Конспект занятия в выпускной группе по развитию речи «В мире сказок»

Светлана Михеева
Конспект занятия в выпускной группе по развитию речи «В мире сказок»

Цель: закрепить знания детей о сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему.

Задачи:

1. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка, об их видах, учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей; 2. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.

3. Развивать мышление, память, воображение.

4. Продолжать работу над позицией звука в слове, над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать их схематично.

5. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Оборудование:

Музыкальная колонка, иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Репка», Три поросёнка», выставка книг по сказкам, макет волшебного дерева, семь листочков к дереву.

1. Организационный момент, объявление темы:

Воспитатель: Сегодня, ребята и уважаемые гости, я хочу пригласить вас в мир доброты и красоты - в мир сказки.

- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, открывается мир сказок!

Исполнение отрывка мелодии из песни «Приходите в гости к нам» из к/ф «В гостях у сказки».

Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

Дети поочередно читают стихи:

Сказки слушать я люблю,

Маму вечером прошу: Даша

Почитай мне эти сказки,

Я потом закрою глазки.

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне Матвей

Я скачу на бой с Кощеем,

Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,

Людям делаю добро. Катя М.

Все ребята это знают –

Сказки в жизни помогают.

Быть нам честными всегда,

Не бояться никогда, Илья

Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

В мире много сказок

Грустных и смешных. Аня Л.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди. Ксюша

Сказке в дверь мы постучимся:

Сказка в гости ты нас жди.

Воспитатель: Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинял народ и рассказывал друг другу из поколения в поколение, бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям. Как называются такие сказки? (народными)

А ещё какие сказки бывают? (авторские) Какие это сказки?

(сказки, которые сочиняли писатели)

Ребята, вам уже известно, что существует три вида народных сказок. Назовите их.

Ответы детей: волшебные, бытовые и народные сказки о животных.

Воспитатель: да, верно. Сказки, главными героями которых являются животные, называются сказками о животных. Какие вы знаете сказки о животных?

Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Журавль и цапля», «Лисичка – сестричка и волк», «Три медведя», «Кот, лиса и петух»

Воспитатель: Ребята, а какую мы привыкли видеть в сказках лису? (Медведя, волка, зайца)

Ответы детей: лиса хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая. Волк глупый, злой, коварный, бессердечный. Медведь неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный. Заяц трусливый, добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка.

Воспитатель: Ребята, в наше время о забавных случаях из жизни сочиняют анекдоты. А наши предки сочиняли сказки, и назывались эти сказки бытовыми. В них рассказывалось о каких-то случаях из жизни людей, их каждодневных занятиях. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходится проявить ум, смекалку и хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждает не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Какие вы знаете бытовые сказки?

Ответы детей: «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Мужик и медведь».

Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о волшебных сказках?

Ответы детей: Волшебные сказки – это те сказки, в которых происходит волшебство, разные превращения. («Царевна – лягушка», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Воспитатель: Помимо волшебных, бытовых сказок и сказок о животных есть еще один вид сказок. Вы сейчас послушаете сказку и выскажите свои предположения, как может называться данный вид сказки.

Жили-были два павлина – вот и сказки половина,

Жили-были два гуся – вот и сказка эта вся! Или

Жил-был Царь,

У Царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочало,

Начинай сначала.

(Повторяется несколько раз, после чего дети высказывают свои предположения, как называется такая сказка).

Такая сказка называется докучной. А вы, ребята, знаете, что значит слово «докучать»? (надоедать, наводить скуку)

Ответы детей.

Воспитатель: Все русские народные сказки делятся на три части. Давайте их вспомним.

Дети: Начало сказки – сказочный зачин. В зачине упоминаются некоторые герои сказки, место и время действия. («Жил – был», «В некотором царстве, в некотором государстве», «В Тридевятом царстве, в Тридевятом государстве»).

После зачина идет середина - кульминация сказки. В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями.

И заканчивается сказка концовкой. В концовке мы узнаем, чем сказка закончилась. («Живут, поживают и добра наживают. " «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…» «Сказка – ложь, да в ней намек… .» «Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!») .

А теперь, ребята, давайте вспомним, какие особенности свойственны всем народным сказкам?

Ответы: Троекратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза невод старик тянул.

Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго;

Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц – побегаец, лисичка – сестричка, серый волк – зубами щелк,

Встречается число 7: «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов»;

Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

Во всех сказках счастливый конец.

- Ребята, чему учат сказки? (быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, любви, дружбе и др.)

- Молодцы! Вспомнили много сказок, а теперь вспомним сказки с пальчиками.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка - «Репка»

Про Внучку, Бабку, Дедку.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Мы говорили о том, что в сказках происходят чудеса и волшебство, и мы с вами сейчас будем тоже творить чудеса.

Перед вами заколдованное дерево. На нём нет ни листочка, ни цветочка…. Мы с вами попробуем расколдовать это дерево. Но чтобы расколдовать его надо выполнить несколько заданий, которые прислал нам Кощей Бессмертный.

1 задание. Пересказ и инсценировка сказки «Лиса и козёл»

Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый — это про кого загадка?» (Про лису.)

Он с рогами, с бородой.

Он упрямый и седой.

Если он зайдёт за ёлки,

То его съедят там волки. (Про козла)

Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы:

— О чем рассказывается в этой сказке?

— Как она начинается? заканчивается?

— Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще изображена лиса?

— А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он такой?

— Какие слова и выражения вам больше всего понравились?

— Послушайте сказку еще раз,— предлагает воспитатель,— потом вы будете ее рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте.

Заслушиваются 3—4 пересказа.

Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой — «командой»).

Молодцы! Справились с первым заданием. Повесим первый листочек на дерево.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Сказка по лесу идёт (идут по кругу,

Сказку за руку ведёт (идут по кругу, взявшись за руки,

Из реки выходит сказка (приседают).

Из трамвая, из ворот (друг за другом. Руки вверх).

И за мной и за тобой (бегут)

Сказки бегают гурьбой.

Обожаемые сказки слаще ягоды любой (собирают ягоды).

В сказках солнышко горит, справедливость в них царит (смотрит вверх).

Сказка умница и прелесть (правая рука вперёд, затем левая).

Ей повсюду путь открыт (руки в стороны).

Второе задание.

«Узнай сказку по загадке»

- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете называть сказку.

** Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

**Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

**Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор. (Айболит).

**Я от дедушки ушёл.

Я от бабушки ушёл,

Скоро к вам приду. (Колобок).

Третье задание.

«Узнай сказку по картинке»

- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Репка», «Три поросёнка»).

1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».)

- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».

- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)

- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

Четвёртое задание.

«Узнай сказку по героям»

- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)

2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)

3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)

4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)

5. Царь, 3 сына, Сивка-бурка, царевна. (Сказка «Сивка-бурка»)

6. Злая мачеха, 2 дочери, Дед Мороз. (Сказка «Морозко»

7. Отец, 3 дочери, мачеха, царь, принц, фея. (Сказка «Золушка»)

Пятое задание.

«Составляем предложения», «Графическое изображение предложений».

- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске \- - -, а остальные – в тетрадях

Репка; Кошка; Мышка.

Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку.

1) \- - -.

2) \- - -.

3) \- - - .

- Из какой сказки этот отрывок? («Репка») Молодцы!

Шестое задание. А теперь нам нужно определить

позицию звука /л/ в слове - лиса

позицию звука /з/ в слове – козёл

позицию звука /ц/ в слове колодец

Седьмое задание. Составление рассказа по картинке (по иллюстрации)

Посмотрите, наше дерево повеселело. Вы его расколдовали. А это значит, что со всеми заданиями вы справились превосходно.

Подведение итогов: - Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, и мы с вами хорошо потрудились. И дерево расколдовали, и знания свои показали, подарили друг другу тепло и хорошее настроение.

Исполнение песни Вихарева «Сказка»

Текст песни:

1. Где начинается сказка

Там где кончается быль.

Скачет на лошади маска

Сея волшебную пыль.

Да, начинается сказка

Там, где у тёплой реки

Встретились нежность и ласка

Детство, жуки, мотыльки.

2. Где начинается сказка

Там где кончается день

Ночь серебристою краской

Выкрасит лунную тень.

Сказка с фантазией рядом

Шире глаза распахни.

Долго и думать не надо

В сказку дружок загляни.

Публикации по теме:

Конспект занятия «В мире сказок» «В мире сказок» Программное содержание: - Создать творческую атмосферу, позволяющую активизировать мыслительную деятельность детей, направленную.

«В мире сказок» — выпускной утренник. Фотоотчёт«В мире сказок» — выпускной утренник. Фотоотчёт Мы долго ждали этот день. И вот - настал торжественный момент. Мы наших милых малышей Сегодня в школу провожаем, Добра и счастья им желаем.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Дорогами сказок».Конспект открытого занятия по развитию речи «Дорогами сказок». Цель: обогащение и расширение лексического запаса. Задачи: - слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Путешествие по стране сказок»Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Путешествие по стране сказок» Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Путешествие по стране сказок» Составители: Никулкина Г. В. Шупан Е. Ю.

Конспект занятия по развитию речи «Поляна сказок» Цели и задачи: Образовательные: Обобщить знания детей о русский народных сказках. Учить с помощью картинок - символов обозначать каждый.

Конспект занятия по развитию речи «В мире сказок дедушки Корнея» Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Вспомнить с детьми названия и содержание его произведений, побуждать в детях.

Конспект занятия по Развитию речи в подготовительной группе «Все в мире начинается с добра» Тема: «Всё в мире начинается с добра» Цель: прививать детям такое качество, как доброта, посредством речевого развития. Задачи: Образовательная:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе: «Приключения в стране сказок» Программное содержание: • Учить детей правильно отвечать на вопрос полным предложением. • Упражнять детей четко произносить звуки. • Развивать.

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну сказок». Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 1. Общая характеристика занятия Тема: «Путешествие в страну сказок». Возраст:.

Конспект занятия «В мире сказок»Конспект занятия «В мире сказок» Наша жизнь скучна без сказки. Дорог день, как целый год Всех добрей и ярче каски, Если сказка к нам придёт! Цель: 1. Способствовать активному.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект занятия в выпускной группе по развитию речи «В мире сказок»
Опубликовано: 17 декабря 2016 в 17:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер Класс «Кукла-мотанка» для средней группы
Мастер Класс «Кукла-мотанка» Цель: научить детей делать тряпичную куклу-мотанку. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол....
Фотоотчет с выставки «Ёлочка –колкая иголочка»
Традиционно в декабре в нашем детском саду прошел конкурс «Альтернативная ёлочка» Цель конкурса - пропаганда экологической культуры и бережного...
Конспект ООД с ИКТ по ознакомлению детей подготовительной группы с историей родного...
Конспект ООД с ИКТ по ознакомлению детей подготовительной группы с историей родного города. Задачи: Расширять и уточнять знание о родном городе,...
Сценарий «Праздник Весны 8 марта»
Цель: Создать праздничное настроение детей. Задачи: - Прививать любовь и уважение к маме; - Учить быть добрыми, вежливыми; - Воспитывать у детей любовь и...
Театрализованное представление «Мойдодыр и все, все, все» в младшей группе
Сценка «Мойдодыр» Включали аудио запись "сказки Мойдодыра" ( 16мин) ( кровать, на столе самовар. Мальчик лежит на кровати) Включается громкая, быстрая...