Папки-передвижки

Конспект «Звуковая культура речи — дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» в старшей группе

Светлана Чернова
Конспект «Звуковая культура речи — дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» в старшей группе

Конспект «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» в старшей группе

Конспект «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» в старшей группе

«Звуковая культура речи : дифференциация звуков Ж-Ш»

Публикация «Конспект „Звуковая культура речи — дифференциация звуков [Ж]-[Ш]“ в старшей группе» размещена в разделах

Цель: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Задачи:

1. Образовательные:

- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;

- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

2. Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;

-развивать мышление, память, связную речь;

3. Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии;

-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Предварительная работа:

Рассматривание картинки со звуком «ж-ш», загадывание загадок (мишка, мышь, кошка, машина, жук, жираф. Душ…., разучивание скороговорок.

Методы и приё мы: 1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.

2. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.

3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.

4. Практические: подражательные упражнения, игры.

Оборудование и материалы: игрушки жук, змея; карточки с изображением жука и змеи

(на каждого ребенка, су-джок массажеры (по одному на каждого ребёнка); ноутбук.

Ход ООД:

1 этап – мотивационно- ориентировочный

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! -Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.

- Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется игрушка

Воспитатель:- Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.

-Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)

-А сейчас встретим другого гостя.

-Послушайте загадку.

-Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (ЗМЕЯ) выставляется игрушка

Воспитатель:-Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.

-Как шипит змея? (шшш)

2 этап – поисковый

Воспитатель: -Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).

Воспитатель:-Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по моему они поссорились.

Жук Жужу: -Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.

Воспитатель:- Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.

- А какие это звуки гласные или согласные? (согласные)

- Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)

-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)

- А теперь звук – ш-ш-ш.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)

- Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные).

3 этап – практический

-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.

Артикуляционная гимнастика.

Мы пришли ребята с вами

На весёлую поляну.

Ой, куда же мы попали?

И оглядываться стали.

Влево, вправо, вверх, вниз,

Не дрожи, улыбнись… .

Раз улыбка, два, три…

Зубы лучше покажи.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счё т его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

-Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давйте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»

1. Дидактическая игра «Поймай звук»

Воспитатель:- Возьмите карточки. Что на них изображено?

- Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

-Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй.

Слова:, пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок. шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди.

Воспитатель:- Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.

2. «Добавь слово»

Воспитатель: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.

1. И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

2. Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)

4. Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

5. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)

6. Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).

7. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень (жарко)

Воспитатель: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

3. Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: -А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний» Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-Ш»,которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

Картинки: шишка, шарик, кошелёк, шоколад. Какая картинка лишняя, почему? (кошелёк)

-Правильно ребята, в слове кошелёк звук «Ш» находится в середине слова, а в других словах в начале

-Сейчас назовите следующую лишнюю картинку.

Картинки: малыш, шкаф, шашки, штаны. Какая картинка лишняя, почему? Малыш лишняя, звук «Ш» находится в конце слова, а в других словах в начале.

Картинки: жираф, жвачка, жилет, мороженное. Какая картинка лишняя, почему? В слове мороженное звук «Ж» находится середине слова, а в остальных в начале.

Картинки: Лосяш, душ, матрёшка, камыш. Какая картинка лишняя, почему? В слове матрёшка звук «Ш» находится середине слова, а в других в конце.

Картинки: жёлудь, нож, морж, ёж. Какая картинка лишняя, почему? В слове жёлудь звук «Ж» находится в начале слова, а в других в конце.

Воспитатель: -Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием, нашли все лишние картинки.

4. Воспитатель:- А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть и поиграть в игру с су-джок массажером «Ходит ежик без дорожек»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад,вправо-влево между ладонями.

И иголками своими колется, колется

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорк мячика, затем меняют руки.

А я ежику- ежу ту дорожку покажу,

Мячики держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.

Где катают мышки маленькие шишки.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Воспитатель: -Молодцы ребята.

-А следующее задание называется Замени звук [Ш] на [Ж]

5. «Замени звук [Ш] на [Ж].

Воспитатель: -Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить на звук «Ж»

Шар – жар, шить -, шаль -, шитье -, уши -, Луша -, машет -, нашивка - …

6. Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель: -Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.

Например: снег-снежок

Слова:

утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок

7. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.

Дети становятся в круг. Выполняют движения.

На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом

Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.

Низко -низко наклоняюсь.

Воспитатель: -Следующее задание «Повтори чистоговорки»

8. «Повтори чистоговорки» (Презентация)

Ша-Ша-ша наша Нюша хороша.

Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.

Жи-Жи-Жи у меня ножи.

Шу-Шу-Шу шубу я ношу.

Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу.

Аш-Аш-Аш мы долелали шалаш.

Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.

Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.

Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.

Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.

Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.

Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.

Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка.

Ужа-Ужа-Ужа впереди большая лужа.

Ышка-Ышка-Ышка там маленькая мышка.

Воспитатель: -Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас помощь. Давайте проводим наших гостей и попрощаемся с ними.

4 этап – рефлексивно- оценочный

Воспитатель: -А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)

-С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)

Последующая работа:

1. Закрепление полученных знаний через развивающие игры со звуками ж-ш.

2. Произношение и разучивание чистоговорок, скороговорок со звуками ж-ш

3. Упражнения для речевого аппарата

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» 2018 год Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект занятия.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алтайского края Хабарского района с. Хабары Конспект ООД по развитию.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук [Ф]» в младшей группе Конспект НОД по развитию речи. Звуковая культура речи: Звук [Ф]. В младшей группе Составила: воспитатель Воложанина Альбина Васильевна Программное.

Конспект НОД в старшей группе «Звуковая культура речи «Дифференциация звуков [З] -[Ж]» Программное содержание Речевое развитие:Учить различать на слух звуки [з], [ж]; произносить изолированные звуки [з], [ж] с разной громкостью.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [р] — [р’]» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мокрушанский детский сад» Конспект открытого занятия по развитию речи.

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи — звук «С» и С’» в средней группе Цель. 1. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи, упражнять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [с]» .

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи — звук [И]» Конспект занятия по развитию речи во 2-ой младшей группе. Тема: Звуковая культура речи: звук и Цель: упражнять детей в четком и правильном.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» (2018 год) Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [с]-[с’]» Тема: «Звуковая культура речи: звуки С и СЬ» Программное содержание: • Образовательные: объяснить детям артикуляцию звука С, упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект «Звуковая культура речи — дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» в старшей группе
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 16:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД