Конспект занятия в старшей группе по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»

Светлана Мясникова
Конспект занятия в старшей группе по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»

Актуальность:

Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребёнка в сегодняшних условиях. Большинство детей уже в 3-4 года отличают «хорошие» поступки от «плохих». Однако это не всегда соответствует правилам поведения. Часто наблюдаются определённые нарушения в общении детей - уход от контакта со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. От того как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно - ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.

Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, формируются доброжелательные отношения между сверстниками.

Цели занятия:

- Способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками.

- Формировать представления об элементарных нормах общения между сверстниками.

- Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.

- Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков.

- Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других. Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки.

Программные задачи:

- учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей;

- развивать умение сопереживать другим людям;

- воспитывать взаимоотношения доброжелательности и уважения друг к другу;

- формировать представление о себе как члене дружного коллектива детей и родителей;

- предоставить детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания;

-закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление;

- расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества,обучающие: умению дружить, беречь дружбу;

- учить связывать значения пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией, активизировать мыслительную и речевую деятельность, используя проблемную ситуацию;

- формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, общению в коллективе; - воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

- содействовать формированию дружного коллектива воспитанников.

Предполагаемые результаты:

- формирование у детей ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях между людьми;

- приобретение навыков взаимопомощи, уважения друг к другу и всему живому в целом, умения выстраивать созидательные отношения, дружить.

- закрепление навыков сотрудничества.

Методические приёмы : проблемные ситуации.

Предварительная работа: чтение сказок (Ш. Перро, русские народные) ; разучивание песен, стихов о дружбе; создание «Банка пословиц» и коллективного плаката «Наши дружные ладошки».

Оборудование и материалы: выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме, волшебная копилочка в виде большого сердца с заготовленными маленькими сердечками, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки, восковые карандаши, белая бумага для принтера.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети слушают песню «О дружбе» И. Шаинского.

Воспитатель: – Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема нашего занятия. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)

Сегодня мы будем говорить о дружбе и узнаем главный секрет дружбы.

Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»

- А что значит дружба, друг? (ответы детей)

- Почему мы называем другом только некоторых людей?

- Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

- Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?

Рассказы детей.

Воспитатель: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.

Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее.

Воспитатель: – Что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.

«Психологическая загадка». По описанию детям необходимо догадаться,какое качество характера человека загадал ведущий: «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый). «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный). «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый). «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный). «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый)

Воспитатель: О дружбе есть много пословиц.

1. Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

2. Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

3. Один за всех … /и все за одного/.

4. Человек без друзей … /что дерево без корней/.

5. Дружба – как стекло … /разобьешь – не сложишь/.

6. Недруг поддакивает, а … /друг спорит/.

7. Дружба - самое …. /дорогое сокровище/.

8. Дружба …. /дороже денег/.

9. Без друга …. /в жизни туго/.

10. Дружбой дорожи …. / забывать её не спеши

Физминутка «Как живешь» Как живешь? – вот так! Как бежишь? – вот так! Как стоишь? - вот так! Как шалишь? – вот так! Как смешишь! – вот так! Как дружишь? – вот так!

Воспитатель: Ребята, когда у человека много друзей какое у него настроение?

Дети: Хорошее.

Воспитатель: А у вас какое настроение?

Дети: Веселое, радостное, прекрасное!

Воспитатель предлагает всем детям рассмотреть сделанный ранее на предыдущем занятии плакат «Наши дружные ладошки» и высказаться о том, что означает этот плакат для нашей группы. Олицетворение чего такое большое количество ладошек на одном листе? Зачем мы их запечатлели? Вспомним, какое настроение у нас было, когда мы рисовали ладошки краской? Дружно ли трудились?

Воспитатель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Создайте правила дружбы. Каждый выбирает и вырезает из бумаги свой трафарет девочки или мальчика, раскрашиваем его восковыми карандашами и оформляем композицию «Земной шар»,на котором царит добро и дружба.

Воспитатель читает стихотворение (Я. Абидов «Мать Земля»).

- Скажи мне, как правильно землю назвать?

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет,лучше сказать ей: «Родная!».

Земля – наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик и ты…

Воспитатель: – А как много книг о дружбе!

Книг о дружбе и друзьях очень много.

Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.

Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.

Воспитатель: Значит, друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Мне приятно заметить, что пообщались вы с радостью.

Воспитатель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.

Уступать

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Не грубить

Не злиться

Не жадничать

Помогать друг другу

Быть честным

Итог. Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку в виде большого и доброго сердца. Для этого каждый из вас возьмет маленькое сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.

- Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

- Молодцы! Игра «Вставь словечко»:

Растает даже ледяная глыба от слова теплого - (спасибо) Зазеленеет даже пень, когда услышит - (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы - (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь - (здравствуйте) И во всех странах и на континентах на прощание говорят - (до свидания)

Приложение:

Поэтапное создание плаката «Наши дружные ладошки».

Материалы: лист ватмана формата А1,гуашевые или акриловые краски, кисти №8,№9

1. Педагог рисует композицию на листе и ставит отпечаток своей ладони.

Конспект занятия в старшей группе по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»

2. Дети, выбрав понравившийся цвет, рисуют кистью с натуральным или искусственным мягким волосом №8или №9 свою ладошку и ставят отпечаток в приглянувшейся части листа.

3. Декорируем края листа,нарисовав совместно с детьми ствол и ветви березы.

4. Вырезаем из цветой бумаги зеленых оттенков листочки.

5. Приклеиваем листочки (полуобъемные,согнутые пополам) к веточкам клеем ПВА.

Для оформления композиции с шаблонами из бумаги в виде мальчиков и девочек потребуются заготовки:

1. В виде земного шара, нарисованного акварельной краской.

2. В виде радуги (цветовой спектр также нарисован акварельными красками).

3. В виде российского флага.

4. Рисуем на листа для принтера, сложенного пополам, мальчика и девочку Заготовки по количеству детей (лучше всего с запасом, потому как ребята наверняка пожелают вырезать и раскрасить не одну фигурку).

5. Вырезаем и разворачиваем заготовки.

6. Раскрашиваем восковыми карандашами фигурки мальчиков и девочек.

7. Оформляем композицию, располагая фигурки вокруг земного шара,российского флага или радуги.

8. Композиция «Дружба детей всей Земли» готова.

Публикации по теме:

Проект по социально — нравственному воспитанию Дружба — это чудо n (для детей 3–5 лет) Тип: практико- ориентированный. Возраст: (3-5лет) Срок: краткосрочный - 13.02 – 21.02.2014. УЧАСТНИКИ: родители, дети, воспитатель Урюпова.

Проект развлекательно-познавательной деятельности с использованием фольклора у детей с ЗПР. «Цветок дружбы» Тип проекта: по содержанию-познавательно -нравственный по времени - долгосрочный Актуальность: - проблема становления межличностного общения.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 18:28
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
31 октября. Международный день Черного моря

Очередной тематический день посвящен удивительному миру Черного моря. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы зародить в ребенке интерес к морской теме и воспитать экологическое...

31 октября. Всероссийский день гимнастики

Последняя суббота октября – Всероссийский день гимнастики: спортивной, художественной, атлетической. С этими видами спорта связаны многие люди в нашей стране: спортсмены и спортсменки, тренеры и, конечно...

Объемная аппликация из цветной бумаги «Морские звезды». Мастер-класс с пошаговыми фото
Объемная аппликация из цветной бумаги «Морские звезды». Мастер-класс с пошаговыми фото Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Школа...
Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного...
«Избушка-говорушка» - интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной ИКТ-технологии...
Конспект занятия «Права сказочных героев»
Цель: Обобщить, закрепить и углубить знания воспитанников о правах человека через сказки. Ребята, сегодня мы поиграем с вами в сказочную игру. Рассматривая...