Людмила Буховец
Конспект занятия в средней группе «Как наши предки выращивали хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие проводится в Музее хлеба в группе детского сада.
Цель: Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народным творчеством. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло). Вызывать интерес к коллективному труду. Воспитывать умение работать в коллективе, помогая друг другу. Доставить радость от необычной деятельности и угощения младших детей, укреплять проявление добрых чувств и отношений. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Как наши предки выращивали хлеб“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Предварительная работа : Чтение сказок, рассказов. Отгадывание загадок о хлебе, заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе. Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу. Изготовление из солёного теста хлебобулочных изделий.
Оборудование и материал к занятию : Мультимедийная презентация. Разделочная доска, скалка, мука, сахар, соль, масло, сода, молоко, яйцо. Формочки для печенья, противень для выпекания. Фартуки и колпаки.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Здоровье», «Безопасность».
Словарная работа. Предки, снегозадержание, крестьяне, пригоршня, безветренная, борозда,серп, цепа.
Ход занятия:
Воспитатель: У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова!»
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе!
Появляется мальчик хулиган. Он идёт и пытается бросить хлеб.
В: (останавливает его и не даёт бросить хлеб) Вовочка, ты зачем хочешь хлеб выбросить? Разве тебе не известно, как с хлебом надо общаться? Безобразие!
М: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и хотел выбросить.
В: Как тебе, Вова, не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.
М: Кто? Хлеб трудно даётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.
В: Ты, Вова, не прав и многого не знаешь оказывается. Вот садись и вместе с ребятами послушай, как наши предки выращивали хлеб.
В давние времена еда у наших предков была очень простая и очень полезная: Овощи, фрукты, грибы, каши. Но был ещё один продукт, без которого и в настоящее время никто за стол не садится, вы о нём узнаете, отгадав загадку.
Отгадать легко и быстро
Лёгкий, пышный и душистый
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет? (хлеб)
К хлебу всегда было особое уважение, так как – результат долгого и тяжёлого труда.
Крестьяне ещё зимой начинали подготовку к будущему урожаю, строили снегозадержание (показ в музее хлеба – снегозадержание на полях) и обращались к нему со словами:
Падай, падай, белый снег!
Хватит, хватит всем на всех,
Падай, падай на село,
На гусиное перо!
Поле белым укрывай-
Будет летом урожай.
Люди верили приметам, считая, что чем дальше прокатишься зимой на санках, чем выше раскачаешься весной на качелях, тем дружнее взойдут хлеба. Давайте с вами вспомним народные приметы, связанные с надеждами хлеборобов на будущий урожай?
Д: «Много снега – много хлеба», «Как в мае дождь, так и будет рожь», «Май холодный – год хлеборобный», «Сеять можно до тех пор, пока цветёт черёмуха», «Жаворонок запел – пора выходить на пашню».
В: Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле- матушке, просили о богатом урожае.
Ну-ка, Солнце милое, пригрей да приласкай,
Чтобы золотистый вырос урожай!
И самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле с лукошком на груди (показ в музее) разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками (музей «Посев»).
В: Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений?
Д: Солнце, вода, тепло.
В: Проклюнулись всходы тоненькими нежными травинками. (показ всходов)
Психогимнастика: «Колосок растёт»
Ребята, представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимите руки вверх). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу, а теперь изобразите колоски-толстячки, превратились в колоски-худышки. Молодцы!
В: Какие замечательные выросли у нас колоски!
(дети садятся на стульчики)
Чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:
Дождик, дождик поливай-
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки
Будут вкусные ватрушки.
Если дождь шёл слишком часто и мешал созреванию урожая, то произносили другую закличку:
Радуга- дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.
В: Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы (показ в музее жнецов) В старину это делали так: брали в руки серп и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы (показ в музее «Снопы»), а сейчас это делает комбайн. (в музее «Жатва»). В народе говорят так: «Хлеб в колосу, пора жать полосу».
Но колосья нужно ещё обмолотить, для этого мужчины брали цепу (в музее) – ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зёрна из них высыпались.. А сейчас это делает комбайн
Игра «Молотьба»
Не гром грохочет, не пальба,
Гремит - грохочет молотьба.
Дети встают в круг.
Чу-чу-чу – я зерно молочу
Удары кулачками друг о друга
Чу-чу-чу – жернова кручу
Круговые вращения сложенных ладоней
Чу-чу-чу – муку получу
Пальцы рук сжимаются - разжимаются
Ач-ач-ач – испеку калач
«пекут»
Чо-чо-чо – в печке горячо
Вытягивание рук вперёд и прижимание к груди
Ачики-ачики – вкусные калачики
Хлопки в ладоши
(садятся на стульчики)
В: Колосья везут на мельницу, где их молотят. Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице (показ в музее «Мельница», а сейчас на мукомольном заводе. (картинка «Мукомольный завод»)
Игра «Мельница».
( играющие становятся в круг и поют:
Мели, мели мельница,
Жерновочки вертятся,
Мели, мели, засыпай,
И в мешочки набивай.
На последнем слове необходимо остановиться).
В: Ребята, а что можно печь из муки?
Д: булочки, пироги, торты, баранки, блины….
В: Чтобы нам что то испечь, что нам нужно сделать с мукой?
Д: Надо замесить тесто.
В: Вот и сейчас мы с вами будем настоящими поварами и испечем печенье. Надо вымыть руки и надеть фартуки и колпаки.
(Дети с воспитателем моют руки, надевают фартуки и колпаки).
В: Подойдите и встаньте вокруг стола. Чтобы испечь печенье, мы возьмем муку.
- Какая она? Потрогайте
Д: белая, пушистая, мягкая, легкая, воздушная
В: Добавим сахар. Какой он?
Д: Белый, рассыпчатый, мелкий, блестящий, сладкий
В: Немного соли. Посмотрите, а соль - какая?
Д: белая, рассыпчатая, а на вкус соленая
В: Немного соды. Сода - какая?
Д: белая, рассыпчатая
В: Все перемешаем, сделаем горку, а в ней ямку. Добавим яйцо, посмотрите у яйца есть: белок и желток, скорлупа, какая она: хрупкая, тонкая, нежная. Немного молока, какое оно?
Д: белое, жидкое, полезное, вкусное.
В: Масло, какое оно?
Д: желтое, мягкое, эластичное.
В: А теперь замешиваем тесто. Какое получилось тесто?
Д: мягкое, белое, доброе
В: Что мы положили в тесто?
Д: муку, сахар, соль, соду, молоко, масло, яйцо
В: Тесто готово. Сейчас нужно его раскатать, берем скалку и ровным слоем раскатываем тесто. А теперь возьмите формочки для печенья и вырезайте, обратите внимание, что один край более острый, его и нужно втыкать в тесто. Готовое печенье выкладывайте на противень. Печенье готово, какое оно получилось красивое.
- А что сейчас нужно с ним сделать?
Д: Испечь
В: Где мы будем их печь?
Д: Отнесем наше печенье на кухню, а там наши повара поставят их в духовку и испекут.
В: Вовочка, теперь ты понял как трудно выращивать хлеб? Будешь ещё разбрасывать хлеб на улице?
М: Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу. Только вы скажите мне куда девать хлеб, если он остаётся после обеда?
Д: Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то бросать под ноги его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.
М: Мне до земли поклониться хочется хлебу, рождённому нашей землёй.
Труд – его имя, мир – его отчество.
И для народа он самый родной!
До свидания, ребята!
А пока оно печётся споём с вами песенку.
Песня: «Ай, качи-качи-качи»
Наше печенье испеклось. Давайте угостим наших гостей, и пойдём угостим наших малышей.