Ирина Кичигина
Конспект занятия в подготовительной группе «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Непосредственно-образовательной деятельности
В области «познаний»
По разделу «Чтение художественной литературы»
На тему: «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите»
Воспитатель: Кичигина И. А.
2013 г.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, труд, музыкально – художественная, чтение.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Подготовительная группа
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
- Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пословицами и поговорками, связанными с этим праздником.
- Воспитывать интерес к народным традициям.
- Прививать желание трудиться, оказывать помощь в подготовке к праздникам.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворений, передавать своё отношение к содержанию.
- Формировать навыки выразительного чтения.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Журавль и цапля», наблюдения за птицами на прогулке.
Материалы и оборудование:
картинки с изображениями перелётных птиц (ласточки, журавля, жаворонка, скворца); тесто, скалка, изюм, орехи; ауди запись с голосами птиц.
ХОД:
В. : Сегодня 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольется,
Когда лес зазеленеет,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
Рассказ воспитателя о народном празднике Сороки.
По народному календарю день 22 марта называли Сороки. В народе этот мартовский день связывали с приходом весны, прилетом певчих птиц, и в их числе жаворонков. Раньше говорили, что на зиму жаворонки не в теплые края улетали, а превращались в мышей, пережидая стужу в теплой мышиной норке. А как только пригревало землю солнышко, они принимали прежний образ и вылетали на свет Божий, приветствуя весну ликующим пением. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна. Более ранний прилет птиц считался как бы «ненастоящим».
Вспомните, ребята, какие птицы прилетают к нам из теплых краев? И почему раньше птицам не следует прилетать? (Ответы детей)
В. : Птицы очень долго добирались назад. Много километров пришлось преодолеть, чтоб вернуться домой. Теперь они начнут обживаться и радовать нас своим пением.
Дети читают стихи.
В. : Март – месяц капризный: то плачет капелью, а то «морозом на нос садится». Слишком торопливые птахи,вернувшиеся в родные края «до сроку», могут и погибнуть от холода. Не случайно первые обманчивые весенние оттепели вошли в поговорку: «Раненько март веснянку затягивает».
Дети читают пословицы и поговорки.
Игра «Прилетели птицы…»
В. : Давайте, я буду произносить названия птиц, а вы если назову что-то другое, качайте головой.
Лепка из пресного теста птичек – жаворонков.
Главным обрядовым действием этого праздника было выпекание из пресного теста – жаворонков, куликов, птушек.
Дети исполняют заклички.
1-й Реб. :
Жавороночки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб поела.
2-й Реб. :
Жаворонушки прилетали,
Весну – красну окликали,
Серы снеги покатились,
В речке воды появились.
3-й Реб. :
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко,
Там детки сидят,
На птичек глядят.
Дети и воспитатель вместе произносят закличку:
Ой вы жавлронки, жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Под музыку взрослый вместе с детьми несут жаворонков на кухню.