Получи документы

Конспект занятия по знакомству со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Ольга Миллина
Конспект занятия по знакомству со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Задачи:

· учить умению точно, последовательно, грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл, эмоционально воспринимать содержание сказки;

· закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа;

· упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.

· формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа;

Публикация «Конспект занятия по знакомству со сказкой „Сестрица Алёнушка и братец Иванушка“» размещена в разделах

· уточнить представление детей о том, что значит «добрый человек».

Материалы и оборудование: книги с русскими народными сказками, текст сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», презентация «Иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сундук, кувшин, интерактивная игра «Узнай и назови сказку», картина В. Васнецова «Алёнушка.

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок;

моделирование сказок;

игры-драматизации сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Колобок».

дидактические игры «Узнай сказку по иллюстрации», «Назови героев сказки», «Дикие и домашние животные» и др.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к книжному уголку. Посмотрите, какие красивые книги стоят на полочках. Скажите, названия каких книг вам знакомы (ответы детей). А как одним словом назвать эти книги? Правильно это сказки и все они русские народные.

-Как вы думаете, кто их придумал и написал? Действительно, эти сказки придумал не писатель, не поэт, а русский народ много- много лет назад. А чтобы эти сказки не забылись - их рассказывали детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали их своим детям. Так дошли до нас русские народные сказки.

· Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве… и другие)

· Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)

Хотите сегодня отправиться в страну сказок? Тогда повторяйте за мной:

Здравствуй небо! (руки вверх)

Здравствуй земля! (приседают)

Здравствуйте, мои друзья! (протягивают друг другу руки)

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять

Будем дружно мы играть

В сказку мы хотим опять.

Где ты, сказка, отзовись?

Нам, ребятам, покажись.

Вносится волшебный сундучок

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот волшебный сундучок, в котором лежит книжка с новой сказкой. Но открыть мы его не можем, он заколдован. И чтобы его открыть мы должны отгадать загадки. Справимся, ребята?

Интерактивная игра «Узнай и назови сказку»

Воспитатель: Ну-ка сундучок покажи нам, какая сказка у тебя внутри. (Вынимаю книжку, предлагаю детям присесть на стулья)

Давайте книжку рассмотрим!

-Как называется первый лист у книги? (обложка)

-О чем нам может рассказать обложка? (знакомит с названием книги, с автором)

-А кто делает книгу красочной интересной? (художник-иллюстратор).

- Как вы думаете, про кого эта сказка? (высказывания и рассуждения детей)

-Давайте примем позу внимательного слушателя, я почитаю вам сказку.

Воспитатель читает сказку в сопровождении презентации «Иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

- Что мы прочитали? (сказку)

- Как сказка называется?

- Чем сказка отличается от других жанров?

- С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)

- Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)

- Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка стал козлёночком)

- Почему Иванушка стал козленочком? (Иванушка попил из козьего копытца) .

- Кем бы он стал, если бы выпил из лошадиного (коровьего) копытца?

(жеребеночком, теленочком)

- Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)

- Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)

- Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый непослушный)

- Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке и стали они жить втроем).

- Первая часть сказки закончилась.

Физкультурная минутка:

В темном лесу есть избушка (дети шагают)

Стоит задом наперед (поворачиваются).

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

Бабушка-Яга живет (другой рукой).

Нос крючком (показывают,

Глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая.

Страшно нашим детям? (нет)

- Ребята, а в нашей сказке, какой плохой персонаж появляется (ведьма)

- Как по другому можно назвать ведьму (колдунья, баба-яга)

- Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (ведьма)

- Что еще сделала ведьма? (перехитрила купца, обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка)

- Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (она злая, завистливая, плохая, противная, хитрая, обманщица)

- Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).

- Как Козленочек просил сестру помочь ему? Каким голосом? (Аленушка,сестрица моя)

- Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).

- Как спасли Аленушку (купец с соседями забросили в воду сеть и вытащили Аленушку).

- Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? (Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

Воспитатель Ребята, какие герои в этой сказке? (добрые и злые)

- Подберите каждому герою сказки заместитель и поселите их в домики.

- Каких героев вы поселили в зеленый домик? А в черный? Почему?

- Как вы думаете, что победило в сказке : добро или зло? (Победило добро).

- Для чего в сказке даются мудрые советы? (Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).

- Какой мудрый совет дает наша сказка (защищать, помогать друг другу, быть добрыми).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это там стоит на пенечке? (Кувшин). Этот кувшин, необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый человек - отзывчивый, добрый человек – всегда поможет и т. д. (Дети продолжают синонимический ряд, подбирая определения-характеристики).

Воспитатель: Вот и наполнился наш кувшин доверху, молодцы! И нам всем стало приятно от этого.

Итог.

· Наше путешествие в страну сказок подошло к концу.

· С каким жанром мы сегодня знакомились?

· Что вам понравилось больше всего?

· Какой мудрый совет дала нам сказка?

Ребята, чтобы вы не забывали сказку, сундучок дарит вам вот эту картину, её нарисовал художник В. Васнецов.

- Как вы думаете, как называется эта картина? (Называется она «Аленушка»)

- Почему вы так решили.

Рассмотреть вы ее сможете после занятия.

Какими словами мы можем закончить нашу сказку? (Вот и сказке конец, а кто слушал –молодец!; Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

Публикации по теме:

«Три брата ветра». Конспект занятия по знакомству с природными явлениями для старшего дошкольного возраста«Три брата ветра». Конспект занятия по знакомству с природными явлениями для старшего дошкольного возраста Программное содержание:продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человек; учить.

Конспект занятия по знакомству с русским бытом и творчеством в русской избе «Гостю почет, хозяину честь»Конспект занятия по знакомству с русским бытом и творчеством в русской избе «Гостю почет, хозяину честь» Тема: Гостю почет, хозяину честь «(Знакомство с русским бытом и творчеством в русской избе) Задачи: расширить представление детей об.

Иллюстрации к русским народным сказкам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок»Иллюстрации к русским народным сказкам «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок» Рисование может проводиться в свободной деятельности так как занимает больше отведенного на занятие времени. После прочтения сказки детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по знакомству со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Опубликовано: 21 июля 2025 в 14:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по знакомству со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Миллина (УИ 2184708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных