Светлана Ковыркова
Конспект занятия в подготовительной группе «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Посеешь заботу, пожнёшь инициативу»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению детей с миром природы
(с детьми 6 - 7 лет)
Тема: «Покормите птиц зимой»
Разработала воспитатель первой категории
Ковыркова Светлана Солтановна
МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»
пгт. Фёдоровский
2014 годФорма проведения НОД: сюжетно-игровая
(познавательного цикла)
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Цель: формировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.
Задачи:
Формирующие
- формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах;
- формировать умения и навыки наблюдать за птицами :
- продолжать формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие.
Образовательные
- уточнить представление о причинах отлёта птиц;
- закрепить понятия «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности,
- уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах Югры (сороки, снегири, синицы, клесты).
Развивающие
- любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;
- основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);
- сенсорно - перцептивные процессы (аудиальные (слуховые, визуальные (зрительные, кинестетические (чувственные);
- связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми предложениями (4-5 слов в предложении, сочетать существительные с глаголами и прилагательными.
Обогащение словаря: «зимующие птицы», «перелётные птицы», кормушка.
Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.
Воспитательные
Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам
Материал к НОД: картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; картинка кормушки; презентация «Зима в лесу»; формочки для изготовления кормушки, бутылочки с водой; семена растений.
Предварительная работа
Чтение сказки Н. В. Нищева «Как сорока клеста судила» (других рассказов о зимующих птицах).
Рассматривание картин, составление рассказов по серии картин.
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Прочитай слово», «Назови птенчиков».
Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, клесты).
Этапы НОД Ход занятия Работа с детьми
Вводная часть (5 минут)
1. Организационный момент.
2. Иммитация «Идём в лес»
3. Д/и «От какого дерева?» -Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима, хочу пригласить вас к себе в гости, в зимний лес. Ребята вы принимаете моё приглашение? (Да)
- На улице очень холодно, нам надо потеплее одеться. ( имитируем :одеваем теплую шубку, шапку, надеваем варежки и валенки)
- Вы готовы? (Да)
(звучит музыка хруст снега под ногами, идём до интерактивной доски)
-Вот мы и пришли в мой зимний лес!
(читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима»)
-Укутала в снега я
Все кочки и пенёчки.
Скамейки и стога.
Велела дубу,
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу
Тепло укрыла всех.
-Какой свежий воздух у меня в лесу, давайте вместе подышим.
(вдох носом, выдох ртом)
- Посмотрите ребята, сколько много деревьев в лесу!
-А вы знаете какие деревья растут в лесу?
(кедр, осина, берёза, дуб, сосна, ель).
-Молодцы, ребята! Все деревья назвали.
- Ребята, посмотрите это моя корзина,давайте посмотрим что там, возьмите каждый по одной, вы можете их потрогать, понюхать, пощупать. Берите, берите не стесняйтесь. (жёлудь, шишка, кора берёзы, сосны, рябины, орехи кедра).
-Посмотрите внимательно и скажите от какого дерева? (ответы детей)
-Вот какие молодцы, всё вы знаете!
создать положительный эмоциональный настрой
Основная часть (20 минут)
4. Слушание «Голоса птиц».
5. Загадывание загадок
о птицах.
6. Беседа «Птицы зимой».
7. Д/и «Перелётные и зимующие птицы».
8. Игра «Один-много»
9. Чем можем помочь птицам?
10. Д/и «Кого, чем угостим»
11. Физкультминутка
12. Изготовление «Угощение для птиц».
-В моём лесу много снега, везде сугробы. Будьте осторожны, перешагивайте сугробы. (дети перешагивают через «сугробы»)
- Ребята, давайте послушаем звуки моего леса. (шум леса, голоса птиц)
- Что вы услышали (голоса птиц)
- Правильно ребята, это голоса птиц. Их у меня в лесу очень много. Я хочу вам загадать загадки о птицах, а вы отгадайте. Будьте внимательными.
(сидя на ковре).
1. Синяя косынка,
Темненькая спинка.
Маленькая птичка,
Звать ее (синичка- показать картинку)
-Правильно, это-синица, она любит сырое несолёное сало и мясо.
2. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит? (дятел –показать картинку)
- У дятла ребята клюв прочный и острый,, он питается личинками, которые находит под корой дерева, его ещё называют “лесным санитаром».
3. Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют :
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(снегирь- показать картинку)
-Молодцы ребята, и снегиря вы узнали. Они нарядные птицы, питаются ягодами рябины.
4. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле- поёт со свистом? (Клест)
-Клест- единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Они строят тёплое гнездо для птенцов на деревьях
- А ещё каких птиц вы знаете ребята (ответы детей)
-Некоторые птицы не стали спорить со мной и улетели в тёплые края. Ребята, а как называются эти птицы?
(перелётные птицы, назвать и показать картинку)
-А другие, самые смелые птицы, остались на зиму в наших краях. Как называются эти птицы? (зимующие птицы, посмотреть ещё раз этих птиц и закрепить названия)
- Молодцы, запомнили всех птиц. Пойдёмте дальше.
-Ребята, вот здесь собрались все мои птицы. Они запутались, не могут найти свои домики. Расселите их пожалуйста по своим домикам. Перелётных птиц заселяем в розовый домик, а зимующих в синий домик. Будьте внимательны.
(берут картинку и магнит, закрепляют в нужный домик)
-Молодцы, я очень довольна вами. Всех птиц расселили
- Ребята, а как вы думаете, птицы похожи друг на друга или отличаются? (у всех птиц есть клюв, крылья, перья).
- А чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев, цветом).
-Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.) Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.) Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.) Если у вороны черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.) Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
-Ребята, холод – не самое страшное для птиц зимой, потому что к зиме у них вырастает подпушек под перышками.
- Как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц?
(голод)
-Почему вы так думаете?
(земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло)
-За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена Если им не помочь они могут погибнуть. --- -Ребята, как вы думаете
чем вы можете помочь зимующим птицам?
(делать кормушки и подкармливать птиц)
- Чем можно подкармливать птиц (крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сало или мяса)
- Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки не солёного сала.
-Можно ли корм для птиц рассыпать на земле? (нет)
-Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц?
(в кормушки).
-Какие бывают кормушки? (ответы детей)
Да ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть.
Вот на ветках, посмотри –(руки подняли вверх)
В красных майках снегири – (руки на пояс, наклоны головы)
Распушили пёрышки -(частые потряхивания руками опущенными вниз)
Головой вертят, улететь хотят
Среди белых голубей –(идут по кругу, руки за спину)
Скачет шустрый воробей - (прыжки)
За метелью, за метелью! – (разбегаются, взмахивают руками)
Улетели, улетели!
- Ребята, я конечно люблю мороз, стужу, но птиц я тоже люблю. Поэтому я приготовила им необычное угощение.
-Вот оно (показывает)
-Ребята, как вы думаете из чего я приготовила это угощение?
(семена подсолнуха, разные крупы, ягоды и т. д. лёд)
- Правильно, как можно приготовить лёд (заморозить воду)
- А как заморозить? (в холодильнике, на улице и т. д.)
- Ребята давайте я вас научу? (да)
-Сначала мы укладываем в ёмкость немного семечек, ягод и веток, обязательно кладём ленточку, это обязательный элемент, так как с помощью ленты мы будем подвешивать наше угощение. Потом засыпаем ленточку семечками и крупами, пока не заполним ёмкость и только потом заливаем аккуратно водой. Наше угощение готово, осталось его заморозить, для этого вы плотно закроете ёмкости крышкой заберёте домой и заморозите, а завтра вместе с родителями вывесите угощение за окно и будете наблюдать за птицами, которые прилетят к вам, приходя в детский сад будете делиться впечатлениями друг другу.
Заключительная часть (5 минут)
13. Итог занятия. -Ребята, вам понравилось в моём лесу?
-Что вам больше всего понравилось?
- Каких птиц вы запомнили?
-Ребята, почему птиц называют зимующие?
-Почему перелётные?
-Почему дятла называют «лесным санитаром».
-Что самое страшное для птиц зимой?
-Как человек может помочь птицам зимой?
-От меня тоже для вас подарок, я дарю вам кормушку, повесите его у себя на игровой площадке, обязательно, каждый день подкармливайте птиц, наблюдайте за гостями, которые будут посещать птичью столовую.
-Ребята, у меня есть ещё одна просьба к вам.
(Зимушка –зима читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»)
- Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде. Ну, а мне в лес пора!До свидани, детвора!
воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам