Ольга Попова
Конспект занятия в средней группе «Бумажные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
«… Фантазии подвластны бумажные листы -
Для дома и в подарок, и просто для игры.
Но главное богатство, что красоту творя
Простой листок поможет создать тебе себя.»
/Н. А. Колесова/
Цель: познакомить со свойствами бумаги, делать выводы основываясь на собственном опыте.
Задачи:
• Познакомить с некоторыми свойствами бумаги (прочность и т. д.) и со способами изготовления предметов из этого материала.
• Обратить внимание на слово «бумажный», побуждать его использовать в речи.
• Побуждать отвечать полными фразами, используя глаголы.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Бумажные фантазии“» размещена в разделах
• Воспитывать любознательность, интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
• Формировать навыки обследования предметов.
• Учить находить связь между свойствами и качеством бумаги.
• Учить делать заключения и выводы.
• Способствовать развитию речи в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
• Развивать внимание, мышление, тактильное ощущение, наблюдательность.
• Воспитывать любознательность, интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Предварительная работа:
• Игры с бумагой
• Рассматривание альбома
• Экскурсия в музей бумаги
• Д/и «Узнай на ощупь»
Оборудование: книги, альбомы, коробки, бумажная посуда, туалетная бумага, салфетки, конверты, открытки, листы бумаги, шапочки для игры, лоточки с водой, таз с водой, кусочки ткани, листы на каждого ребенка.
Методические приемы:
1. Сюрпризный момент
2. Проблемная ситуация
3. Эксперимент с разными видами бумаги
4. Игра «Бумажный»
5. Игра «Из чего сделаны предметы»
6. Эксперимент с водой
7. Пальчиковая гимнастика
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а давайте отправимся с вами в музей «Бумаги». Но сначала давайте поговорим, как надо вести себя в общественных местах.
- Говорить тихо.
- Руками ничего не трогать.
- Слушать внимательно.
- Не мешать друг другу.
Воспитатель: Правильно. Наше путешествие началось. Мы идем в музей. Подходим к столу. Тут лежат разные экспонаты – это предметы музея. Так как музей «Бумажный», то и предметы на столе бумажные. Что вы тут видите? (ответы детей). Правильно, тут лежат газеты, журналы, конверты, книги, тетради, альбомы, картон, цветная бумага, салфетки, бумажная посуда, туалетная бумага, коробки для игр, карандашей и красок, шапочки для игр и т. д.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем, я называю предмет, а вы говорите, какой он.
Д/игра «Бумажный»
Стакан – бумажный
Флажок – бумажный
Тарелка – бумажная
Коробка – бумажная
Шапочка – бумажная
Салфетки – бумажные
Конверт – бумажный
Воспитатель: Отсюда сделаем вывод: предметы сделаны из чего? (из бумаги) Значит они какие? (бумажные) Повторим все вместе новое слово «Бумажный».
Воспитатель: а давайте познакомимся с бумагой и ее свойствами. Садитесь за столы. Перед вами лежат полоски разной бумаги.
Опыты.
1. «Цветная»
Перед ребенком лежат полоски бумаги разного цвета. Дети ее рассматривают, трогают.
Вывод: бумага бывает разного цвета.
2. «Гладкость»
Перед ребенком лежат полоски бумаги разного качества: гладкие, шероховатые, мягкие, твердые. Дети ее рассматривают, трогают.
Вывод: бумага бывает разная: гладкая, шероховатая, мягкая, твердая.
3. «Бумага издает звуки»
Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». Бумага шуршит, скрипит. Значит, она может издавать звуки.
Вывод: бумага может издавать звуки, она шуршит.
4. «Бумага мнется»
Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. Значит она хорошо мнётся.
Вывод: бумага мнется хорошо.
5. «Бумага рвется»
Попробуйте порвать руками кусочек ткани, а теперь бумагу, и нам это удалось. Значит бумага хорошо рвётся.
Вывод: Бумага хорошо рвется.
6. «Бумага боится воды»
Возьмём емкости с водой и положим в них сначала салфетку, а потом лист бумаги. Салфетка сначала намокла, а потом и лист бумаги. Значит бумага намокает.
Вывод: бумага намокает, боится воды.
7. «Волшебная бумага»
На листе бумаги дети рисуют карандашами, фломастерами, ручкой.
Вывод: на бумаге можно рисовать.
8. «Исследование режущих свойств бумаги»
Пусть ребенок самостоятельно разрежет ножницами листы бумаги по одному. (картон; писчая бумага; обычная бумага для принтера; цветная бумага любимого цвета; салфетки; тетрадь; альбомный лист; безопасные ножнички). Есть ли различия при разрезании? Какую бумагу было разрезать проще? Сложнее?
Вывод: Легче всего оказалось разрезать самую тонкую бумагу, а сложнее всего — самую плотную.
9. «Бумага для поделок»
Складываем лист бумаги уголок к уголку.
Вывод: бумага складывается.
10. «Летающая бумага»
Может ли бумага летать? Для этого подбросить бумагу вверх. И можно подуть.
Вывод: Бумага очень легкая, поэтому, когда дует ветер она разлетается.
Воспитатель: Вот сколько свойств бумаги мы узнали. Теперь давайте немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем –
Дружно в шарик превращаем
Не дадим ему скучать –
Им и будем рисовать.
Сюрпризный момент
На столе таз с водой. Делаем с детьми опыт «Цветы на воде»
Вырезанные из бумаги цветы с загнутыми лепестки, опускаем в воду и наблюдаем: цветы на глазах распустились.
Это происходит потому, что бумага пористая и вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней расправляются, и цветок распускается.
Воспитатель: Ребята, вы так много узнали о бумаге, а где можно использовать бумагу, для кого и для чего она нужна?
Игра «Где нужна бумага?»
На почте, в библиотеке, в школе, в магазине, в детском саду, в поликлинике и т. д.
Рефлексия
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и мы возвращаемся в нашу группу. И давайте повторим все, что мы сегодня узнали. Бумага мнется, намокает, шуршит, на ней можно рисовать, ее можно складывать, ее можно разрезать, она рвется, она легкая.
- Вот сколько секретов оказалось в таком простом и обычном материале.
Вывод: С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда берем книгу, читаем газету, покупаем в магазине подарки, продукты, делаем открытки или игрушки.
Из сказанного раннее делаем вывод, что бумага, как материал, имеет весьма разнообразное применение во всех областях жизни современного человека – необходима для создания благоприятных условий жизни.