Марина Клейменова
Конспект занятия в подготовительной группе «История возникновения города Орла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе «История возникновения города Орла»
Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к малой Родине.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения города Орла.
2. Познакомить детей с видами старого Орла.
3. Воспитывать в детях уважение и любовь к родному городу.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „История возникновения города Орла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Оборудование: иллюстрации «план города Орла», «Орловский острог», открытки с видами Орла, фотографии центра города.
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Воспитатель: Дорогие ребята! Сейчас наша Машенька прочитает нам одно замечательное стихотворение, а вы внимательно послушайте его.
Выходит девочка. Читает стихотворение.
Мой край.
Орел – ты птица боевая,
Орел – ты гордая скала.
Ты прилетел с другого края,
Где есть и горы и моря.
Ты основал наш город славный,
Для горожан ты самый главный.
Возглавил стройку крепости,
Еще с глубокой древности.
Ты быстро, мощно разрастался,
Терпел набеги всех врагов,
И постепенно продвигался,
Вперед, к вершине подвигов.
Теперь стоишь ты крепко в стане,
Вершишь великие дела.
А мы тебе от всей души желаем,
Быть независимым всегда.
Воспитатель: Дети. Как вы думаете чему посвящено это стихотворение?
Дети: Нашему городу Орлу!
Воспитатель: А как вы догадались?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, это стихотворение называется «Мой край». Его написала Ольга Соколова. Вам понравилось это стихотворение?
Дети: да, нам понравилось!
Воспитатель: Много стихов написано о любви к родному городу Орлу. Давайте их послушаем. Воспитатель читает стихи.
(авт. Соколова Вера)
Орловский край
Край мой Орловский – золотые поля,
В белых пушинках стоят тополя.
Речка звонкие песни поет
И черемуха дивно цветет.
Жаворонок звонко поет в тишине,
Ухает филин в ночной тишине,
Белые росы на землю легли,
Трели выводят свои соловьи.
(авт. Вылугина Татьяна)
Орёл — мой любимый город.
Старинный город, благородный,
Разлив у рек его широк
И, сквозь столетия шагая,
Прошел немало он дорог.
Недаром назван гордой птицей!
Орёл наш – родина людей
Тех, что привыкли им гордиться –
Историей богат своей,
И красотой родной природы,
И запахом трав полевых,
И буйством красок в непогоду,
И подвигом детей своих.
Воспитатель: У каждого человека есть малая родина, город или село где он родился и вырос. Когда говорят «москвич», значит, этот человек живет в
Дети: В Москве.
Воспитатель: пскович живёт….
Дети: в Пскове.
Воспитатель: Белгородец живёт….
Дети: в Белгороде.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо! А в как же можно назвать нас. Тех, кто живёт в городе Орле?
Дети: Орловцами! Орловчанами!
Воспитатель: Конечно! А теперь послушайте русскую народную пословицу «Что город, то норов» как вы её понимаете
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, все города очень разные. Нет двух одинаково похожих городов. В каждом городе есть свои герои, свои достопримечательности.
Воспитатель: А теперь, дети, мы продолжим беседу.
Нашему городу уже 397лет. Вам, ребята, интересно будет узнать всегда ли он был таким как сейчас?
Дети: Конечно интересно.
Воспитатель: Давайте мы ненадолго представим, что мы вернулись в далёкое прошлое, в то время когда нашего города ещё не существовало.
В то время на Руси царствовал государь Иван IV Грозный. Его так прозвали в народе, потому что он был строгим, подозрительным и скорым на расправу, в отличие от других царей. Русь тогда воевала с крымскими татарами и несла большие потери людей, продовольствия, были разорены многие города. Татары захватывали добычу, уводили пленников, которых продавали в рабство на невольничьих рынках в Турции и других странах
Наконец царь Иван Васильевич решил защитить южные границы России от вражеских полчищ. Был издан указ о постройке города для защиты.
Выходит писарь читает указ.
Указ.
Я, Царь Всея Руси,Иоанн Васильевич повелеваю.
Для сбережения земли русской от прихода крымских татар на поле, на реке Орлее, устроить новый город
1566 г.
Воспитатель: Когда указ был принят то на строительство города прибыли люди из других городов. Все молодые, здоровые, крепкие. Слабым здесь делать нечего! Работа закипела. Рубили лес, громко стучали топоры, молотки, звенели пилы. Какое название имеет наш город?
Дети: Орёл.
Воспитатель: А кто ещё носит такое название?
Дети: Орёл- птица.
Воспитатель: А какими качествами обладает эта птица?
Дети: Гордая, красивая, большая, зоркая.
Воспитатель: Да, наверное и строители нашего города хотели чтобы он стал гордым, неприступным для врагов и красивым. Существует одна легенда, почему наш город так называется. Воспитатель читает стихи:
Давным-давно великий князь
Издал указ такой:
«В охрану южных рубежей построить град большой!»
Название города ему пришло само собой.
Он взор свой в небо обернул – там гордый плыл орел.
С тех давних лет стоит наш град в сплетении двух рек
И дарит людям радость он вот уже пятый век.
И пусть Орел так и не стал охранником границ
Других достойных набралось в истории страниц.
Литературный центр здесь:
Тут вырос Тютчев, Фет.
Лесков здесь вырос и творил,
А им ведь равных нет.
И в страшный год, когда война сломила все кругом,
Не посрамился наш Орел под вражеским штыком.
За тот салют, за ту весну мы дедам шлем поклон,
За то, что в мире без войны теперь мы все живём.
И пусть наш город не большой, не всем известен он.
Во славу Родины одной пусть процветает он.
Недаром князь смотрел тогда на гордого орла
И город наш назвал Орлом на годы, на века!
Воспитатель: Что вы поняли из прочитанного мною?
Ответы детей.
По преданию, когда стали рубить дуб, росший на берегу, у слияния двух рек Оки и Орла (Орлика, с вершины дерева слетел орёл. «А вот и хозяин», сказал один из мужиков. Именем этой гордой птицы и был назван наш город. Первым делом рубленный город ставили, т. е. Строили. Затем дом воеводы- военачальника, склады для хлеба, пороха. Вокруг крепости копали ров и наполняли его водой. За рвом находился острог для пушкарей, кузнецов. За острогом находился посад: «селитесь люди добрые, сейте хлеб, разводите скот, кормите служивый народ. А у них забота одна: зорко смотреть на дорогу, не скачет ли всадник с тревожной вестью о татарском набеге». Орёл был построен для защиты южных границ Русского государства от набегов крымских татар.
Воспитатель: С тех пор прошло очень много лет и наш город сильно изменился. Давайте с вами рассмотрим фотографии современного города, его центра и найдем отличия. Ответы детей.
А время всё шло и шло менялся город и вместе с ним менялась и его история. Много войн и горя узнала наша родная русская земля. Но её люди, преодолевая все тяготы жизни, продолжают, заботится о городе. А что вы, ребята. Делаете для своего родного города?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, вы должны заботиться и любить свою малую Родину – город Орёл. Ведь вам предстоит вырасти и жить в нём!.
Итог НОД: Дети, расскажите чем мы сегодня узнали?.
Ответы детей.