наталия сажина
Конспект занятия в подготовительной группе «Хоровод дружбы». Воспитание уважения к национальной культуре разных народов
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№11 «Сказка» комбинированного вида
городского округа города Кумертау
Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
в подготовительной речевой группе
«Золотой Петушок»
«ХОРОВОД ДРУЖБЫ»
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Хоровод дружбы“, Воспитание уважения к национальной культуре разных народов» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Хоровод дружбы народов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Программное содержание: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, дать четкое понятие о необходимости предоставления равных возможностей детям разных национальностей; продолжать воспитывать в них уважение к национальным культурам разных народов, к их обычаям, традициям; воспитывать в детях гордость за неповторимость своей национальной культуры.
Материал к занятию: карта России, фигурки людей в национальных костюмах, иллюстрации русской одежды, башкирских народных игр, татарских народных блюд, аудиозаписи с русской, башкирской и татарской песнями, сундук для дидактической игры «Подбери предметы для сабантуя», пазлы для игры «Собери посуду», костюмы для детей, сувениры «голуби дружбы».
Предварительная работа: чтение русских, башкирских, татарских сказок и легенд, рассматривание национальной одежды, знакомство с национальной кухней, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Башкортостане. Слушание народной музыки.
Словарь: сарафан, душегрея, порты, кафтан, лапти, тюбитейка, катык, корот, баурсак.
Ход занятия:
- Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Карта). Сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы с вами живем? (Россия). Артем приготовил для нас стихотворение, которое называется «Наша Родина»
Наша Родина.
Как велика моя земля,
Как широки просторы
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом- снега и вьюга.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней-
И то едва домчится…
-Столица нашей страны – город Москва. По карте вы видите, что наша страна очень большая и на ее территории расположилась наша республика, в которой мы с вами живем, кто скажет, как она называется (Башкортостан).
-Покажите ее на карте. (ребенок показывает)
-Наша республика очень красивая, большая, в ней есть реки, озера, леса, поля и горы. (ребенок рассказывает стихотворение)
Родина.
Родина моя,
Реки и поля
Я люблю тебя,
Милая земля.
Мой Башкортостан,
Нет края родней-
Светлый уголок
Родины моей.
- Назовите столицу нашей республики (Уфа). Какие еще города вы знаете? (ответы детей) Сейчас я загадаю вам загадку про один из городов:
Где родился? Где живешь!
Знаешь, где друзей найдешь!
Тут, в предгорье Урал-тау
Это город – Кумертау!
- Город Кумертау – это наш родной город, здесь мы родились, здесь живем дружно и весело – это наша малая родина.
-В нашей республике и в нашем городе живут русские, татары, башкиры, чуваши, мордва и другие народы. Посмотрите, какие все красивые.
(выставляются фигурки людей в национальных костюмах)
-И в нашу группу ходят дети разных национальностей, все вы вместе играете, дружите. Посмотрите внимательно друг на друга, что вы заметили? (разный цвет кожи, волос, одеты по разному и т. д.)
-Давайте расскажем нашим гостям о своих обычаях, культуре, традициях и всем сразу станет понятно, насколько удивительна жизнь детей разных национальностей под одной крышей нашего детского сада. Начнем с того, что покажем, какие мы дружные.
(пальчиковая гимнастика и физминутка)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
1,2,3,4,5-
Начинаем мы считать
1,2,3,4,5-
Мы закончили считать!
(звучит русская народная мелодия)
-Догадались, какая песня сейчас звучала?
(дети в русских костюмах выходят и рассказывают об истории русского национального костюма)
Рассказ о женской одежде.
-Здравствуйте, меня зовут Даша. Я русская, поэтому на мне надет русский сарафан, он украшен цветами, на голове косынка.
-А сейчас Даша расскажет о том, как раньше одевались русские женщины и девушки.
-Основной одеждой была сорочка. Поверх ее надевали сарафан, для тепла надевали душегрею. Всю одежду женщины шили сами.
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетали их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы, браслеты.
Рассказ о мужской одежде.
-Здравствуйте, меня зовут Кирилл, я тоже русский, поэтому на мне надет русский костюм.
Раньше мужчины носили рубахи и порты. Рубахи были длинными и их подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Большими животами раньше гордились.
Поверх рубахи надевали кафтаны, их носили и бедные и богатые.
На голове носили колпак, это высокая шапка, обшитая мехом.
Зимой носили шубы.
В деревнях плели и носили на ногах лапти, еще носили сапоги. Их носили и мужчины, и женщины, и дети.
-Даша сказала, что всю одежду женщины шили сами, но еще они мастерили из дерева и глины посуду, игрушки и расписывали все яркими красками. Все это можно увидеть на нашей выставке (показать выставку)
(проводится игра «Собери посуду»)
Проводится русская народная игра «Летал, летал воробей»
Играющие с помощью считалки выбирают ведущего- «воробья». Затем все встают в круг, а «воробей» - в середину круга. Дети идут по кругу со словами:
Летал-летал воробей,
Летал-летал молодой
По-за синю морю,
Видел-видел воробей,
Видел-видел воробей,
Как….
«Воробей» продолжает: «зайцы прыгают; вороны летают» и т. д.
Дети должны изобразить то, что «видел воробей»- попрыгать, как зайцы, полетать, как вороны и т. д. «Воробей» выбирает того, кто, по его мнению, выполнял задание лучше всех, и приглашает на место ведущего, а сам встает на его место. Игра продолжается с новым ведущим.
(звучит башкирская народная мелодия)
-А сейчас мы расскажем вам о башкирских народных праздниках
Рассказы детей:
Гусиный праздник- проводится поздней осенью, в ноябре. Хозяин дома приглашает девушек, они помогают ощипывать гусей. Хозяйка готовит национальные блюда. Мужчины рубят гусей, девушки их щиплют, моют. Вечером устраивают большой ужин, едят мясо, лапшу, поют песни, пляшут.
Сабантуй- праздник всех народов Башкортостана. Его проводят весной, после посевных работ, на природе. На празднике участвуют взрослые и дети. Там поют песни, проводят соревнования- бег с яйцом, бег в мешках, курэш, скачки на лошадях. Варят вкусный бешбармак, пьют кумыс. Всем весело.
(проводится дид/игра «Подбери предметы для сабантуя»)
Воспитатель достает из сундука предмет, а ребенок рассказывает, для чего он нужен.
Образцы ответов:
Это мешки. С мешками соревнуются на бревне.
Это полотенце. Полотенце нужно для борьбы курэш.
Это камзол. Камзол надевают на праздник.
Это ложка. Она нужна для бега с яйцом.
Это кубыз. На нем играют на сцене.
(проводится башкирская игра «Нардуган»)
(исполняется песня на татарском языке)
Выходит ребенок в татарском костюме и рассказывает стихотворение на татарском языке. Обратить внимание на его костюм. На голове – тубатай (тюбетейка, кулмак (рубашка, ыштан (брюки)
-У всех народов есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд, есть свое национальное блюдо. У русских- калачи, блины, оладьи, очень любят щи, каши. Не зря говорят: щи да каша – пища наша. У башкир – кумыс, бешбармак, чак-чак, вак бэлиш, мед. А сейчас мы расскажем вам о татарских национальных блюдах.
Рассказы детей: Особое место в питании татар занимают мясные и молочные продукты из молока делали сливки (каймак, Катык, масло (ак май, корот.
Мясо ели вареное, и жареное. Вареное мясо подавали к супу.
-Особое место занимало мясо домашней птицы. Гордость татарской национальной кухни – курица, фаршированная яйцами (тутырган тавык). Его приносили в качестве подарка на свадьбу и на праздники.
-Из муки пекли хлеб (икмяк, лепешки, блины.
Готовили специальные кушанья к чаю- сумса, дучмак, кыстыбый, баурсак.
Готовили кушанья из вареного теста – суп-затируха, сал-ма, бешбармак, пельмени, токмач (лапша).
-А сейчас Радмир нам расскажет, как они с мамой готовили татарское национальное блюдо к чаю баурсак.
-Ребята, сегодня на занятии мы узнали, насколько удивительна и неповторима жизнь народов разных национальностей, как много интересного вы рассказали друг о друге, о традициях, обычаях, о костюмах, блюдах, праздниках.
-Дорогие гости, наши дети приготовили для вас вот таких «птиц дружбы» и хотят вам их подарить в знак дружбы и пригласить в большой хоровод дружбы.
Дети дарят подарки и исполняют танец «Хоровод дружбы».