Айгуль Гиниятуллина
Конспект занятия по изготовлению украшений «Золотые руки мастеров» в формате «творческая мастерская»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Тема: Золотые руки мастеров (творческая мастерская – изготовление украшений (на выбор ребенка – брошь, колье).
Форма организации совместной деятельности: подгрупповая.
Виды деятельности: продуктивная деятельность.
Публикация «Конспект занятия по изготовлению украшений „Золотые руки мастеров“ в формате „творческая мастерская“» размещена в разделах
Цель: дать детям представление о природных богатствах Урала (полезных ископаемых, самоцветах, совершенствовать умения у детей создавать декоративные композиции.
Задачи:
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уважение к камнерезному искусству народов Урала;
2. Поддерживать индивидуальность, инициативу, самостоятельность детей;
3. Воспитывать эстетические чувства и поощрять их выражение.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей психические процессы: память, речь, восприятие, мышление;
2. Развивать умение у детей работать в паре сверстников, или индивидуально;
3. Развивать у детей эстетический вкус.
Обучающие задачи:
1. Дать детям представление о полезных ископаемых, самоцветах Урала (природных богатствах родного края);
2. Обогащать словарь детей: горняк, камнерез, кирка;
3. Продолжать формировать у детей умение создавать декоративные композиции.
Планируемый результат:
- Дети имеют первоначальные представления о полезных ископаемых, самоцветах Урала (природных богатствах родного края);
- Обогащен словарь детей: горняк, кирка, камнерез;
- Дети умеют выполнять узоры из камней в продуктивной деятельности;
- Дети проявляют инициативу, творчество, индивидуальность, самостоятельность, способны делать выбор;
- Поощрения у детей выражения эстетических чувств, умения у детей рассуждать, доводить начатое дело до конца.
- Дети способны выражать свои собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение;
- У детей сформированы предпосылки умения оценивать результаты своей деятельности.
Учебно-методический комплект:
• Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Средства обучения и воспитания:
1. Телевизор (для показа презентации, флеш-карта с презентацией о камнерезном искусстве народов Урала;
2. Кукла – «Медной горы хозяйка»;
3. Коллекция камней;
4. Наборы для детской продуктивной деятельности: клей; лента - тесьма для изготовления колье; булавочки для изготовления брошек, кисточки для работы с клеем, салфетки, камешки для наклеивания на изделия.
Предварительная работа: чтение сказов П. Бажова "Каменный цветок", "Хозяйка Медной горы", «Синюшкин колодец». Чтение стихов И. Архипова, В. Клементьева про уральские камни. Рассматривание фотографий и изделий из натурального камня.
1. Организационно – мотивационный
(на пол падает шкатулка с ювелирными изделиями – раздается грохот).
- Ребята, что это такое? (украшения)
- Ой, а чьи интересно это украшения?
Включается аудиозапись (2- слайд):
«Да мои, мои это украшения, МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКИ!
Здравствуйте, ребята!
Несла для вас я драгоценности свои.
Хотела, чтобы вы сделали музей ювелирных изделий.
Но шкатулочка упала и рассыпались мои богатства.
Видно, не получиться у вас создать музей».
- Ребята, да это же богатства Хозяйки медной горы. Она для нашего музея «Модные штучки» принесла их, как же жалко, что они испортились.
2. Основной
2.1 Актуализация знаний, необходимых для предстоящей деятельности.
- А Вы знаете, из чего сделаны, все эти украшения?
Правильно, из камней!
- А где мы можем встретить камни? (на улице, в лесу, в реке, в горах)
Верно, камни везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней, конечно, в горах.
- Мы с вами живем на Урале, какие горы есть на Урале?
Посмотрите, как красивы Уральские горы (обращает внимание к презентации – картина Уральских гор –2 слайд).
- Как вы думаете, чем богаты кладовые Уральских гор? (полезными ископаемыми).
Правильно, ребята, подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями – полезными ископаемыми.
2.2 Получение новых знаний с показом презентации.
- А какими полезными ископаемыми богаты Уральские горы, мы узнаем, отгадав загадки.
1. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло. (Уголь)
2. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
- Как они помогают человеку?
- Как их добывают? (уголь, гранит, известняк, песок добывают их машины – помощники).
3 слайд - образцы полезных ископаемых.
Ребята, найдите мне на картинке УГОЛЬ, ГРАНИТ, ИЗВЕСТНЯК, ПЕСОК.
А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Потому – то и ценились они издавна людьми. Называются они драгоценными.
Ребята, какие драгоценные камни вы знаете? (малахит, яшма, аметист, изумруд, горный хрусталь).
- Посмотрите, как они выглядят.
4 слайд – драгоценные камни.
Добывают самоцветы в специальных местах - на рудниках. На рудниках работают горняки.
Горняками называют людей, работающих в горной промышленности. Это люди, которые добывают полезные ископаемые, например: руду или уголь, а также камни – самоцветы.
5 слайд - на картинке Вы видите горняка.
6 слайд - Основными инструментами горняка является кирка. Кирка это - длинный плоский молот с острым лезвием на конце.
7 слайд. Вот такой камень добыл горняк. На нем ещё плохо видны узоры.
8 слайд. Потом камни привозят в ювелирные мастерские или ювелирные заводы. Там камень шлифуют, чтобы он стал гладким, хорошо был виден его узор.
9 слайд. Так выглядят обработанные камни.
10 слайд. Из обработанных камней делают украшения или скульптуры, разные камнерезные изделия.
Ребята, Уральская резьба по камню – один из традиционных русских промыслов, зародивщийся на Урале в 17 веке и процветает до сих пор.
Посмотрите, на работы мастеров – камнерезов.
11 - 12 слайды – изделия мастеров – камнерезов.
2.3 Психологическая разгрузка
- Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физ. минутка «Путешествие по горам»
Мы сейчас в поход пойдем
До большой горы дойдем (ходьба друг за другом)
За высокими горами (поднимаем руки вверх)
По камням речку перейдем (ходьба на носочках)
Если встретятся медведи, (ходьба вперевалку)
Мы медведей обойдем (ходьба назад)
Если встретятся пещеры,
Мы пещеры проползем (ходьба в полуприсяде)
Шаг за шагом, шаг за шагом
В детский садик попадем (ходьба друг за другом)
3.3. Продуктивная детская деятельность.
- Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами?
- Хотите попробовать самостоятельно сделать украшения для себя или своих мам и бабушек?
- Из какого материала это можно сделать? (камней).
- А где же нам взять камешки?
Включается аудиозапись:
«Камешки волшебные
Попробуйка, найди!
А если приглядеться,
Вот они – смотри:
Желтый, зеленые,
Голубые, красные,
Есть и золотые –
Разные, разные!
- ребята, посмотрите, какую красивую, богатую разными камнями гору, приготовила для нас МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА.
- Давайте, превратимся в горняков и добудем для наших украшений камни.
- Какое орудие труда нам понадобится для этого? (кирка)
(Добывают камни, складывают камни в лотки).
- Как много вы добыли камней, молодцы!
- Какие украшения мы можем изготовить из этих камней? (броши, браслеты, подвески)
- Правильно, мы с вами можем изготовить подвески и брошки из различных камней.
- Как Вы думаете, как это сделать?
- Вот заготовки для разных украшений (разной формы).
- Выбирайте, какое украшение вы будете делать, с какими камнями.
(на столах заготовки для брошей – булавочки, камешки; для подвесок – подвески на ленточках).
Самостоятельная деятельность детей
4. Рефлексия
- Какие украшения Вы сделали?
- Что вы использовали для оформления ваших изделий?
- Вы довольны своей работой?
-Что было трудным?
5. Открытость