Получи документы

Конспект открытого комплексного занятия по обучению грамоте «Зимующие птицы»

Светлана Помазенкова
Конспект открытого комплексного занятия по обучению грамоте «Зимующие птицы»

Конспект открытого комплексного занятия по обучению грамоте, развитию связной речи и экологического воспитания

Тема занятия : «Зимующие птицы».

Занятие проводит : учитель-логопед Помазенкова С. А.

Публикация «Конспект открытого комплексного занятия по обучению грамоте „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Программное содержание : Актуализация словаря по теме «зимующие птицы». Развитие связной, диалогической речи. Закреплять умение детей составлять рассказ-загадку по схеме описания птиц. Развивать мышление, память, творческое воображение. Закреплять и углублять представления детей о зимующих птицах, их повадках, голосах, внешнем виде и питании зимой. Воспитывать гуманное отношение детей ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основы экологической культуры личности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, демонстрационные и раздаточные картинки с изображением птиц, план-схема описательного рассказа, индивидуальные схемы звуко-буквенного анализа слов, таблицы с ребусами; кассета с классической музыкой Чайковского «Святки» (декабрь, из цикла «Времена года», кассета с записями голосов птиц.

Предварительная работа: Занятия-беседы, вынесение на улицу кормушки для птиц с кормом, наблюдение на прогулке за поведением птиц. Слушание кассет с классической музыкой и голосами птиц. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки). Драматизация сказки «Как сорока клеста судила».

Рисование, аппликация, складывание из бумаги (Оригами)птиц. Составление папки «Рассказываем с мамой», посещение вместе с родителями «Государственного Дарвинского музея»

Организационный момент: (Звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года»)

Педагог читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима» :

Пришла зима, хлопочет: укутала в снега

Все кочки и пенечки, скамейки и стога.

Зима велела дубу накинуть пышный мех,

На ель надела шубу, тепло укрыла всех.

Краснеют свиристели на веточках берез.

Они не улетели. А выдержат мороз?

1. Загадки

Педагог: Ребята, а какие еще птицы выдержат мороз? Отгадайте загадки.

Эта птица-непоседа Она маленькая птичка,

Одного с березой цвета. И зовут ее … (синичка)

Кто это? (сорока)

Красногрудый, чернокрылый, Я по дереву стучу,

Любит зернышки клевать. Червячка добыть хочу,

С первым снегом на рябине Хоть и скрылся под корой,

Он появится опять. Все равно ты будешь мой!

Кто это? (снегирь) (дятел)

Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым: «Клее-кле-кле» – поет со свистом? (клест)

2. Игра: «Составь рассказ-загадку о птице»

На доске План-схема описательного рассказа о птицах (Ткаченко Т. А.)

- Какие части тела у птицы есть? Какого цвета оперение?

- Зимующая или перелетная птица?

- Где и как строит себе дом?

- Чем питается?

- Когда высиживает яйца?

- Какую пользу приносит человеку?

Например:

У этой птицы есть голова, глаза, клюв, туловище, крылья, лапки, хвост. Тело покрыто перьями. Грудка красная, спинка серая, на голове черная шапочка, хвост и крылья черные. Это пролетная птица. Прилетает в города зимой, а весну, лето и осень проводят в северных лесах, на родине, там и строят свои гнезда, выводят птенцов. Питается летом насекомыми, а осенью и зимой ягодами рябины, семенами клена, ясеня и разных трав, а также почками деревьев. Польза в том что, эти птицы истребляют насекомых и помогают упавшим семенам произрастать. (Снегирь)

3. Игра «4 лишний»

Педагог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «4 лишний» - игра про птиц. Какая птица лишняя? Объясни почему?

Кукушка – ворона – воробей – сорока

Синица - Клёст – щегол – свиристель

Ястреб – коршун – орёл – перепёлка

Каких ещё хищных птиц вы знаете? (Сова, филин)

Где они живут? Чем питаются?

4. Динамическая пауза: Игра «Расскажи рассказ руками»

Дети рассказывают историю про Орла и Олениху, показывая движения руками и произнося текст:

На высокой скале паслись олени. – (руки скрещены над головой)

В тени лежал маленький оленёнок. - (ладошки к правой щеке)

Орёл высмотрел оленёнка и - (руки за спину, поворот головой)

бросился на него. – (плавные махи руками)

Мать услышала шум крыльев - (руки скрещены над головой)

громадной птицы.

Олениха встала на задние ноги - (руки согнуты впереди)

около детёныша.

Передними пыталась защитить его - (попеременно руки вперёд)

Орёл отступил. – (шаг назад)

Он полетел к своему гнезду. – (плавные махи руками)

5. Игра: «Как помочь птицам зимой

Педагог: Хищные птицы сами найдут себе корм. А как быть когда зима вступила в свои права? Дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. Холодно птицам зимой, голодно. А чем мы с вами в городе Москве можем помочь нашим пернатым друзьям? (Устроить для них кормушку.) Мы для птиц сделали птичью столовую, положили в нее корм. Что любят птицы? (Ответы детей)

Снегири, свиристели: ягоды рябины, боярышника, почки деревьев, семена клена, арбуза, тыквы

Голуби, воробьи, вороны: хлебные крошки, крупу, семена подсолнуха

Сороки: ягоды рябины, боярышника, семена, клена

Синицы: семена растений, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, овес, пшено, хлебные крошки, несоленое сало

Умеете ли вы кормить птиц? Назовите правила кормления птиц :

Во время подкормки птиц нельзя сорить и оставлять мусор.

Кормить надо в одном и том же месте, в одно и тоже время, тогда птицы будут сами прилетать к этому времени.

Кормить регулярно, ежедневно, именно в морозы пища должна быть каждый день, чтобы птицам выжить.

Корма класть в кормушку надо немного для того, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время.

Педагог: если птицы сыты, то им не страшны морозы, птицы будут активны, и весело щебетать свои песенки.

6. Игра «Определи птицу по ее пению».

Дети слушают кассету с записями голосов птиц, дают названия птицам. (Воробей, ворона, синица, сова, дятел, сорока, свиристель, снегирь, клест.)

7. Игра: «Выложи схему слова»

У детей на столах конверты со схемой звуко-буквенного анализа, картинки с изображением птиц : ЛАСТОЧКА, КУКУШКА, СИНИЦА, УТКА, СОВЫ. (По уровню развития слова раздаются детям)

8. Ребусы

Угадай, какая здесь птица?

ЛАС. Ласточка – какая птица, зимующая или перелетная?

У. Уточка – какая птица, зимующая или перелетная?

Правильно, перелетная птица, но на водоемах которые зимой не покрываются льдом утки остаются зимовать.

Где в нашем микрорайоне Матвеевское мы можем встретить уток? (В овраге на реке Сетунь.)

Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Что вам больше всего запомнило? Давайте сделаем вывод: Птицы – наши друзья. Они делают нашу жизнь красивее и богаче; приносят огромную пользу, уничтожая вредителей, распространяя семена растений и деревьев. Будем же и мы к ним милосердны, заботясь о них, когда им нужна наша помощь. Ведь редкие, исчезающие птицы занесены в «Красную книгу Москвы».

В выходные дни вы мы с вами ездили в Государственный Дарвинский музей. В музее нам выдали «Экологический паспорт Москвича», потому что вы не только много знаете о живой природе но и помогаете ей. Детям раздаются на память буклеты «Птицы» - по страницам Красной книги Москвы.

Публикации по теме:

Конспект открытого интегрированного занятия по математике и обучению грамоте «У нас гости» в подготовительной к школе группеКонспект открытого интегрированного занятия по математике и обучению грамоте «У нас гости» в подготовительной к школе группе Конспект открытого интегрированного занятия по математике и грамоте «У нас гости» в подготовительной к школе группе. Подготовила воспитатель.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей подготовительной группы Программное содержание: закреплять знания детей по развитию речи и обучению грамоте; совершенствовать умения самостоятельно, выразительно.

Конспект открытого занятия по обучению детей с ТНР грамоте «Звук [Д] и буква Д» Звук и буква «Д». Цель. Создание условий для формирования у детей представлений о букве «Д» и звуке [ Д ]. Задачи. Образовательные. •.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч, ч» Цель: ознакомление с согласным звуком [ч’], буква Ч, ч. Задачи: Образовательные 1. Познакомить с характеристикой звука [ч’] 2. Познакомить.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе для детей с ТНР «Насекомые. Звук и буква Й» Программное содержание: 1. Обогащать словарь детей, развивать речь, учить строить сложные предложения со словами - а, потому что. 2. Развивать.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы К, К’» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Автор: Е. В. Семенова,.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе школы V вида. Тема: «Птицы» Цель: преодоление речевых нарушений. Задачи: развитие слухового внимания и фонематического слуха; развитие чувства ритма; развитие общей.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГАТЧИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Конспект комплексного открытого занятия «Птицы-наши друзья» Конспект комплексного открытого занятия по теме «Птицы – наши друзья» для старшего дошкольного возраста. Составитель: Музыкальный руководитель.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Зимующие птицы» Задачи: Способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах: умение узнавать птиц по внешнему виду и называть их,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого комплексного занятия по обучению грамоте «Зимующие птицы»
Опубликовано: 3 января 2018 в 07:29
+161Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД