Светлана Олеговна Саитова
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Чудо-вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;
-продолжить формировать представления о ее роли в природе и жизни человека;
-учить самостоятельно проводить знакомые опыты с водой; -
познакомить детей с новым для них свойством воды - способность воды отражать предмет.
-развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
-формировать эмоционально-ценностное отношение к воде.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Чудо-вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
-воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Материалы: Для воспитателя: глобус, проектор, ноутбук, слайды о воде, разные по форме прозрачные сосуды, прозрачные стаканы, ложки, таз с водой.
Для детей: эмблемы, стаканчики, ёмкости с песком, сахаром, лимон, трубочки для коктейля,молоко, вода, камешки.
Словарная работа:
Знакомые слова: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Новые слова: глобус, лаборатория, исследователь, опыт.
Предварительная работа: беседы с детьми о свойствах воды, проведение элементарных опытов с целью ознакомления со свойствами воды во время прогулок, наблюдения, рисование, чтение рассказов, стихотворений, сказок по теме.
Ход ООД
В. – Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Для того чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, слушать друг друга.
Демонстрация глобуса
В: - Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Д: - Это глобус.
В: - Правильно. А кто знает, что такое глобус?
Д. : Глобус - это модель нашей планеты. Земля в уменьшенном виде.
В. : -А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?
Д: - Можем увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.
В: - Молодцы. А какого цвета на глобусе больше всего?
Д: - Синего, голубого, бледно-голубого.
В: - Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.
Я и туча, и туман,
И ручей. И океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Воспитатель:-Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о воде, о ее свойствах. Давайте мы с вами послушаем стих о воде. (показ слайдов)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить!
Для чего людям и всему живому нужна вода? Где же можно встретить воду на нашей планете?
Д. – Люди пьют воду, варят суп, моют овощи и фрукты. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения. Чтобы не засохли. Вода нужна рыбам. Для стирки одежды и мытья посуды.
-А теперь давайте вспомним все свойства, которые имеет вода (прозрачная, без запаха и вкуса, жидкая, твёрдая, в виде пара и т. д.). Молодцы!
В: - Давайте сегодня попробуем показать и доказать, что вода - интересное и полезное для всей нашей планеты вещество. Попробуем?
Практическая часть (опытно-экспериментальная)
В: - Но для того, чтобы справиться с этой задачей, нам надо превратиться в ученых. Ребята, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, которая называется «Мы – исследователи». Здесь вы видите эмблему нашей лаборатории. Что на ней изображено? Предлагаю вам прикрепить эмблемы и превратится в учёных - исследователей, чтобы поработать в научной лаборатории, где будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств. (Каждый ребёнок прикрепляет себе эмблему) Готовы?
В: - Итак, мы теперь с вами ученые – исследователи и оказались в научной лаборатории. Посмотрите на наши лабораторные столы, они тоже готовы к работе. Осторожно занимайте свои места. Приступим к нашей работе. Докажем, что вода- это интересное и полезное вещество. узнаем, какими же свойствами обладает вода.
-Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните правила поведения в лаборатории:
- Не шуметь – этим мы мешаем другим.
-Аккуратно обращаться с посудой.
-Нужно слушаться воспитателя.
-Внимательно следить за результатом опыта.
-Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель:-Ученые, вы готовы приступить к первому опыту? Тогда начнем!
Основная часть:
Опыт № 1 «Вода-жидкость, не имеет форму» :
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Ребенок наливает воду в узкую банку, а потом переливает ее в широкую.
Вывод: вода – жидкость, она легко льется; вода принимает форму той емкости, куда ее наливают. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Вывод: вода жидкая, она льётся, не имеет формы, принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт №2 «Вода прозрачная»
Берем два стакана: один с чистой водой, другой с молоком. Ребенок опускает камешек сначала в стакан с водой, потом в стакан с молоком. Какай мы можем сделать вывод? Мы заметили, что через воду предмет мы видим, а через молоко нет.
Вывод: вода – прозрачная жидкость.
Воспитатель: - Вода прозрачная, а молоко нет, подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? Почему?
Дети: - Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут расти и жить растения, а не будет растений, не будет и рыб и других животных.)
Опыт №3 «Вода бесцветная» :
Берем стакан с чистой водой и добавляем в него краску, и вода стала зеленой. Вывод: краска растворяется в воде, и вода принимает цвет красителя.
Опыт № 4 «Чистая вода не имеет вкуса и запаха».
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовала. Я думаю, что у воды вкуса - нет. А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду из первого стакана. Есть ли у нее вкус?
Воспитатель: А давайте добавим лимон в воду попробуем на вкус, что изменилось?
Ответы: вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы детей: вода стала сладкая.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах? (Ответы детей.)
Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода? ( Ответы детей: вода пахнет кофе)
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе
Воспитатель: -Какие же вы молодцы. Устали, наверное? Ведь делать научные опыты дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Как считаете, ученые, отдохнем?
Физминутка.
Дождик песенку поё т: кап, кап, кап (Дети свободно встряхивают кистями.)
Только кто её поймёт - кап, кап, кап? (Недоумённо разводят руки в стороны.)
Не поймём ни я, ни ты, (Показывают на себя, на соседа.)
Да зато поймут цветы, (Изображают пальцами, как распускаются цветы.)
И весенняя листва, (Удерживают руки перед собой.)
И зелёная трава (Сидя на корточках, разводят в стороны руки, словно гладят траву.)
Лучше всех поймё т зерно: (Показывают, как держат в руках зерно.)
Прорастать начнёт оно. (Совершают змеевидные движения руками снизу вверх.)
Воспитатель. Молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжать дальше наши исследования.
Опыт № 5 «Фильтруем воду» (у доски)
Мы взяли два стакана. В один положим комочек земли, нальем воды и все перемешаем. Что стало с водой? Она сразу помутнела. А давайте мы попробуем ее очистить. В качестве фильтра, мы возьмем вату, положим ее в воронку и вставим ее во второй стакан. Через воронку перельем воду из первого стакана. Посмотрите: вода стала чистой!
Вывод: грязную воду можно профильтровать. (Опыт проводит ребенок, воспитатель помогает).
Опыт № 6 «Способность воды отражать предметы»
- Приглашаю подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Заключительная часть:
Молодцы ученые, хорошо поработали. И сегодня наша лаборатория заканчивает свою работу. Всем ученым большое спасибо за проделанную работу. И в заключении давайте еще раз вспомним и повторим все свойства воды: вода – это жидкое вещество, прозрачного цвета, легко льется, принимает форму той емкости, в которую ее наливают, вода принимает цвет красителя и грязную воду можно очистить, т. е. профильтровать. Спокойная вода отражает предметы, как зеркало Молодцы! Все сегодня проделали огромную работу.