки «По щучьему велению».
Емеля: Что за шум? Опять поспать мне не дали. (Зевает)
Логопед: Здравствуй, Емеля! Нельзя всё время лежать на печи, нужно учиться и работать!
Емеля: Я — Емеля, я — чудак,
Но я вовсе не дурак!
Вот я вам сейчас докажу. Такое задание вам дам, что и не справитесь.
(Магнитные буквы. Зашифровано слово ПЕЧКА)
Дети расшифровывают и выкладывают слово на магнитной доске с помощью магнитных букв.
Логопед: Ребята, сколько слогов в этом слове? (Два). На какой слог падает ударение, на первый или на второй? (на первый). Давайте сделаем звуковой разбор этого слова.
Каждому ребенку дается бланк и фишки. Дети самостоятельно делают звуковой разбор, затем проходит обсуждение.
Емеля: Какие вы молодцы, справились с моим заданием. Поработали, можно и поиграть.
Пальчиковая гимнастика
Мы печем пшеничные
Пироги отличные. («пекут пироги»)
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные? (разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора. (поочередно загибают пальцы на обеих руках)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже. (делают манящие движения руками)
Тесто замесили мы, («месят тесто»)
Сахар не забыли мы, («посыпают сахар»)
Пироги пшеничные («пекут пироги»)
В печку посадили мы. (разворачивают руки ладонями вверх)
Печка весело горит, (попеременно ударяют кулак о кулак)
Наша мама говорит: (грозят указательным пальцем)
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся. («посыпают крошки»)
Емеля: Ох, что-то я притомился, пойду на печке полежу. До свидания, ребята.
Логопед: А мы продолжим наше путешествие по избе. Ребята, отгадайте загадки и найдите этот предмет в нашей избе.
Загадка: «Сделан я из глины,
чтоб во мне кашу варили» (ГОРШОК)
Логопед: Горшок был главной кухонной посудой. Для чего нужны горшки? (В горшках варили кашу. Хранили муку, молоко)
Загадка: «Он, как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк.
Кашу сварит… (ЧУГУНОК)
Логопед: Чугунки были тяжёлые, сделаны из чугуна.
Загадка: «У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты…
Железные … (УХВАТЫ)
Логопед: Как помогал ухват хозяйке? (Ухват помогал хозяйке достать горячий чугунок из печи). А на столах стояла расписная посуда. Из какого материала делали посуду? (Она сделана из дерева – деревянная, из глины- глиняная…). Какой росписью украшена? (Посуда украшена хохломской росписью)
Загадка: «Всех кормлю с охотою,
а сама –безротая» (ЛОЖКА)
Логопед: У каждого члена семьи была своя ложка. Какие были ложки? (Ложки были деревянные.) Как расписывали ложки? (Ложки расписывали разными узорами. ) В гости тоже ходили со своей ложкой.
Загадка: «Выпускает жаркий пар,
Пузатый медный– …САМОВАР»
Логопед: А для чего нам нужен самовар, мы расскажем и покажем дыхательной гимнастикой:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: «САМОВАР»
Воды нальём мы в самовар - (насос)
Шу-шу-шу.
Угольки раздуем в жар - (вращаем головой в стороны)
Шух – шух – шух.
Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, наклоны головы в стороны)
Пых-пых-пых.
Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)
Ши-и-и-и-.
Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)
Фы–фы-фы.
Появляется би-ба-бо Лисичка.
Лиса: Здравствуйте, дети. Бежала я к вам по дорожке и нашла вот эту палочку. Но я не знаю, что это за палочка и для чего она нужна, что с ней делать?
Логопед: Спасибо тебе, Лиса, а я сейчас спрошу у детей, может, они знают, что это за палочка.
Дети: Это скалочка, она для раскатывания теста.
Логопед: В какой русской народной сказке нам встречался этот предмет - скалка? «Лисичка со скалочкой». Молодцы! Давайте вспомним:
Игра с мячом «Лисичка со скалочкой»
Кому попадает в руки мяч, тот и отвечает
1. Что нашла лиса, когда шла в деревню? (скалочку)
2. На кого поменяла, хитрая лиса, свою скалку? (на курочку)
3. На кого поменяла лиса курочку? (на уточку)
4. На кого поменяла лиса уточку? (на гусочку)
4. Кого просила лиса взамен гусочки? (девочку)
5. А дали хозяева лисе девочку? (нет)
6. А кого дали? (собаку)
7. Куда мужик посадил собаку? (в мешок)
8. Куда спряталась лиса от собаки? (в нору)
9. Что делали ушки? (слушали, что делали глазки? (смотрели, что делали ножки? (бежали)
10. На что обиделась лиса и выгнала из норы? (свой хвост)
11. Что сделала собака с лисьим хвостом? (ухватилась за лисий хвост, вытащила лисицу из норы и давай ее трепать)
12. Как вы думаете, за что заслужила лиса такой конец? (она обманывала людей, которые ее пожалели, приютили, накормили, напоили)
Логопед: Конечно, она обманывала людей.
Лиса: Ребята, а мне вот интересно проверить ваше внимание. Давайте с вами поиграем в игру. Хлопните в ладоши, когда услышите персонажа из нашей сказки. (ежик, лошадь, лиса, собака, гусочка, медведь, корова, уточка, девочка, волк, курочка)
Логопед: Лиса какая? (ответы детей)
Логопед: Давайте вспомним еще одну сказку, в которой есть лиса.
Работа по сказке «Колобок»
Логопед: Возьмите карту с заданием. Вспомните сказку, расскажи её, соединяя картинки-эпизоды по порядку. Какая буква у нас получилась?
(Буква Н)
Логопед: Кто придумает, какая лиса на букву Н? (невоспитанная, наглая, невежливая, неблагодарная, непорядочная, несносная, настойчивая, назойливая)
Логопед: Что же ты, Лиса, загрустила?
Лиса: Стыдно. Надоело хитрить, обижать слабых. Нет у меня друзей, никто меня не любит.
Логопед: Ребята, пожалеем, простим лису и подружимся с ней? (да)
Логопед: Лисичка, давай поиграем с твоей скалочкой. Она ведь тоже сказочная, значит волшебная!
1,2,3, посмотри, скалочку волшебную раздели.
Взяли скалки в руки и прогоним скуку! (Клавесы)
Мы будем выполнять упражнения с помощью карточек-схем.
Лиса: Возвращаться в лес пора
До свидания, детвора.
Дети: До свиданья, Лисичка- сестричка!
Логопед: Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Посмотрите, что это стоит у нас в углу? (Прялка). Для чего она нужна? (Прясть пряжу). Сказочными пряхами бывают и бедные падчерицы, и прекрасные царевны. Изготовление ткани — женское занятие. Так, во многих сказках героиня превращается в веретено (как, например, в сказке «Серая утица» Марья-царевна оборачивается веретеном, когда Иван-царевич гонится за ней. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» Баба-яга прядет кудель, и, уходя топить баню, чтобы потом девочку «зажарить и съесть», приказывает ей сесть за прялку.
Сейчас мы с вами тоже превратимся в прях.
Игра «Моталочка (клубочки)»
Играют парами. Один держит клубок, а другой мотает на карандаш нитки. Выигрывает та пара, которая быстрее смотает клубок.
Логопед: Пряли пряжу, шили одежду, вышивали, занимались резьбой – все делали сами своими руками. А что они обували? (Лапти)
Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Из чего делали лапти? (ответы детей)
Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. А в какой сказке одним из героев является лапоть?
Дети: «Пузырь, соломинка и лапоть».
Игра с мячом «Закончи фразу»
Я начну говорить, а вы должны продолжить.
Пузырь толстый., а Соломинка какая? (Тонкая.)
Соломинка высокая, а Лапоть какой? (Низкий.)
Пузырь легкий, а Лапоть. (тяжелый).
Лапоть овальный, а Пузырь. (круглый).
Соломинка смелая, а Пузырь. (трусливый, пугливый).
Лапоть сплели, а Пузырь. (надули, выдули).
Соломинка сломалась, а Пузырь. (лопнул).
Игра «Пузырь»
Надувают круг-пузырь, произнося ССССС, сдуваются, произнося ШШШШШШШ
Логопед: Ребята, вот мы с вами и побывали в прошлом, в музее «Русская изба», узнали, как жили наши предки, какими предметами быта они пользовались. Вспомнили с вами сказки. А кто сочинял эти сказки? (Народ). Поэтому эти сказки и называются русские народные, у них нет одного автора.
Сейчас мы живем в современном мире, пользуемся современными технологиями, техникой. Давайте поиграем с вами в игру и сравним «Что было и что стало»
Игра «Подбери пару». Найти современные предметы.
Печь русская-плита электрическая
Самовар-чайник
Котелок-кастрюля
Утюг чугунный - утюг электрический
Люлька-кроватка
Лапти-туфли
Сундук-шкаф
Деревянная ложка-металлическая ложка
Изба – многоэтажный дом или коттедж
Кувшин – графин
Рефлексия.
Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в группу. Понравилось вам занятие? Тогда сейчас каждый изобразит с помощью мимики и жестов свое впечатление от занятия.
Раз-два-три, замри. (Дети изображают свое впечатление от занятия)