АЛЛА ЛУКАШОВА
Конспекты занятий по развитию связной речи детей посредством описательных рассказов
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема:”Подарки для куклы Кати. ”
Программное содержание:
Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качест-ва, действия.
Формировать умение составлять совместные с воспитателем описательные рассказы, пользуясь предложенным планом,с опорой на символы.
Учить детей активно участвовать в беседе.
Публикация «Конспекты занятий по развитию связной речи детей посредством описательных рассказов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развивать мышление, речь, память, внимание.
Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений.
Материал к занятию :
Игрушки, конверт, портрет куклы Кати, пирамидка, таблица с картинками- подсказками, коробка для подарков, телефон.
Методы и приемы:
Наглядные (показ и рассматривание игрушек,словестные (беседа, отгадыва- ние загадок,появление разгадки-предме,практические (дидактические игры, сюрпризный момент, система творческих заданий (таблица).
Воспитатель МДОУ № 4
Лукашова А. В.
ВЫКСА,2010
Ход занятия.
1. Раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин:
-Здравствуйте, ребята. Я принес Вам письмо. (передает письмо воспитателю)
Воспитатель:
-Какой большой и красивый конверт. Кто же его нам прислал?Заглянем во внутрь?
-Здесь чей-то портрет. Ребята,вы узнаете кто это?
Дети:
-Это наша кукла Катя.
-Как вы её узнали (Дети отвечают,при затруднении воспитатель помогает наводящими вопросами).
-Какого цвета волосы у Кати?
-Во что любит наряжаться Катя?
-Какого цвета платье у Кати?
-Что у Кати на ножках?Какого они цвета?
Воспитатель:
-Ребята,значит мы правильно догадались,это наша знакомая кукла Катя прислала нам конверт.
2. Посмотрим что ещё в конверте (предложить ребенку достать письмо) Ребя-та здесь письмо.
“Здравствуйте, ребята-пишет, нам Катя. Поздравляю Вас с Новым годом. Хо-чу спросить Вас, какие подарки Вам подарили на Новый год?”
Дети:Игрушки.
Воспитатель:
Ребята, вы хотите рассказать о своих игрушках (Да).Поиграем в игру”Покажи и расскажи”.(Дети берут свои игрушки,встают полукругом. Воспитатель предлагает рассказать о своей игрушке)
-Ребята расскажите, что это за игрушка и как с ней можно играть?
(Дети рассказывают о своих игрушках).
-Вот сколько красивых и нужных подарков Вы получили. Прокатим наши подарки на поровозе (да)
Физкультминутка”Паровоз”.
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий,
Он игрушки повез
Точно настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки,
Кошки пушистые,
Зайцы и мартышки.
Кто едет в поезде?
Куклы и матрёшки,
Стрелочник, стрелочник
Вышел из сторожки,
Дальняя, дальняя,
Дальняя дорога
Вдоль нашей комнаты
Прямо до порога.
3. Продолжаем читать письмо. Катя пишет, что она в этом году осталась без подарков. Как вы думаете, это хорошо? Что же делать?Какой лучший подарок для куклы Кати (игрушки).
-Ребята, подумайте какую игрушку Вы бы хотели подарить кукле Кате? А я пока Вам расскажу о том какую игрушку хочу подарить Кате, только Вам придется отгадать.
Она высокая, напоминает по форме треугольник, состоит из разноцветных колец.
Дети: пирамидка.
Воспитатель:Проверим?
-В нашей группе есть много других игрушек. Вот они!
-Ребята, а какую игрушку Вы бы хотели подарить кукле Кате (ответы детей)
-Кто хочет рассказать о выбранной игрушке?Для этого у нас есть картинки-подсказки. (Заслушиваются ответы 2-4 детей).
-Ребята мы отправим игрушки о которых Вы рассказали кукле Кате в подарок в красивой коробке. Позвоним почтальону Печкину. (входит почтольон Печкин). Попросим вместе:
-Печкин, отправь пожалуйста кукле Кате подарки.
-Ребята, как вы думаете понравятся Кате наши подарки (ответы детей)
-Ребята, мы с Вами совершили хороший добрый поступок-поделились с куклой Катей своими игрушками. У нас осталось много других игрушек в которые мы все вместе, дружно будем играть.
Тема:”Рассматривание игрушек”.
Программное содержание:
Формировать умение рассматривать игрушки, учить детей выделять признаки, качества и свойства игрушки.
Учить детей составлять совместно с воспитателем описательный рассказ.
Развивать сосредоточенность внимания, закреплять правила обращения с игрушками.
Материал:белочка, мяч, грузовая машина, кукла, красивая коробка.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь. В гости к детям приходит Белочка и приносит коробку с игрушками.
-Ребята,посмотрите, кто к нам пришел в гости.
Дети: Белочка.
-Давайте рассмотрим какая она?
-Какая шубка у Белочки (рыженькая,мягкая,теплая)
-Какай у Белочки хвост (большой,пушистый)
-Что ещё есть у Белочки (глазки,носик)
-Какого они цвета (черненькие)
-Что ещё есть у Белочки (ушки).Они маленькие, на них кисточки.
-Ребята,Белочка принесла нам подарок (коробку,заглянем во внутрь (да)
Воспитатель достает из коробки игрушки: мяч, машину, медвежонка, куклу.
-Ребята, посмотрите, что это (игрушки)
-Расскажем о них?
-Посмотрите, что это (мяч)
-Какой он по форме (круглый)
-Какого он цвета (зеленого)
-Как с ним можно играть (катать, ловить, бросать)
Физкультминутка
“Мой весёлый звонкий мяч”.
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, синий, голубой-
Не угнаться за тобой.
-Ребята продолжим рассматривать игрушки.
-Что это за игрушка (машина)
-Какие части есть у машины (кабина,кузов,колеса)
-Какого цвета кабина,кузов?
-Что перевозит машина (грузы)
-По чему передвигается машина (по дороге)
-Послушайте как я расскажу о грузовой машине.
Это машина. У неё красная кабина и желтый кузов. Эта машина грузовая, она перевозит грузы.
(Рассказ повторяется всеми детьми)
Аналогично проводится рассматривание других игрушек.
-Ребята, Белочка дарит нам игрушки и остается у нас погостить.
Тема:”В гостях у куклы Кати”.
Программное содержание:
Формировать умение рассматривать игрушку, выделяя её признаки, качества, действия.
Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушке-кукле.
Развивать сосредоточенность внимания.
Воспитывать бережное отношение к игрушке.
Материал: кукла Катя, мяч.
Ход занятия:
Ребята к нам в гости пришла кукла. Её зовут Катя. Давайте рассмотрим её.
-Во что любит наряжаться кукла Катя (платье)
-Какого оно цвета (розовое)
-Посмотрите, что у Кати надето на ножках (туфельки)
-Какого цвета обувь (белые)
-Что ещё есть у куклы Кати (бант)
-Какой он по цвету (розовый)
Ребята,послушайте, как я расскажу вам об этой кукле :
“Это кукла Катя. У неё голубые глаза. Катя любит наряжаться в розовое платье. На ножках у Кати белые туфельки. Волосы Катя украсила розовым бантом. Мне Катя понравилась, потому что с ней можно играть. ”
-Ребята,а вы бы хотели поиграть с куклой Катей (да)
Игра с мячом.
Цель: упражнять детей в подборе действий к предмету (игрушке)
-Как Ваня (Ксюша,Лиза,Никита) будет играть с куклой Катей (катать в коляске,укладывать спать,петь ей песенку, кормить и т. д.).
-Ребята теперь Катя хочет с вами поиграть.
Физкультминутка.
Шла Катя по лесу,по лесу, по лесу
Встретила принцессу,принцессу,принцессу,
Давай с тобой попрыгаем,попрыгаем,попрыгаем,
Ножками подрыгаем,подрыгаем,подрыгаем,
Ручками похлопоем,похлопаем,похлопаем,
Ножками потопаем,потопаем,потопаем,
А теперь покружимся,покружимся,покружимся,
И вместе все подружимся,подружимся,подружимся.
-Ребята,с куклой Катей мы подружились. Она просит вас ещё раз про неё рассказать.
(Воспитатель дважды повторяет свой рассказ, затем предлагает повторить детям (заслушиваются 2-3 ответа).
Воспитатель в случае затруднений помогает вопросами:
-Кто это?
-Как её зовут?
-Во что любит наряжаться Катя?Какого оно цвета?
-Что у Кати надето на ножках? Какого цвета обувь?
-Что еще есть у Кати?
-Понравилась ли тебе кукла Катя? Чем?
Ребята кукле Кати понравилось у нас и она остается у нас погостить.
Тема:”Составление рассказов об игрушках”(легковая и грузовая машины).
Программное содержание:
Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, свойст-ва, качества и действия.
Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках.
Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существи-тельным.
Развивать память, слуховое внимание, речь.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: игрушки, корзина, грузовая и легковая машины.
Ход занятия:
1. Игра”Принеси игрушку”.
Воспитатель заранее расставляет игрушки : под столом, в середине стола, на краю стола, за столом, перед столом. Игрушек может быть по две в каждом упомянутом месте.
Ребята, вы видите игрушки, которые стоят в разных местах стола, их нужно будет собрать в корзину. Послушайте как мы будем играть. Я называю
имя ребенка, он находит, игрушку, кладет её в корзину, называя её, и где она стояла. Например:”Кукла стояла под столом”.
2. Рассматривание игрушек.
Ребята, я предлагаю вам рассмотреть игрушки (рассматривание грузовой ма-шины).Что это?Какая она по размеру?Что есть у машины?Что делает грузо-вая машина (последний вопрос предполагает несколько вариантов ответов, поэтому целесообразно опросить всех детей).
Аналогично проводится рассматривание легковой машины.
Физкультминутка
“Машины”.
Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображае-мый руль. Сделав разворот, двигаются в другую сторону.
На улице нашей машины,машины,
Машины малютки,машины большие.
Спешат грузовые,фырчат легковые.
Торопятся,мчаться,как будто живые.
3. Составление рассказов о легковой и грузовой машинах.
Сейчас мы будем составлять рассказ об игрушках. Я буду начинать предложе-ние, а вы заканчивать его.
Это (грузовая машина).Она (большая, красивая, синего цвета).У машины есть (кузов,кабина,колеса).Грузовая машина перевозит (грузы). Она мне нравится потому,что (на ней можно перевозить кубики, кирпичи-
ки).
Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с воспитате-лем рассказыванию о других игрушках. О каждой игрушке можно заслушать 2-3 рассказа.
4. Игра “Cлушай внимательно,убирай старательно”.
(Перед началом игры обсуждается правило “Каждой игрушке свое место”).
Ребята, вот унас полная корзина игрушек. У всех игрушек есть свое место в нашей группе. Сейчас мы проверим вашу память и поможем каждой игрушке найти свой “домик”.