МААМ-картинки

Конспект занятия по окружающему миру «История колокола»

Надежда Светкина
Конспект занятия по окружающему миру «История колокола»

Цель - развитие интереса к историческому и культурному прошлому русского народа, России.

Задачи:

- Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси; показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре.

- Развивать умение с помощью орнаментов и узоров украшать силуэт колоколов.

- Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, вызвать желание продолжать русские народные традиции.

Предварительная работа:

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „История колокола“» размещена в разделах

- создание альбома «Колокола России»

- дидактическая игра «Что из чего получается?»

- разучивание пальчиковой гимнастики «Колокольчик»

- экскурсия в православную церковь

- заучивание стихотворений о колоколах.

Оборудование и материал:

- презентация «Колокола России»

- кисточки для рисования

- картинки с изображением колоколов на магнитной доске

- маленькие колокольчики.

Ход занятия

Воспитатель: (читает стихотворение)

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

(включить колокольный звон)

Воспитатель: Дети, у людей бывает своя судьба, своя история, так бывает своя судьба, своя история и у вещей. Я сегодня расскажу удивительную историю о судьбе колоколов.

Колокола появились на Руси еще в древние времена. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце 15 века русские мастера сами овладели секретом изготовления колоколов, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли мастеров из других стран и по красоте и по качеству звона колоколов.

Слайды с колоколами

Воспитатель: Скажите, ребята, где вы видели колокола?

Дети: В церкви, в храме. Видели, когда ходили на экскурсию.

А я ходил (а) с мамой, бабушкой.

Воспитатель: Правильно!

слайды храмов, церквей; церковь нашего посёлка

Воспитатель: Без чего не бывает Храма, церкви?

Дети: Без колокольни!

Воспитатель: Храм — самое красивое здание и отличается от других зданий и домов, в которых живут люди. У входа в православный Храм есть башня, которая называется колокольня или звонница, где размещают колокола.

слайд с изображением колокольни

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а колокола сами могут звонить?

Дети: Нет! Там звонят люди.

Воспитатель: Как называют человека, который звонит в колокола?

Дети: Звонарь.

Воспитатель: Человека, звонящего в колокола, называют звонарь. Колокольный звон — это древнее мастерство.

Воспитатель: Подумайте, что обозначает слово колокол?

Дети: Слово "колокол" означает - зов, шум, крики.

Воспитатель: Звон колоколов звучит по-разному. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни, звучал он и в праздники. Звон колоколов, разносившийся на много верст окрест, был символом России. Колокол своим звоном возвещали время трудиться и отдыхать, время спать, время веселья и время скорби. Оповещали о стихийном бедствии и приближении врага, созывали для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстанию.

Золотые колокольчики привязывали к крыши Храма во времена царя Соломона, чтобы разгонять птиц. Когда умирал царь, женщины шли по улице, ударяя в маленькие колокольчики. А жители Греции носили колокольчики на поясе, в кошельках.

Воспитатель: Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше : с высокой или низкой?

Дети: Думаем, что с высокой башни звон слышится лучше.

Воспитатель: Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в Москве и называется колокольня Ивана Великого.

В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра.

слайд колокольни Ивана Великого

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название?

Слайд царь - колокола

Дети: Царь – колокол, потому что колокол большой.

Воспитатель: Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства.

Воспитатель: Какими словами можно рассказать о нем?

Дети: Величественный, могучий, огромный, громкий.

Воспитатель: Из чего сделан колокол?

Дети: Колокол металлический – сделан из металла.

Воспитатель: А как вы думаете, колокол можно сделать из стекла или дерева?

Дети: Стеклянный колокол разобьётся и можно пораниться. Деревянный колокол далеко не слышно.

Воспитатель: Правильно! Обычно колокола отливали из меди или бронзы. Иногда покрывали золотым сплавом.

Воспитатель: На что похож колокол?

Дети: Колокол похож на колпак. На конус.

Воспитатель: У колокола есть тело — сам колокол, пояс — это самое широкое место колокола, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол на перекладину в колокольне; язык — металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс.

слайд небольших колоколов

Воспитатель: Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. И я вам сегодня предлагаю стать мастерами, украсить колокол красивым орнаментом, узором. Ребята, рассмотрите внимательно узор на колоколах. Какие элементы узора вы увидели?

Дети: Узор состоит из прямых, волнистых и ломаных линий. Между линиями имеются круги, дуги. Линии чередуются. Есть изображения Святых.

Воспитатель: Ребята, садитесь за свои рабочие места. Вначале разомнём пальцы для предстоящей работы.

Пальчиковая гимнастика «Колокольчик»

«Колокольчик всё звенит - - пальцы сомкнуты «шапочкой» в положении вперёд-назад

Язычком он шевелит. - один большой палец отогнутый вниз

Вправо – влево, вправо – влево - согнутые пальцы сцеплены и поворачиваются вправо-влево

Язычком он шевелит» - отогнутый большой палец шевелиться.

Звучит спокойный звон колоколов (включение на флэш-носителе). Дети украшают колокола орнаментом, узорами. При необходимости воспитатель проводит индивидуальную помощь.

Воспитатель: Скажите, ребята, где размещены колокола? Чем являются колокола для русского народа?

Дети: Колокола находятся в колокольни или в звоннице в церкви. Являются для людей частью жизни, историей, памятником, произведением искусства.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня продолжили дело русских мастеров. И, может быть, кто-то из вас в жизни станет звонарём или настоящим мастером по изготовлению больших металлических колоколов. (Показать альбом «Колокола России».)

Дети: читают стихотворения

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

Колокол русский, народный,

Колокол Церкви святой!

Чуден твой голос свободный,

Люб отголосок мне твой.

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!»Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!» Цель: сформировать у детей представление о зимующих птицах; вызвать интерес  к образу жизни зимующих птиц; прививать бережное отношение.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру для детей 4–5 лет «Цветы на поляне» Цель: расширить знания детей о первоцветах, выполнить коллективно-творческую работу «Цветы на поляне». Задачи: - Образовательные: дать элементарные.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект занятия по окружающему миру «Дружная семья» в младшей группеКонспект занятия по окружающему миру «Дружная семья» в младшей группе Тема: «Дружная семья» Задачи: знакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, общую моторику, координацию движений; формировать.

Конспект занятия по окружающему миру «Одуванчики». Вторая младшая группаКонспект занятия по окружающему миру «Одуванчики». Вторая младшая группа Цели и задачи: -формировать интерес у детей к познавательной деятельности по теме: «Цветы»; -развивать наблюдательность, формировать умения.

Конспект занятия по окружающему миру «Петушок с семьёй» в младшей группе Тема: «Петушок с семьёй» Задачи: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой» Тема: Домашние животные зимой. Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные -Обогащать словарь по теме,.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения» Ознакомление с окружающим миром по теме : «Комнатные растения» Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях, ухода за ними. Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру «Высадка рассады цветов на клумбу»Конспект занятия по окружающему миру «Высадка рассады цветов на клумбу» Конспект занятия по окружающему миру «Высадка рассады цветов на клумбу». Цель: познакомить детей со способом выращивания растений, уточнить.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы» Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы" «Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру «История колокола»
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 09:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД