Ирина Кандаева
Конспекты НОД по экологии старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия по экологии в старшей группе «Лесная школа» (занятие проводится в конце года, как итоговое).
Задачи:
1. Образовательная: обобщить знания детей по исследовательской работе по теме «Деревья». Уточнить и расширить представления детей о березе и сосне, как ярких представителях лиственных и хвойных пород деревьев.
Публикация «Конспекты НОД по экологии старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
2. Развивающая: развивать умения определять отличия и сходства, объяснять связь растений и животных на примере сосны и березы. Развивать осознанное желание употреблять в речи слова: крона деревьев, сосновый бор, березовая роща, хвойные, лиственные. Побуждать детей поддерживать беседу.
3. Воспитательная: Воспитывать чувство переживания, доброго отношения к деревьям, как к самым большим растениям, как к нашему богатству.
Предшествующая работа:
1. Работа по экологическому проекту «Береза» и «Сосна».
2. Проведение ряда занятий, бесед, опытов по теме.
3. Оформление заключительного проекта по теме.
4. Сбор практического материала.
Ход образовательной деятельности.
1 часть:
- Дети, сегодня в д/с пришло письмо. В письме нас приглашают в гости, а куда мы пойдем, вы узнаете, отгадав загадку:
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Сашу – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Галю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой, а Ваню – хворостинкой.
- Правильно, сегодня мы с вами отправимся в лес.
Выходит Лесовичок.
- Здравствуйте, дети! Я – Лесовичок, вы меня узнали? Как я рад нашей встрече! Проходите, пожалуйста, на полянку, рассаживайтесь на пенечки.
Воспитатель:
- Дети, мы с вами не случайно пришли в гости в этот замечательный лес. Лесовичок хочет послушать, что вы знаете о его доме.
Выставляются картинки с изображением сосны, березы, ели, дуба, клена.
- Назовите деревья, которые нарисованы на картинках?
-Какие две большие семьи вы знаете (лиственные и хвойные)
- У меня 2карточки – зеленый и коричневый квадраты. К зеленому квадрату надо выставить картинки, на которых нарисованы хвойные деревья, а к коричневому картинки с изображением лиственных деревьев.
(выполняет 1 ребенок)
- Верно ли расставлены картинки? Можно ли сосну поставить к коричневому квадрату? Почему? Почему хвойные деревья еще называют «вечнозелеными»?
Картинки убираются, кроме березы и сосны.
- Давайте разберемся, чем отличаются эти деревья друг от друга?
(рассказы детей)
- Чем похожи эти деревья?
(У них обоих есть мощные корни, крепкий ствол, крона состоит из веток и листьев, весной появляются молодые побеги. Для жизни березе и сосне необходимы: солнце, свет, почва, влага, снег. У березы и сосны есть листья, плоды).
Физкультминутка.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Лесные заморочки». Для этого мы разделимся на 2 команды, а я буду ведущей. Ваша команда – «Маленькие березки», раскиньте руки-веточки в разные стороны, потянитесь к солнышку. Вот так. А ваша команда – «Маленькие сосенки», вы тоже поднимите руки вверх, в сторону, тянемся к солнышку. Какой красивый, молодой лес!
- Вот я достаю задание – хитрую заморочку, если она будет о березе, то отвечает команда березок, а если о сосне – команда сосенок. А я за правильный ответ буду давать вам фишку, потом мы все сосчитаем, и узнаем, какая команда выиграла.
1. Сосновый лес по-другому можно назвать…
(сосновый бор, сосняк)
2. Березовый лес по-другому можно назвать…
(березняк, березовая роща)
3. какими словами можно охарактеризовать сосну, чтобы мы ясно представили ее?
(стройная, высокая, выносливая, стойкая, светолюбивая, прямоствольная, вечнозеленая, ценная)
4. Какими словами можно охарактеризовать березу? (светолюбивая, стройная, кудрявая, белоствольная, красавица)
5. Семечко из шишки сосны умеет летать?
(умеет, оно легкое, у него есть крылышко, семечко улетает далеко от сосны)
6. Есть ли семена у березы?
(есть, они находятся в сережках, которые рассыпаются и разлетаются в разные стороны)
7. Какие животные и птицы питаются семенами шишек сосны и хвоей? (белка питается семенами шишек, лось ест хвою и веточки молодых сосен, дятел кормится зимой семенами сосны, глухарь в зимний период питается хвоей, а муравей рыжий строит свой муравейник, используя хвоинки сосны)
8. Какие живые организмы, связанные с березой, вы знаете? (тля, живет на березе, питается ее соком, гусеница заворачивается в березовые листочки, черный муравей-питается молочком тлей и березовым соком, божьи коровки – живут и питаются березовым соком и тлей)
2 часть.
- Сосны, ели, березы, клены – это лес – он наш зеленый друг и он приглашает нас в свою Лесную школу. Там мы продолжим разговор о сосне и березе. Подумайте, в какой центр вы пойдете.
1. ЦЕНТР МАНИПУЛЯЦИИ – вы можете проверить свои знания о сосне и березе. Для этого там приготовлены игры:
• «Сложи дерево» - из отдельных карточек – рисунков березы и сосны, на которых изображены корни в почве, ствол и крона деревьев, сложить березу и сосну. Назвать каждую часть дерева.
• «Кто где живет?» - большие карточки с изображением березы и сосны, и маленькие карточки, изображающие животных, птиц, растений, семян, листьев, хвои, насекомых…т. е. все, что связано с данными деревьями.
- выбрать те карточки, которые относятся к березе, и положить их рядом с березой, которые относятся к сосне – положить рядом с сосной. Объяснить свой выбор.
2. ЦЕНТР НАУКИ – вы можете очень близко рассмотреть кору сосны и березы, определить, чем она отличается, а чем похожа, провести исследования:
• Какая кора на ощупь.
• Есть ли запах у коры.
• Тонет ли кора в воде.
Вы можете рассмотреть шишки и хвою сосны, березовый гриб – чагу.
3. ЦЕНТР ИСКУССТВА – в вашем распоряжении будет материал: шишки, сережки, хвоинки, березовая и сосновая кора, различные семена деревьев, горох и т. д.
Сделать нужно будет необычные поделки из данного материала. По окончании работы, подумайте, кого можно будет пригласить на вашу выставку и где можно выставить ее.
По окончании занятия Лесовичок благодарит детей за их знания о лесе, о деревьях и вручает им памятные медали.
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «КВН «Мы – друзья природы» (занятие проводится в конце года, как итоговое)
Задачи:
1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания детей о лесе, деревьях. Учить использовать полученные знания в играх.
2. Развивающая: развивать интерес к явлениям живой природы. Расширять кругозор, обогащать словарный запас. Развивать связную речь (давать полные ответы на вопросы). Развивать логическое мышление.
3. Воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности за свою команду.
Ход образовательной деятельности:
- Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания о лесе, о деревьях, о правилах поведения в природе. Соревноваться предстоит двум командам – поприветствуем их! Мы будем отгадывать загадки, проводить опыты, играть в игры. Команду-победительницу ждет награда! А сейчас мы должны выбрать жюри: я предлагаю - доктора Айболита, он добрый и справедливый, но ему нужны помощники (выбираются 2-3 человека). За правильный ответ команда будет получать одну фишку.
Итак, мы начинаем:
Есть веселая игра, называется она –
КВН.
Шутки, смех. Вопрос, ответ.
Знает ту игру весь свет –
КВН.
Что ж, пора нам начинать,
Я хочу вам пожелать в
КВН,
Чтобы дружными вы были,
Чтоб смеялись, на грустили в
КВН.
Чтобы не было печали,
Чтоб на все вы отвечали в
КВН.
1. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.
• Наша команда называется «Березки». Наш девиз:
Мы любим деревья и бережем,
В обиду их никому не даем.
• Наша команда –«Сосенки». Наш девиз:
Каждый из нас природу защитит,
О каждом деревце душа у нас болит.
- Молодцы, команды, в добрый час! Пусть удача встретит вас!
2. РАЗМИНКА «ЧТО ЭТО?» (загадывание загадок о деревьях).
• У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
• Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
• Ветра нет и не дождит,
А она дрожит, дрожит.
Шелестит листва на ней,
Словно просит: «Обогрей».
• Я из крошки бочки вырос,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
• Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.
• Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает, в воздухе летает.
3. КОНКУРС КОМАНД «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».
- Нужно из четырех заданных слов выбрать лишнее и объяснить свой выбор (с использованием картинок) :
• Береза, дуб, ель, ольха (ель-хвойное дерево, а остальные лиственные).
• Сосна, ель, пихта, лиственница (сбрасывает иголки на зиму).
• Ива, рябина, клен, осина (листья осенью не краснеют, как у остальных).
• Береста, хвоинки, чечевички, сережки (все есть у березки, кроме хвоинок).
• Желуди, шишки, крылатки, кора (все это семена разных деревьев, а кора нет).
• Влага, свет, почва, звезды (все это необходимо дереву для жизни, кроме звезд).
Физкультминутка.
4. КОНКУРС КАПИТАНОВ «ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ».
Капитанам выдается алгоритм проведения опыта, они готовят его самостоятельно, с объяснением.
Опыт 1. «Корень – устойчивость дерева».
Опыт 2. «Поиск воздуха».
5. ТУРНИР ЗНАТОКОВ.
- За каждый правильный ответ команде будут присуждаться очки. Команды отвечают по очереди. Если команда затрудняется ответить на вопрос турнира, то команда соперников имеет право ответить на их вопрос. Вопросы турнира:
1. Какие хвойные деревья растут в наших лесах?
2. Березу иногда называют доброй няней ели. Почему?
3. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет?
4. Какую роль играет ива для берега реки?
5. Какое дерево цветет позднее всех?
6. Почему деревья сбрасывают листья на зиму?
7. Роль снега в жизни растений?
8. Назовите дерево-медонос.
9. Назовите виды леса.
10. Есть ли зимой на деревьях листья?
6. КОНКУРС КОМАНД «КТО БЫСТРЕЕ?»
У наборного полотна лежат два набора элементов к заданиям.
1 – й команде дается такое задание: «Чего не следует делать в лесу?» -из готовых карточек выбрать нужные.
2 – й команде – составить коллаж «Этажи леса».
Дети из каждой команды должны добежать по одному до наборного полотна и прикрепить соответствующий предмет (карточку с правилом или элемент коллажа).
7. КОНКУРС ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК.
- Сейчас мы проверим, какие пословицы и поговорки о лесе и деревьях вы знаете.
• Когда черемуха цветет, всегда холод живет.
• Сентябрь – яблоками пропах.
• Нет рябины, и осень не осень.
• Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
• Зацвела рябина, наступит и лето.
• Где дубняк, там и березняк.
• В сентябре одна ягодка, да и та – горькая рябина.
• Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
- Молодцы, ребята, много интересных поговорок, пословиц вы знаете, а теперь настало время подвести итоги, какая же из команд стала победителем нашего КВН. Слово доктору Айболиту.
Спасибо всем участникам жюри и зрителям.
Вручаются призы.
Используемая литература :
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : BAKO, 2005. – 240с.
2. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.- 128с.
3. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учереждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада/авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007.- 286с.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-у изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 104с.
5. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. :ТЦ Сфера, 2008.-144с.
6. По материалам Интернет ресурсов: https://nsportal.ru
https://konf.uiuniver.ru
https://knowledge.allbest.ru