Полина Орлова
Конспект занятия в средней группе формирование целостной картины мира расширение кругозора «Волшебная вода» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Волшебная вода» (занятие в средней группе)
Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи:
• Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• Обучать детей работать с прозрачной посудой и растворами;
• Прививать экологическую культуру;
• Развивать умственные способности: сравнение, обобщение, способность анализировать;
• Воспитывать доброжелательность и аккуратность;
• Снижать психоэмоциональное напряжение;
Публикация «Конспект занятия в средней группе формирование целостной картины мира расширение кругозора „Волшебная вода“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
• Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
• Прививать бережное отношение к воде.
Тип занятия: интегрированное.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Форма: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование к занятию:
Демонстрационный материал - лейка с водой, малый тазик; четыре стеклянных прозрачных стакана с водой и четыре пластиковые крышки разных цветов (красная, желтая, синяя, зеленая); сахарная пудра; картинки с изображением: животных и насекомых на водопое, пустыни, берега озера, моря, ручья, реки, водопроводного крана с текущей водой, (прил. 1) капельки воды с грустным и веселым настроением (прил. 2); символы выводов о свойстве воды (прил. 3); аудиозаписи шума дождя и журчание воды в ручейке.
Раздаточный материал - два прозрачных пластиковых стакана: один – с водой, второй с молоком; чашка с кипяченой водой и чайная ложка.
Предварительная работа: беседы о воде, чтение художественной литературы, наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций, организация игр с водой.
Формы и методы:
• наглядный (иллюстрации, картинки, символы, оборудование для опытов);
• игровой (сюрпризный момент);
• словесный (беседа, диалог, рассказ, вопросы поискового характера);
• практический (опыты).
Предполагаемый результат:
• сформированы представления о свойствах воды;
• обогащен и активизирован словарь;
• сформировано умение строить выводы;
• привито желание заниматься исследовательской деятельностью.
Ход занятия.
-Ребята, вспомните, что мы наблюдали недавно на улице? Из-за чего мы не пошли гулять? Дождик
-давайте закроем глазки и вспомним, как капельки дождя падают на траву, листики, дома, машины, на детей и взрослых (включаю запись шума дождя, вывешиваю на доску картинку с изображением грустной капельки) Дети слушают, закрыв глаза.
-Представили? Откройте глаза, посмотрите, какая необычная гостья к нам сегодня пришла. Кто это? Капелька
-Что вы можете о ней сказать? Какая она? Грустная, печальная, невеселая.
-Как вы думаете, почему она грустит? Заблудилась, страшно, холодно, одиноко
-А что можно сделать, что бы капельке стало весело?
-Мне капелька рассказала, почему она грустит. Она только что родилась и ничего о себе не знает. А это очень печально. Но мы можем ей помочь узнать о себе много интересного и стать веселой. Поможем? Да
- А кое- что вы уже знаете и можете рассказать капельке.
-Из чего состоит капелька?
Из воды
- А где мы можем встретить или найти воду
(ответы детей сопровождаю показом картинок) Озеро, море, река, ручей, водопроводный кран
-Правильно. А, скажите, кому нужна вода? (Ответы детей сопровождаю показом картинок) Людям, животным, насекомым, растениям, птицам
-Для чего нужна вода людям? Мыться, умываться, мыть посуду, пол, готовить еду, стирать белье
-Растениям, животным, насекомым и птицам? Чтобы пить, не умереть (погибнуть) от жажды.
-Молодцы. Посмотрите, как выглядит место, где почти не бывает дождей, нет рек и озер (картинка пустыни). Это пустыня. Давайте вместе скажем-«пустыня»
-А вот так выглядит берег реки (показ картинки). Посмотрите, какие разные места. Что вы можете сказать о них?
Дети вместе с воспитателем повторяют
В пустыне песок и ничего не растет. У ручья много травы, кустов и деревьев.
- Правильно, молодцы. А теперь давайте немножко отдохнем.
Проводится пальчиковая гимнастика «Стирка»: Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку.
Свитерок и брюки,
Ох, устали мои руки.
Дети выполняют движения:
Имитация движений при стирке
Сжимать и разжимать пальцы
Имитация движений при стирке
Потряхивание кистей рук
-Молодцы. Вода – самое удивительное вещество на земле. А, посмотрите – ка, у нашей капельки изменилось настроение. (Вывешиваю картинку с капелькой, которая немного улыбается). Что изменилось?
Она улыбнулась.
-Правильно, ей стало веселей и интересней. Продолжим?
Да.
-Представьте, что вы умные ученые, в лаборатории. Мы будем делать опыты, изучать воду.
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
-Что у меня в руках?
Лейка
-В ней вода. Как вы думаете, вода из лейки польется? Нет, да
-Давайте проверим, мы же ученые и должны все проверять. Льется. Почему? Она жидкая.
Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла течь из крана, в реках, в ручейках. Чтобы вам легче было запомнить это свойство, я приготовила вот такой символ (вывешиваю на доске) (При затруднении помогаю детям сделать вывод). Несколько детей повторяют свойство воды с места.
Опыт №2 «Вода прозрачная»
-На столах у вас два стакана. В одном вода, во втором – молоко. Возьмите ложку и положите в стакан с водой. Что вы заметили?
Ложку видно.
-А теперь положите ее в стакан с молоком. Что вы можете сказать теперь? Ложку не видно.
-Какой вывод можно сделать? Чистая вода прозрачная. (При затруднении – помогаю детям сформулировать вывод).
-Молодцы. Вот и второй символ (вывешиваю)
Опыт №3 «Определение цвета воды»
- А скажите, какого цвета вода? Дети затрудняются дать правильный ответ.
-Давайте узнаем вместе, мы же ученые. Посмотрите, у меня на столе стаканы с водой. Я по очереди в каждый из них буду опускать вот такие крышки разных цветов, помогайте мне, называйте цвета крышек. (Сопровождаю слова действием).
- Подошла какая-нибудь крышка по цвету с водой, совпала?
Красная, желтая, зеленая, синяя
Нет
-Правильно. Какой вывод можно сделать? Есть у воды цвет? Значит она бесцветная. Давайте все вместе скажем. Чтобы лучше запомнить это, я повешу этот символ. Нет
Бесцветная.
Физкультминутка:
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
Чтоб обсохнуть, погуляем.
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. Дети выполняют движения:
Плавательные движения руками.
Плавательные движения руками.
Руки поднять вверх.
Руки через стороны вниз.
Ходьба на месте.
Дети делают вдох.
Садятся на места.
Опыт №4 «Определение вкуса воды»,
-А теперь давайте узнаем, есть ли у воды вкус. У каждого из вас есть чашечка с водой. Сделайте глоточек. Какая она на вкус: сладкая, соленая, горькая, кислая?
-Есть у нее вкус?
Нет.
Вывод: вода своего вкуса не имеет, значит, она – безвкусная. И вот еще символ (вывешиваю)
-А сейчас я загадаю вам загадку. Я положу каждому в чашечку немного вот этого белого порошка. Вы аккуратно размешайте его в воде. Теперь попробуйте на вкус и скажите – что я вам добавила?
Сахар
-Правильно. Как вы догадались? Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить что –то, то вода приобретет вкус того, что в нее положили.
Если положить соль, то вода станет…
Если положить лимон, то она станет… Вода стала сладкая.
Соленой
Кислой
-Молодцы. Много вы вместе с капелькой сегодня узнали о воде. Смотрите, какая она стала? (вывешиваю широко улыбающуюся капельку).
-Давайте напомним капельке, что мы узнали. Радостной, веселой.
Дети повторяют свойства воды с использованием символов.
-Наша капелька стала радостная и веселая, она расскажет своим подружкам о том, что узнала у вас в гостях. Послушайте, как они разговаривают (ставлю аудиозапись журчание воды в ручейке). Дети прощаются с капелькой и слушают запись.
Информационные ресурсы:
1. Е. В. Черемных «Картотека игр и опытов с водой» (детсадклуб. ру)
2. Ппальчиковая гимнастика (дошколенок. ру)
3. Сборник физкультминуток для детей 4-5 лет (ped – kopilka.ru)
4. Наглядный материал из библиотеки детского сада.