Ирина Каменская
Конспекты бесед с детьми для младших групп детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
БЕСЕДА «Наши четвероногие друзья»
Программное содержание. Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнёра).
Материал. Открытки с изображением животных: собака, кошка, черепаха, попугайчик и т. д.
Ход беседы. Воспитатель выставляет на панно открытки с изображением животных. Дети обращают на это внимание, подходят к панно. Педагог даёт им возможность рассмотреть открытки, свободно обменяться впечатлениями. Затем приглашает сесть на диван. Садится сам, обращается к детям.
Публикация «Конспекты бесед с детьми для младших групп детского сада» размещена в разделах
1. Вы, наверное, узнали своих четвероногих друзей. Расскажите, какие животные живут у вас дома. (Высказывания детей.)
2. Расскажите, как живётся вашим животным друзьям. Что они умеют делать, как проводят время? Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите? Любят ли ваши четвероногие друзья купаться? Случалось ли что-то смешное, интересное с вашими животными, птичками, рыбками? (Высказывания детей.)
3. Ребята, хотите послушать, какая история произошла со мной, когда я была школьницей? На летние каникулы я ездила в лагерь. Лагерь стоял в лесу. Там мы подобрали ёжика и принесли его в домик. Ёжику понравилось у нас. Дети приносили ему разные лакомства. А знаете, чем лакомится ёжик? (Высказывания детей.) Мы приносили ёжику улиток, мух, червяков. Очень любил он домашние котлеты и молоко. Днём ёжик почти всё время спал, а ночью шумел: громко стучал лапками по полу при ходьбе, шуршал газетой, фыркал. Незаметно прошло лето. Пришла пора возвращаться из лагеря домой. Мы с ребятами выпусти ли ёжика, и он убежал в лес строить гнездо на зиму.
4. А как вы думаете, ребята, можно ли вот так же отпустить жить на улице без хозяина кошку, собаку, попугайчика? Почему? (Рассуждения детей.)
-Да, вы правы ребята, ёжик живёт в лесу, поэтому его нужно было отпустить, а кошка и собака нуждаются в уходе. Их дом в доме чело века. Человек должен быть в ответе за тех, кого приручил. (Запись детских рассказов в альбом.)
БЕСЕДА «Зачем нам нос»
Ход беседы
- Ребята отгадайте загадку и скажите, о чем мы будем с вами разговаривать
ЗАГАДКИ О НОСЕ
Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.
КАК НАЙТИ ДОРОЖКУ (отрывок)
Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Стали они разным зверям обращаться, дорогу спрашивать. Белка посоветовала с одного дерева на другое перепрыгивать. А вот какой разговор произошел с зайцем.
Скачет заяц. Ребята и ему спели песенку:
- Зайка, зайка расскажи. Зайка, зайка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку.
- В сторожку? – переспросил заяц. – нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах слева или справа. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.
- Как вы думаете, смогут ли по такому описанию ребята найти дом дедушки?
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ.
1. Нельзя ковыряться пальцем в носу и тем более острым предметом.
2. Нельзя засовывать в нос острые предметы.
3. При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.
4. Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным.
ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ
1. Сделать десять вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки
2. Открыть рот, кончик языка прижать к нёбу (при этом включается ротовое дыхание).
3. Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба – бо – бу».
4. Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.
Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделениях дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
1. «Часики»
Стать прямо, ноги слегка расставлены, руки опустить.
Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так» (6 – 8 раз)
2. «Дудочка»
Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам.
Сделать выдох с произношением звука «п-ф-ф-ф-ф»
(11 раз)
3. «Петушок»
Стать прямо, ноги расставить, руки опустить.
Поднять руки в стороны – вдохнуть, а затем со словами «ку-ка-ре-ку» выдохнуть (4 – 6 раз)
4. «Паровозик»
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух» (20 секунд)
ИТОГ:
- Зачем человеку нос?
- Чем нос зайчика отличается от носа мальчиков?
- Что нельзя делать с носом, чтобы не навредить ему?
- Что нужно делать, чтобы наш нос был здоровым?
БЕСЕДА «Я и мое здоровье»
Ход занятия:
Педагог: Дети, давайте поговорим о здоровье. Как вы думаете, какого человека можно назвать здоровым? (У здорового человека ничего не болит, он весел, бодр. Он сильный и смелый.)
А кто из вас знает, что нам надо делать для того, чтобы всегда быть здоровыми? (Надо беречь себя, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, больше гулять на улице).
Ребята, вы всё правильно сказали, значит – “Спорт – помощник, спорт – здоровье, спорт – игра, физкульт-ура!”. Раз спорт очень важен для укрепления здоровья то, предлагаю вам немного им позаниматься. Давайте в начале, проверим нашу осанку и подготовимся к занятию.
Различные виды ходьбы:
1. ходьба на носках, на пятках;
2. ходьба: пятки вместе, носки врозь;
3. ходьба: носки вместе, пятки врозь;
4. “Паучки” - ходьба на ладонях и ступнях;
Различные виды бега:
- бег с высоко поднятыми коленями; с захлёстыванием голени; с прямыми ногами;
- ходьба, восстановление дыхание.
— Молодцы! Хорошо позанимались! А кто мне сейчас ответит, какую песенку поёт сердце? (Тук-тук-тук) Правильно: тук-тук-тук.
- Так бьется сердце у вашей мамы. Такую же песню исполняет и сердце у каждого из вас. Мы с вами побегали, поиграли, и сердце начало биться сильнее.
Своему сердцу необходимо помогать. За день вы много двигаетесь, испытываете множество впечатлений, поэтому необходимо, вовремя отдыхать. Именно потому вы ложитесь после обеда в кроватки, а по вечерам ваши мамы и папы укладывают вас спать раньше, чем ложатся они сами, взрослые. Когда вы отдыхаете, сердце тоже отдыхает и бьется медленнее».
Дошкольники выполняют релаксацию в положении лежа на спине и замеряют частоту биения своего сердца.
«Солнечный зайчик» (Релаксационное упражнение)
Педагог: Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).
Правила
1. Регулярно занимайтесь физкультурой, бегайте и играйте.
2. Обязательно отдыхайте днем и ночью.
3. Ешьте то, что дает мама или воспитатель, — все эти продукты очень полезны.
4. Если вы больны, то лежите в постели столько времени, сколько назначил врач.
БЕСЕДА «Мои ручки»
Ход беседы
- Ребята, внимательно послушайте стихотворение и скажите, про что оно?
"Хлюп-хлюп"
Хлюп – хлюп ручками А водичка булькает.
Полон мыла таз. А водичка пенится.
Ты не трогай, Машенька Машенька помоется,
Мыльной ручкой глаз. Причешется, оденется.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ РУКИ (беседа – рассуждение)
Руки (или верхние конечности) нужны для того, чтобы: брать различные предметы, рисовать, играть (мячи, машины, держать ложку и хлеб, одевать свои ботинки, гладить друг друга по головке. Рук у человека – две. На каждой руке по 5 пальцев. Самая подвижная часть руки – это кисть. Оказывается без рук человеку никак нельзя.
Проведем опыт: связать за спиной у ребенка руки и предложить определенные действия: принести мяч, дать ложку и т. д.
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ
1. Надо несколько раз в день мыть руки водой с мылом.
2. Надо ухаживать за ногтями.
3. Зимой надо носить варежки.
4. Нельзя возиться в холодной, ледяной воде.
5. Нельзя трогать горячий утюг.
УМЕЛЫЕ РУЧКИ рассказ
Поспорили как-то между собой карандаш, ручка и мячик: кто из них лучше. - Я лучше всех! – сказал карандаш. – Я рисовать умею. - Нет, я лучше всех! Я писать умею! – сказала ручка.
Мячик ничего не сказал, но подумал, что он лучше всех. Долго они спорили. Пришла девочка Катя. Она взяла карандаш и нарисовала картинку. - Смотрите, какой я молодец! – закричал карандаш. – Как хорошо я рисую! А Катя взяла ручку и красиво написала: «Милая мама, я тебя люблю!»
Обрадовалась ручка. - Смотрите, как я красиво написала. Я лучше всех! – сказала она.
А девочка взяла мячик и пошла на улицу. - Вот как я умею! Вот как! Вот как! Пришла мама. Она увидела картинку, прочитала записку и посмотрела в окно. На улице Катя играла в мяч. - Умелые руки у моей дочки. Все она умеет делать, - сказала мама.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СИЛЬНЫХ РУК
1. «Ножницы»
И. п. - стоя, прямые руки вытянуты перед грудью.
В. - скрещивай руки, отводя в стороны и сближая друг с другом.
2. «Круговые движения»
В. - описывая круги согнутыми руками (вперед, а затем назад). Повтори упражнение, сделав 3-5 движений вперед и столько же назад.
3. «Бокс»
И. п. - стоя, руки согнуты в локтях и сжаты в кулаки.
В. - поочередно разгибая руки, выпрямляя их вперед, будто ты боксер на ринге (5 раз каждой рукой).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛОВКИХ ПАЛЬЦЕВ
1. «Кулачки» Сжимай пальцы обеих рук в кулак и разжимай их. (5-10 раз)
2. «Счет» Сгибай пальцы по очереди, как будто считаешь, а затем также по очереди разгибай их (5-8 раз)
3. «Массаж» Обхватывай по очереди каждый палец правой руки левой рукой и слегка поглаживай по направлению к его кончику. Поменяй руки.
4. «Умывание» Делай такие движения, как будто ты моешь руки.
5. «Встряхивание» Встряхни кистями рук, сначала по очереди, потом двумя сразу.
ИТОГ:
- Зачем человеку руки?
- Что нужно делать, чтобы наши руки были здоровыми и никогда не болели?
Беседа: «Мои ножки»
Ход беседы
- Ребята отгадайте загадку и скажите, о чем мы будем с вами разговаривать
ЗАГАДКА О НОГАХ
Два одинаковых столба
Идут по дороге,
Мне никак без них нельзя,
Ведь это мои …. (ноги)
- Скажите, зачем нужны человеку ноги? Ноги нужны для того, чтобы передвигаться.
- Что нужно делать, чтобы ножки были здоровы?
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ
1. Нельзя ходить босиком по острым опасным предметам (стекла, колючки, и т. д.).
2. Нельзя носить обувь без каблука.
3. Надо держать зимой ноги в тепле.
4. Летом надо закалять ножки, бегая по песочку или земле.
5. Каждый день надо мыть ноги и ухаживать за ногтями.
6. При повреждении ноги (или сильных болях) обратиться к специальному врачу-ортопеду.
- А еще надо делать специальные упражнения для ног.
УПРАЖНЕНИЯ для предупреждения плоскостопия
1. Хождение на носках несколько минут по комнате.
2. Ходи по палке, как канатоходец (палка небольшого диаметра и длиной 50 см)
3. Сними носки и перекатывай стопой теннисный мячик. Делай это по очереди то левой, то правой ногой в течение 2-3 минут.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ упражнения для ног
1. Лошадки И. п. – стать, ступни параллельны, руки на поясе
В. – поочередно поднимать правую и левую ногу, согнуть в коленях, опустить их.
2. Велосипед. Лежа на спине, подтяни согнутые в коленях ноги к животу. Попеременно выпрямляй и сгибай ноги, как будто едешь на велосипеде и крутишь педали (2 минуты).
4. Клещи. Лежа на спине, согни ноги в коленях. Разводи и своди колени в течение 2 минут.
- Теперь я предлагаю вам поиграть в специальные игры, с помощью которых наши ножки будут здоровыми.
ИГРЫ С ХОДЬБОЙ И БЕГОМ
1. «Догони мяч»
Дети играют в комнате или на площадке. Воспитатель подзывает к себе нескольких ребят и предлагает им побегать за мячом, поиграть с ним.
Он раскатывает мячи в разных направлениях, а каждый ребёнок бежит за мячом, ловит его и приносит воспитателю, который снова бросает мяч, но уже в другом направлении.
2. «По тропинке»
На полу или земле на расстоянии 25-30 см друг от друга проводят две параллельные линии (две веревки) длинной 2,5 – 3 м. Воспитатель говорит детям, что это тропинка, по которой они пойдут гулять. Дети медленно идут друг за другом по тропинке туда и обратно.
3. «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
(дети показывают)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
(дети показывают)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
(дети прыгают на месте)
Кто-то зайку напугал,
Зайка – прыг – и убежал
БЕСЕДА «Зачем нам глаза»
Ход беседы
Разберёмся вместе дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз? (Ответы детей)
Проводится игра «Что ты видишь?»
Предложить детям закрыть глаза ладошками (сопровождая словами: «не видно», «темно»).
- А теперь откройте глазки. Что это? (воспитатель показывает игрушку)
Воспитатель обращает внимание на значимость глаз для человека.
СКАЗКА
Жила – была девочка Катя. Послала её мама в магазин за бубликами. Купила Катя бублики и пошла обратно домой. Встретила Катя старушку. Бабушка попросила бублик, девочка её угостила.
- Вот тебе за твою доброту волшебная палочка. Загадаешь одно любое желание, и оно исполниться, - сказала старушка. Поблагодарила Катя бабушку и побежала. Стала девочка думать, какое ей желание загадать. Сначала она хотела много игрушек, но передумала. Потом захотела собаку, как у соседа. Но собака стала громко лаять и рычать. Катя испугалась. Увидев продавца мороженного, девочка решила наесться много мороженного. Но тут она увидела мальчика, сидящего на скамейке. Мальчик сидел тихо, в руке у него была палочка.
- Мальчик, как тебя зовут?
- Серёжа.
- А меня Катя. Давай играть в догонялки.
- Я не могу бегать. Я слепой, мои глаза не видят.
- Ничего страшного, - сказала девочка. Сейчас я тебя вылечу
Взмахнула волшебной палочкой, произнесла своё желание, и мальчик сразу выздоровел. И стали ребята играть в догонялки: бегать, скакать и смеяться.
Вот как важны для человека глаза!
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ.
1. Осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.
2. Нельзя сыпать в глаза песок и тереть их грязными руками.
3. Нельзя близко смотреть телевизор.
4. Каждое утро надо умывать глазки тёплой водой.
5. Нельзя лёжа читать книгу или близко наклоняться к буквам.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ.
1. Вращение глазами (упражнение выполняется сидя или стоя):
Посмотри одними глазами вверх и задержи взгляд на одну секунду. Теперь смотри вправо (воспитатель меняет направление глаз с помощью игрушки). Затем вниз, потом влево.
2. Жмурки:
Исходное положение тоже. Закрой глаза. Посильнее зажмурь их. Теперь открой глаза широко.
3. Моргание:
Исходное положение тоже. Моргай глазами несколько секунд.
4. Темнота:
Исходное положение тоже. Ладони лежат на веках закрытых глаз. Полюбуйся темнотой, дай своим глазам отдохнуть от света.
5. Массаж век:
Исходное положение тоже. Глаза закрыты. Кончиками пальцев слегка погладить прикрытые веки.
ИТОГ:
- Зачем человеку глаза?
- Что нужно делать, чтобы наши глаза были здоровыми?
БЕСЕДА: «Зачем надо мыть руки?»
- Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же - «Не забудь помыть руки!»
«Зачем же их так часто мыть? Они же и так чистые!»
- А вы как думаете, ребята? (ответы детей)
- На самом деле на руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание».
- Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Почему?
- Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.
- А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)
Микроб — ужасно вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет — и спокойно там живет.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
* микробы живут везде - в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.
*микробы - это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.
* микробы бывают полезные и вредные
(полезные помогают, а вредные вызывают болезни).
* чтобы не заболеть – надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки особенно перед едой
- Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?
Вредные микробы,
попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.
- Что нужно сделать, чтобы избавиться от вредных микробов? Чтобы не было микробов, надо мыть руки с мылом.
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть!
Конспект беседы на тему: «Овощи, фрукты – полезные продукты!»
Воспитатель: Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
- Витамины бывают не только в таблетках.
- А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.
Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено, и мы с вами узнаем, в чем же содержится большое количество витаминов!
(Показывать по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только само название, но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус,
Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.
И так далее.
Физминутка «Садовник»
Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.
Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.
Починили мы забор, «Ударяют» молотком.
Завели мы разговор: В круг выходит один ребенок.
– Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам в награду дашь?
- Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.
Груш медовых, самых крупных,
Спелых яблок, вишен целый килограмм.
Вот что вам в награду дам!
Воспитатель: Ой,. К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь, в гости к ребятам пришла кукла Аленка).
Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А знаете почему? Вот послушайте!
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.