Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в старшей группе «Пересказ литературной сказки В. Г. Сутеева «Под грибом» к Дню рождения В. Г. Сутеева
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» по теме «Пересказ литературной сказки В. Г. Сутеева «Под грибом» к Дню рождения В. Г. Сутеева
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Пересказ литературной сказки В, Г, Сутеева „Под грибом“ к Дню рождения В, Г, Сутеева» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- «Под грибом» по мотивам сказки В. Г. Сутееева
- «Под грибом». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
Задачи: закреплять умения использовать в речи названия животных (птиц, насекомых, действия персонаже сказки; понимать образные выражения в загадках, доступные поговорки, многозначность слов; упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже; изменять значение имен существительных с помощью суффиксов; побуждать использовать в речи различные типы предложений в соответствии с содержанием высказывания, объяснительную речь. Развивать умение чисто и правильно произносить звуки русского языка [Ч’], [К]. Закреплять навыки связного и последовательного пересказа литературного произведения, разнообразно передавать диалог действующих лиц.
Материал: рабочие тетради по количеству детей, корзинка с иллюстрациями грибов, портрет писателя В. Г. Сутеева, книга «Под грибом» с иллюстрациями автора, шапочки героев сказки, предметные картинки с изображением героев сказки, иллюстрация к сказке «Под грибом»,
силуэт гриба, цветные карандаши.
Начало занятия:
1. Игра – приветствие «Лесная лужайка»
Цель: создание положительного эмоционального фона занятия.
Дети стоят в кругу, произносят слова и выполняют движения в соответствии со словами текста:
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше, (шагают, высоко поднимая колени)
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки. (приседают)
Кто высоко так шагал —
Не споткнулся, не упал. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем «Здравствуйте!» - сказал. (машут вверху руками, поворачиваясь друг к другу)
Ход занятия:
1. Загадка про гриб
Цель: упражнение в умении выделять существенные признаки предметов.
Воспитатель: Мы пришли с вами на лесную лужайку. А вот что мы там увидели вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте –
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло –
Он считает – повезло! (гриб)
Воспитатель выставляет корзинку с грибами.
2. Поисковые вопросы
Цель: активизация мыслительной деятельности.
Воспитатель задает вопросы:
- О чем говориться в загадке?
- Какие слова помогли вам отгадать загадку?
- Какие грибы вы знаете?
- Где растут грибы?
- Что надо для того, чтобы выросли грибы?
3. Чтение литературной сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»
Цель: ознакомление с новым литературным произведением, с творчеством писателя В. Г. Сутеева.
Воспитатель: Про грибы говорится не только в загадках. Послушайте литературную сказку, которую написал Владимир Сутеев.
Воспитатель выставляет портрет писателя.
Воспитатель: Называется сказка «Под грибом».
Воспитатель показывает книгу с иллюстрациями автора сказки и читает произведение.
4. Беседа по содержанию сказки
Цель: закрепление умения понимать эмоционально-образное содержание литературной сказки, ее характер, понимать характерные особенности литературной сказки, оценивать действия героев произведения.
Воспитатель уточняет у детей:
- Как называется сказка?
- Кто написал сказку?
- Что случилось с муравьем?
- Кого встретил муравей?
- Что случилось с героями, которых встретил муравей?
- Кого спасли муравей, бабочка, мышка, воробей?
- От кого герои сказки спасли зайца?
- Что случилось с грибом?
- Как такое могло произойти?
- Чему учит сказка?
5. Объясни выражение
Цель: закрепление умения понимать образные выражения.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение: «В тесноте да не в обиде»? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. это означает, что небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьезная проблема только у одного.
6. Инсценировка диалогов героев сказки
Цель: закрепление умения передавать в роли настроение, характер персонажа, выразительность образа (движение, интонация, мимика).
Воспитатель предлагает разыграть диалоги героев сказки: «Как бабочка (мышка, воробей, заяц) просит муравья о помощи?».
Дети одевают шапочки героев сказки и инсценируют диалоги.
7. Словесная игра «Скажи ласково»
Цель: упражнение в умении изменять значение имен существительных с помощью суффиксов.
Воспитатель выставляет иллюстрацию к сказке «Под грибом», просит детей вспомнить героев сказки и назвать их ласково: муравей… (муравьишка, мышь… (мышка, воробей… (воробышек, заяц… (зайчик, лиса… (лисичка, лисонька).
8. Графическое задание «Угадай героев сказки»
Цель: закрепление содержания сказки, развитие мелкой моторики рук.
Детям предлагается выполнить графическое задание в рабочей тетради.
Воспитатель: Рассмотрите картинки в тетради, обведите всех персонажей литературной сказки «Под грибом». Объясните свой выбор.
Дети выполняют задание.
9. Физкультминутка «Будь внимательным»
Цель: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображение героев сказки, а дети выполняют движения: воробей (прыгают с продвижением вперед, имитируя движения воробья, бабочка (перемещаются по группе, делая взмахи руками, имитируя полет бабочки, мышка (прижимают руки к груди, передвигаются на носках, имитируя способ передвижения мыши).
10. Игровое задание «Кто какие звуки издает?»
Цель: закрепление умений чисто и правильно произносить звуки русского языка [Ч’], [К].
Воспитатель просит детей вспомнить, кто какие звуки издает:
Воспитатель: Какие звуки издает воробей? (чик-чирик, чик-чирик) Какие звуки издает лягушка? (ква-ква, ква-ква).
11. Игра с мячом «У кого (у чего) что есть?»
Цель: закрепление знаний о внешнем виде объектов природы.
Воспитатель бросает игрокам мяч по порядку и просит назвать, у кого (чего) что есть:
- У гриба что есть? (ножка, шляпка)
- У бабочки что есть? (крылья, усики и т. д.)
- У воробья что есть?
- У лисы что есть?
12. Словесное упражнение «Кто что делает?»
Цель: упражнение в подборе слов-действий к объектам и явлениям природы, в использовании в речи различных типов предложений в соответствии с содержанием высказывания.
Воспитатель просит детей вспомнит, кто что делает в сказке: Дождик (воробей, лиса, бабочка, солнышко) что делает?
13. Пересказ литературной сказки «Под грибом»
Цель: закрепления умения эмоционально, сохраняя логику и последовательность событий, пересказывать литературное произведение.
Воспитатель еще раз читает сказку, обращая внимание на иллюстрацию к ней. Дети пересказывают произведение с опорой на наглядность, группами. Один начинает, другие продолжают.
Вызывается 6-7 детей.
14. Игровое графическое задание «У кого (у чего) есть шляпки (ножки?
Цель: закрепление умения понимать многозначность слов.
Дети рассматривают иллюстрации в рабочей тетради.
Воспитатель: У кого (у чего) есть шляпка? (Шляпка есть у гриба, гвоздя, куклы.) У кого (у чего) есть ножки? (ответы детей)
Графическое задание – раскрасить все шляпки и все ножки.
Окончание занятия:
1. Игровое задание с грибом «Что вам понравилось на занятии?»
Цель: закрепление умения использовать в речи различные типы предложений.
Дети стоят в кругу, передают грибок друг другу со словами: «На занятии мне понравилось, а что понравилось тебе?».