Получи документы

Конспект НОД и подготовка к обучению грамоте для детей с НЗР старшей группы «Весенняя охота на звуки А и У» (1 фото)

Ольга Бойко
Конспект НОД и подготовка к обучению грамоте для детей с НЗР старшей группы «Весенняя охота на звуки А и У»

Подготовила учитель – дефектолог высшей квалификационной категории

МБ ДОУ "ДСКВ № 8" Бойко О. А.

Цель: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале звуков А и У с использованием игр и упражнений.

Задачи:

1. Коррекционно - образовательные:

- Уточнять и закреплять знания детей о гласных звуках;

- Учить дифференцировать гласные звуки А-У по их артикуляционным, акустическим признакам в слогах, словах и предложениях.

2. Коррекционно – развивающие:

Публикация «Конспект НОД и подготовка к обучению грамоте для детей с НЗР старшей группы „Весенняя охота на звуки А и У“» размещена в разделах

- Развивать навыки звукового анализа, умения определять и выделять первый и последний звук в слове, место звука в слове;

- Развивать фонематические процессы;

- Обогащать активный словаря;

- Развивать произвольное внимания, переключаемость и концентрацию внимания;

- Развивать мышление, способность устанавливать логические связи;

- Развивать слуховое внимание;

- Развивать зрительное восприятие;

3. Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать языковую наблюдательность, внимание к речи своей и окружающих;

- Способствовать выработке у детей более объективной самооценки.

Оборудование.

Изображение Весны, Мальчика и Девочки. "Лужи", запись весенних звуков. Зеркала. Ручейки, нарисованные на листе бумаги, кораблики. Картинки на сосульках. Снеговик, перелетные птицы. Задание на определение первого и последнего звука, красные карандаши. Задание с мелкими рисунками, лупы, домики для определения места звука в слове. Сюжетные картинки с нормальным и размытым изображением. Бумажные подснежники с сюрпризом. Пушистики – эмоции.

Ход занятия

1. Орг. момент

- Дети, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть на вас какие вы добрые, умные, внимательные и воспитанные. Поздоровайтесь с гостями.

- Ребята, посмотрите кто нас встречает? Весна. Давайте подойдем к ней и поприветствуем ее.

Посмотрите сколько здесь луж. Придётся нам через лужи перешагивать. Будьте осторожны.

Логопед от имени Весны: Здравствуй, вот моя ладошка

Протяни и ты свою ладонь.

Я не буду жать, я лишь немножко

Хочу почувствовать твое тепло.

- Какие звуки можно услышать весной? Весной дети очень любят разбивать лед на замерзших лужах, водить веточкой по воде или слушать журчание весеннего ручейка. Давайте послушаем звуки, которые приготовила для нас Весна. Встаньте по одному возле лужи. Если услышите треск льда – покажите, как вы ногами разбиваете лед на лужах, если услышите всплески воды – изобразите, как водите веточкой по воде и, если услышите журчание ручейка - оббегите вокруг лужи.

2. Введение в тему

- Что мы сейчас слышали? Звуки.

- Какие это звуки? Не речевые. Природные. Мы их не произносим.

- Как называются звуки, которые мы произносим? Речевые.

- Звуки ГОЛОСА польются,

произносим и поём,

Звуки ГЛАСНЫМИ зовутся,

в каждом слове их найдём.

- Весна предлагает вам отыскать гласные звуки, помогут нам это сделать весенние приметы.

- Ну, что же желаете их отыскать, придется вам умелыми охотниками стать.

- Ребята хотите отправиться со мной на охоту? Нам предстоит не простая охота, а весенняя звуковая охота.

- Чтобы поймать звуки, что нужно уметь делать? Хорошо прислушиваться, присматриваться и думать.

- Весна дает нам двух помощников. Они произносят первый звук своего имени. Какие это звуки?

(Девочка) Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произнесу,

Все услышат громкий…У

(Мальчик) Врач умеет очень просто

Наше горло проверять —

Он всегда при этом просит

этот звук скорей назвать. (Звук А)

- Придумайте им имена. Догадались, на какие звуки мы будем охотиться?

3. Основная часть

Уточнение артикуляционных укладов.

- Разобраться чем похожи и чем отличаются звуки А и У нам помогут зеркала и схемы-подсказки. (Дети садятся за парты)

- Чем похожи эти звуки А и У? (Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы, они гласные.) Чем отличаются эти звуки? (А-воротца большие, У - воротца маленькие.) Сегодня мы устроим весеннюю охоту на звуки [А] и [У]. Какой символ у звука А - большой красный кружок, у звука У - маленький красный кружок.

- Как вы думаете, где могут прятаться звуки (по одному, в слогах, словах и предложениях)

• Игра "Ручейки и кораблики"

- Отгадайте первую весеннюю примету :

Из-под снега побежал,

Заворчал и зажурчал.

Я кораблик смастерю,

И ему я подарю.

В блеске солнечных лучей

Унесёт его. (Ручей)

Какой кораблик дальше уплывет? Наши друзья будут произносить звуки, слоги и слова, а вы когда услышите звук А передвиньте кораблик с большим кружком, когда услышите звук У - с маленьким. (А - У - У - А - МА - ДУ - АРКА - АСТРА - УТЮГ- АНГЕЛ - УТРО - АКВАРИУМ)

- С каким звуком кораблик первый проплыл по ручейку? Разместите их со стороны мальчика.

Спросить детей, что мы сейчас делали

• Дидактическая игра «Картинки на сосульках»

Конспект НОД и подготовка к обучению грамоте для детей с НЗР старшей группы «Весенняя охота на звуки А и У»

Следующая примета растет под крышей вниз головой? Сосульки. Найдите в группе, где висят сосульки. С сосулек сбегают капельки, на капельках картинки. Определите, названия каких картинок звучат похоже и каким звуком отличаются. Например: БАЛКА - какая картинка к ней по звучанию подходит - БУЛКА (ТАЧКА - ТУЧКА, РАКИ - РУКИ, ЛУК - ЛАК, ЛАПА - ЛУПА, МАК - МУК) Подарите картинки со звуком А мальчику, со звуком У - девочке.

• Следующая весенняя примета появляется на полянке, когда солнце сильно пригревает, снег начинает таять. Что это? Проталины. Из-под снега на проталинах появились разные предметы.

- Рассмотрите мелкие картинки через лупу и выберите картинку, в названии которой есть звук А или У.

Гимнастика для глаз

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем,

Зажмуримся, до трех посчитаем

И немножечко потрем.

Выбрав картинку со звуком А или У, определяют где звук стоит в начале, середине или конце, затем размещают ее в звуковые домики.

- Охота на звуки продолжается, а где их искать подскажет следующая примета. Ребята, кто мне скажет, какие птицы к нам возвращаются весной? Перелетные птицы: аист, кукушка, утка, грач, ласточка, журавль, трясогузка, иволга, соловей, скворец, лебедь.

Физминутка

Мы сейчас гулять пойдем

И картинки с перелетными птицами соберем

Мальчики - со звуком А,

Девочки - со звуком У.

Шаг на месте: раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Мы присядем, скажем: У-у-у.

дружно встанем, скажем: А-а-а.

Нам пора и за дела.

Раз, два, три - картинки собери.

Дети расходятся

- Назовите птиц в названии которых есть звук А или У. Эти птицы приготовили для вас задание.

На обратной стороне картинки с птицей находится листок с заданием, дети берут задание себе, а птиц размещают возле мальчика или девочки.

• Дидактическое упражнение «Закрась нужный кружок»

1. Назвать первый звук в слове. Закрасить красным карандашом нужный кружок напротив картинки.

3. Назвать последний звук в слове. Закрасить красным карандашом нужный кружок напротив этой картинки

Сверьте свою работу с образцом.

- Вы сверили свою работу с образцом. Кто считает,что верно выполнил задание, рисует смайлик с улыбкой.

• Игра "Размытые картинки" Весна хочет напомнить нам еще об одной примете.

Человечек непростой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

- Почему тает снеговик? Солнце стало сильнее греть. Он хотел показать нам красивые картинки, но что же с ними случилось? Они промокли и их изображения размылись. Теперь мы не сможем понять, что на них нарисовано. Снеговик говорит, что разместил похожие картинки в разных местах группы. Попробуйте найти похожую картинку. Почему вам кажется, что эти картинки похожи? Придумайте предложение. Назовите слова со звуком А или У. Затем разместите на доске со стороны девочки или мальчика.

4. Рефлексия

- Наша веселая весенняя охота на звуки закончилась. Мы все приметы нашли и много звуков поймали.

- На какие звуки мы сегодня охотились? (различали а-у).

- Что мы знаем о звуках а - у

- Что понравилось на занятие?

- Что было интересно?

- Какие задания вам запомнились?

- Ребята, а теперь я прошу каждого из вас оценить свою работу (на сколько вы были активны, со всеми ли заданиями вы справились, оцените своё состояние на занятии).

- Выбери того пушистика, который соответствует вашему настроению и прикрепите на лестницу к вертолетику.

На доске изображен вертолетик с веревочной лестницей, оцените своё эмоциональное состояние с помощью пушистиков (чем выше настроение, тем ближе пушистик к вертолетику).

- Весна тоже хочет вас похвалить и на прощание приготовила маленькие сюрпризики, которые спрятала в первых весенних цветах. Осторожно снимите снежинки, цветок распустится и сюрприз окажется у вас в руке.

- Спасибо вам большое. Мне было очень приятно с вами общаться.

Публикации по теме:

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б» по обучению грамоте для детей 6–7 лет Тема. Звуки Б, Бь. Буква Б. Образовательные задачи. Знакомство со звуками Б, Бь, буквой Б. Формирование понятий о твердости – мягкости.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Х][Х’]. Хомка» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [Х], [ХЬ], и.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Н], [Н’] и буква Н» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [Н], [НЬ],.

Конспект НОД «Тигренок» по обучению грамоте «Звуки [Р], [Р’] и буква «Р» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [Р], [Рь] и.

«Сорока — белобока» конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [С] и [С’] и буква «С» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [с][сь]. Буква.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет «Девочка Даша и дятел. Звуки [Д], [Д’]. Буква Д» Задачи: Познакомить детей с характеристикой звуков Д и Дь и буквой Д. Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, составлять.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушениями речи на тему «Звуки [А], [У]. Буквы А, У» Тема Звуки [А], [У]. Буквы А, У. Цель занятия: Закрепить навыки различения и четкого произнесения звуков [А], [У]. Развивать фонематический.

Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [р, р’], буквы Р, р» Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р']. Задачи: Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их классификация;.

НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква п и звуки [П], [П`]»НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква п и звуки [П], [П`]» НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Буква П и звуки [П], [П`]» Цель: знакомство с буквой П и звуками [П], [П`]. Задачи:.

Презентация к НОД по развитию речи по пособию Л. Е. Журовой «Подготовка к обучению грамоте детей 5–6 лет» Уважаемые коллеги, все мы знаем, как важна для старших дошкольников подготовка к обучению грамоте! Педагоги, работающие в дошкольных образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД и подготовка к обучению грамоте для детей с НЗР старшей группы «Весенняя охота на звуки А и У»
Опубликовано: 22 января 2019 в 17:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД