Жанна Касаткина
Конспект занятия в ДОУ «Волшебный Звукоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять знания детей о звуках.
Задачи обучающие:
- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;
- формировать навык звукового анализа слова, деления слова на слоги (части);
- упражнять в составлении предложений по предметным картинкам;
- Закрепить умение делить слово на слоги.
- продолжать подготовку руки к письму;
Задачи развивающие:
- развивать речь детей;
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.
Задачи воспитательные:
Публикация «Конспект занятия в ДОУ „Волшебный Звукоград“» размещена в разделах
- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, культуру общения со сверстниками.
Оборудование: Домики (красного и синего цвета, домики (в окошках разные цифры, мольберт, презентация к занятию.
Раздаточный материал: демонстративные картинки, звуки, листы, карандаши.
Ход занятия
Ребята, в течении года мы с вами научились: правильно произносить звуки, различать их, и сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебный Звукоград – город звуков. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие?
Но прежде, чем отправимся в путешествие, я предлагаю вам вспомнить правила поведения в путешествии (Дети называют правила поведения в путешествии).
Ну что, отправляемся в путешествие.
А чтобы нам было легче выполнять задания, разбудим свои язычки, сделав, артикуляционную гимнастику «непослушный язычок»
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя.».
(Слайд №2)
Задание № 1
Ребята, посмотрите, что здесь случилось?
- Звуки вышли из своих домиков и заблудились. Поможем им попасть в свои домики?
- Скажите мне какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)
- Как определить гласный звук или согласный? (если воздух свободно выходит из груди, то звук согласный, если на пути воздуха встретились губы, зубы или язык, то звук согласный)
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Согласные звуки? (гласные звуки - красным цветом, твердые согласные синим, мягкие согласные – зеленым цветом)
- Как определить звонкость звука? (чтобы определить звонкость звука надо закрыть уши руками и произнести звук, если звук звонкий, то в ушах будет гул, если звук глухой, то гула мы не услышим)
(дети помещают звуки возле красного и синего домика).
Задание № 2 Игра «Противоположные слова»
Воспитатель называет слово. Дети должны сказать противоположное слово.
- Зима – лето (Слайд 3-4). Какое лето, какая зима? (холодная – теплая).
- День – ночь (Слайд 5-6, Какой день, какая ночь? (светлая – темная).
- Девочка – мальчик (Слайд 7-8, Какая девочка, какой мальчик? (веселая – грустный).
Задание № 3. «Деформированные слова».
НКИО - кино, кони. АИЛС - лиса, сила. ОКТ - кот, ток. ОНС - нос, сон,
КАМ – мак. СЛЕ – сел, лес. ТКУА – утка. ТКИ – кит. ИСНА – сани. МДЫ – дым.
(Сели за стол)
Задание № 4. Игра «Придумай слово» (Слайд № 9 - 14)
Вам показаны только первые слоги слова, с помощью этих слогов надо придумать слова. Не спешим перед ответом. С места не кричим. ма– ли–ры– зи– ва–– си–
Задание № 5. «Звуковой анализ слова» (Слайд №15)
- Посмотрите на этот яркий цветок как он называется? (Этот цветок мак)
- Запишите слово на листок (воспитатель пишет слово на доске, дети на листочках)
- Сосчитайте, сколько звуков в слове Мак. (в слове мак 3 звука)
- Какой звук стоит первым? (звук М)
- Что вы можете сказать об этом звуке? (Этот звук согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом и колокольчиком)
- Зарисуйте этот звук (воспитатель рисует условное обозначение на доске дети на листочках)
- Какой звук стоит вторым? (звук А)
- Что вы можете сказать об этом звуке? (Этот звук гласный, обозначается красным цветом)
- Зарисуйте этот звук (воспитатель рисует условное обозначение на доске дети на листочках)
- Какой звук стоит третьим? (звук К)
- Что вы можете сказать об этом звуке? (Этот звук согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом и барабаном)
• Сколько в этом слове букв? Звуков? (в этом слове 3 буквы и звука)
Задание № 6. Упражнение «Сосчитай слова в предложении»
(Слайд №16)
Составьте предложение со словом ВЕСНА. Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Назовите второе слово в предложении. Какое следующее слово?
Физкультминутка
Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули, Позвоночник растянули.
(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся.)
Задание №7. «Слоговые домики»
Воспитатель раздает детям картинки, в названиях которых есть 1,2 или 3 слога. На столах разложены 3 домика с цифрами 1,2,3.
- Ребята, посмотрите на домики! Они одинаковые? Чем они отличаются? (в окошках разные цифры)
- Это слоговые домики. Каждая цифра в окошке обозначает количество слогов в слове. Я предлагаю вам посмотреть на картинку у вас в руках и определить сколько слогов в этом слове, а затем положить картинку рядом с нужным домиком (дети раскладывают картинки)
- А теперь проверим как вы справились с заданием. Поставим руку к подбородку и проговорим названия картинок в первом домике (выполняют все).
- Сколько раз подбородок опустился вниз? Сколько слогов в этом слове? Правильно разложили картинки? (ответ детей)
- Аналогично выполняется проверка картинок во втором и третьем домиках.
Задание № 8. Игра «Дом».
- Посмотрите все сюда, вот красивые дома. Вот дом (Слайд №17). В этом доме живу я. Значит, это чей дом?
- Это Мой дом.
(Слайд №18)- В этом домике живёшь ты. Чей это дом?
- Это мой дом.
(Слайд №19)- Вот еще дом. В нем живет он. Значит, это чей дом?
- Это его дом.
(Слайд №20)- В этом доме живет она. Чей это дом? - Это её дом.
(Слайд №21)- А в этом домике мы все будем жить. Чей это будет дом?
- Это наш дом.
(Слайд №22)- И еще один домик. В нем живут они. Чей это дом?
- Это их дом.
Задание № 10. Игра «Один – пять»
Один мак – пять маков. Один кот – пять котов
Один дуб – пять дубов. Один стул – пять стульев
Один дом – пять домов. Один кит – пять китов
Задание № 11. «Определи место звука в слове» (Слайд №23-30)
Давайте поиграем в игру. На слайде будут появляться картинками (маяк, мак, якорь, мост, яхта, платья, дыня) (проговорить каждое слово)
- А вы должны будете хлопнуть в ладоши, если есть в названии этой картинки дружные звуки [ЙА].
Задание №12. «Доскажи словечко»
Потрудились, детвора?
Я игру вам припасла!
Вы скорей ко мне бегите
И словечко доскажите.
(Дети подходят к воспитателю и становятся в круг)
Ра-ра-ра — веселится детвора
На-на-на - к нам опять пришла весна
Ло-ло-ло – вновь на улице тепло
Онце-онце-онце – нам ярко светит солнце!
Ушки-ушки-ушки – квакают лягушки!
Ры-ры-ры – не летят к нам комары!
Цы-цы-цы – мы все большие молодцы!
Итог занятия.
Ну, вот, ребята наше путешествие подошло к концу.
Понравилось вам наше путешествие? Вы сегодня просто молодцы: помогли звукам найти их домики, расколдовали слова, определили количество слогов в словах и количество слов в предложениях. Всем спасибо.