Лучший педагог года

Конспекты занятий с блоками Дьенеша с детьми 1 класса, имеющими нарушение слуха

Ирина Смирнова
Конспекты занятий с блоками Дьенеша с детьми 1 класса, имеющими нарушение слуха

Формирование логического мышления у детей с недостатками слуха-трудная задача для педагогов. И тут на помощь педагогу могут придти логические блоки Дьенеша. Выполняя под руководством педагога различные игровые упражнения и задания, дети спонтанно овладевают следующими мыслительными операциями: выделение признака (одного, двух, трёх, четырёх, умение характеризовать блоки по их 4 признакам (т. е. анализировать, группировать, сравнивать, абстрагировать, понимать и применять значение частицы не.В интернете широко представлены занятия с блоками, мною же, они были адаптированы под глухих и слабослышащих детей. Занятия с детьми проводились в виде кружковой работы,в вечернее время длительностью 30 минут. Заключительные 15 и 16 занятия показали большую эффективность применения логических блоков Дьенеша в работе с детьми с нарушением слуха. Дети успешно справлялись с заданиями, называли свойства блоков в словесной форме, понимали смысл таких обобщающих понятий как:цвет, форма,размер, толщина

Публикация «Конспекты занятий с блоками Дьенеша с детьми 1 класса, имеющими нарушение слуха» размещена в разделах

Занятие № 1

Цель:

пропедевтика логического мышления.

Задачи:

1. Познакомить детей с признаком блоков-величина (большой,маленький)

2. Учить группировать и сравнивать блоки по данному признаку.

3. Учить играть совместно, чётко выполняя задания воспитателя.

4. Расширять словарь.

Словарь: блоки,большой, маленький, …. больше чем…., ….меньше чем….

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Основная часть:

А) вос-ль показывает детям коробку с блоками. Дети рассматривают их, знакомясь с игрой.

Б) 2 куклы (большая и маленькая) приносят коробки.

-Вос-ль: посмотрите,одна кукла большая, а вторая маленькая

-Покажи большую (маленькую)

-Вос-ль: ребята, давайте поможем куклам собрать блоки.

Дети собирают большой кукле большие блоки, маленькой- маленькие.

Воспитатель показывает коробку с большими блоками – Какие?

-Большие (маленькие)

В) вос-ль показывает 2 блока – дети сравнивают

-Какой больше?

-Этот больше чем этот

-Какой меньше?

-Этот меньше чем этот

Г) Сравнение по величине других предметов

Например: карандаши, учебники…

Г) Игра «большой-маленький»

Если дети видят большой блок- поднимают руки вверх, маленький-приседают.

3)Итог.

Занятие № 2

Цель:

Пропедевтика логического мышления.

Задачи:

1. Учить детей сравнению блоков по величине.

2. Учить группировать по данному ризнаку.

3. Развивать внимание, тактильное восприятие.

Словарь: большой, маленький, одинаковые, разные

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Основная часть:

А) актуализация знаний полученных на предыдущем занятии (вспомнить названия величин, используя игрушки напр. два медведя- большой,маленький.)

Б) Игра:

Блоки лежат в двух коробках-дети делятся на 2 команды- воспитатель показывает одной группе мал. блок и просит выбрать такие же- второй группе большой.

В) Игра «большой- маленький»

Большой блок- дети поднимают руки вверх. Маленький- приседают.

(если детям сложно- нарисовать соотнесение величины и движения н доске)

Г) Игра:

Дети по очереди выбирают себе один блок из коробки,беря его в одну руку-

в другую руку нужно выбрать блок другой величины.

Затем дети проговаривают по схеме показывая блоки : этот блок большой, а этот маленький.

Занятие № 3

Цель:

Пропедевтика логического мышления.

Задачи:

1. Ввести понятия: «одинаковые». «разные».

2. Познакомить с частицей не (отрицание свойства)

Словарь: большой,маленький,размер, одинаковые,разные, не большой, не маленький.

Ход занятия:

1. Актуализация знаний

2. Воспитатель показывает детям блоки разной формы и цвета, но одинаковой величины- какой? (большой) и т. д. -расставляет блоки на столе

Вос-ль: этот большой, этот большой – одинаковые (дети читают слово на табличке)

Тоже самое с маленькими блоками.

Затем воспитатель берёт один большой и один маленький блок и спрашивает : одинаковые? (нет)-разные (дети читают на табличке)

3. Игра «одинаковые-разные»

Вос-ль (или один из детей) показывает 2 блока- дети, сравнивая их по величине, отвечают: одинаковые, разные.

Игра «правильно- неправильно»

Вос-ль показывает 2 блока и говорит «одинаковые»- дети отвечают правильно-неправильно.

4. Вос-ль разъясняет значение частицы не.

- Покажи, не большой (дети показывают маленький) и наоборот.

3. Итог.

Занятие № 4.

Цель:

Пропедевтика логического мышления.

Задачи:

1. Познакомить детей с признаком блока : цвет. Учить группировать блоки по этому признаку.

2. Закрепить понимание значения понятий: «одинаковые», «разные».

3. Развитие внимания, речи, СВ.

Словарь:цвет, красный,синий,жёлтый, одинаковые, разные.

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Осн. часть

А)вос-ль показывает блоки и обращает внимание на то, что они разного цвета. Выясняют, что это за цвета ( вос-ль предъявляет детям табличку цвет:….)

Б)Вос-ль показывает детям блок, спрашивая:какой цвет?- дети с опорой на табличку отвечают.

В) Игра (группировка блоков по цвету)

Мишка любит синие печенья, кукла-красные, собака-жёлтые

Дети собирают печенье для игрушек в отдельные коробки.

В)Вос-ль показывает два одинаковых (разных) по цвету блока- дети отвечают «одинаковые», «разные»

Г) Наоборот: вос-ль показывает блок и говорит : покажи одинаковый (разный)

Д)Игра «проложи дорожку»

Мишка хочет домой, нужно сделать ему дорогу (из блоков).Условие-каждый последующий блок должен быть другого цвета.

Дети по очереди выкладывают дорогу, называя цвета.

Занятие № 5.

Цель:

Пропедевтика логического мышления

Задачи:

1. Закрепить умение детей сравнивать блоки по 1-величине,2-цвету. Познакомить с карточками-символами этих признаков.

2. Учить выделять блоки по 2 признакам.

3. Учить анализировать блока по 2 признакам.

Словарь: большой, маленький, цвет, синий, жёлтый, красный, цвет, размер

Ход занятия:

А) закрепление пройденного.

Вос-ль показывает табличку величины-показывает блок-дети называют (большой, маленький)

Б)Незнайка говорит (слухо-зрительное восприятие речи)показывая блок : большой-маленький—дети отвечают правильно-неправильно.

Знакомство с карточками-символами обозначающими величины.

То же самое по цвету.

В)Выделение блоков по 2 признакам. Игра-соревнование.

Дети разбиваются на 2 команды

Вос-ль вывешивает 2 карточки-символы –дети выбирают и показывают блок соотв. карточкам ( например:большой,красный) и т. д.

Г) Наоборот. Анализ блока по 2 признакам.

Вос-ль (или кто-то из детей) показывает блок- дети с опорой на таблички в словесной форме анализируют блок по2 признакам ( например: большой, красный)

3. Итог

Занятие № 6.

Цель:

Пропедевтика логического мышления.

Задачи:

1. Развивать умение выделять и анализировать блоки по 2 признакам.

2. Закрепить понимание значения частицы не (отрицание)

3. Закреплять понимание значения терминов «одинаковые», «разные»

Словарь: (не)большой,маленький (не)красный,синий,жёлтый, одинаковые, разные, цвет, размер.

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Основная часть:

А) Игра с использованием приёма «маленький учитель»

Перед детьми таблички размера и цвета-маленький учитель (ребёнок) даё т задание по образцу: найди (большой, красный) блок—другой ребё нок находит и отчитывается:я нашёл большой красный блок.

Б)Игра «второй ряд»

Первый ряд состоит из блоков одной величины и цвета—дети должны выложить второй ряд из блоков другой величины и цвета.

В)Игра

Воспитатель показывает табличку с частицей не и прикладывает её к табличке со словом большой и предлагает детям показать небольшой блок и т. д.

В) Игра «не»

Правила игры таковы, что дети при описании блока должны обязательно использовать частицу не. Например :маленький называют небольшой….

Вос-ль, предъявляя табличку с величиной (цветом) спрашивает: какой?

Дети: не….

Итог.

Занятие № 7

Цель:

Пропедевтика логического мышления

Задачи:

1. Знакомство с 3 признаком блоков- форма.

2. Учить группировать блоки по признаку-форма.

3. Учить словесно называть форму блока.

Словарь: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, форма.

Ход занятия:

1. Вос-ль раздаёт детям блоки разной формы. Обращает внимание детей, что все они разной формы. Дети ощупывают блоки, затем обводят блоки по контуру на лист бумаги.

2. Вос-ль показывает табличку: форма: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Дети читают и подписывают обведённые фигуры.

3.

Вос-ль даё т задание: выбрать блоки- круг (прямоугольник,треугольник)

-Какие блоки остались? (квадраты)

4. Игра

Воспитатель показывает 2 блока, дети говорят «одинаковые», «разные» сравнивая их по форме.

5. Игра «закончи ряд» (дети выполняют на листочках самостоятельно)

На листочках нарисована логическая цепочка с недостающим последним элементом. ( Например: треуг,квадрат, треуг, квдрат, треуг)

Затем, при проверке задания дети в словесной форме, с опорой на таблички, называют какой фигуры не достаёт в первом ряду, во втором и т. д.

3. Итог

Занятие № 8 .

Цель:

Пропедевтика логического мышления

Задачи:

1. Закрепить знание формы блоков, их словесное обозначение.

2. Учить выделять блоки по 2 признакам : форма-размер, форма-цвет.

3. Познакомить с карточками-символами формы.

Словарь: (на табличках)

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Основная часть:

А)Игра «верно-неверно»

Вос- ль, показывая блок :

-Мишка думает это круг (треуг,прямоуг,квадрат)

Дети отвечают верно-неверно.

Б) Игра «волшебный мешочек»

Все блоки складываются в пакет, выбирается ведущий, который подносит пакет к ребёнку-тот нащупывает один блок, его форму, называет её после чего достаёт из пакета для проверки ведущим.

в)Игра «Лото»

Вос-ль раздаёт детям равное кол-во блоков (по 6)-вывешивает карточки-символы,используя то признаки форма-величина, то форма-цвет—у кого из детей есть нужный блок, тот ходит.

2 вариант игры-используются не карточки-символы, а таблички со словесным обозначением символов.

3. Итог

Занятие № 9

Цель:

Пропедевтика логического мышления

Задачи:

1. Учить выделять блоки по 3 признакам

2Учить анализировать блоки по 3признакам.

3. Учить работать парами, выполнять взаимопроверку.

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Основная часть

А)Закрепление пройденного

На доске нарисована схема кошки сложенная из разных форм (см. альбом-приложение)

Дети делятся на 2 команды. Первая команда собирает кошку из блоков маленькой величины, 2 из больших.

Затем дети по очереди проговаривают из каких фигур собрана кошка.

Б) Выделение по 3 признакам

Вос-ль вывешивает карточки-символы с 3 признаками (например большой красный квадрат)—дети из всех блоков выбирают соответствующий.

В) анализ по3 признакам

Вос-ль раздаёт каждому ребёнку листок бумаги и показывает блок—дети (с опорой на таблички) составляют описание блока по 3 признакам (величина,цвет, форма)

Затем дети отдают листочек на проверку соседу и вместе выясняют правильность ответа.

3. Итог

Занятие №10

Цель: Пропедевтика логического мышления.

Задачи:

1. Познакомить детей с карточками-символами отрицания свойств (признаков).

2. Закреплять понимание значения частицы не

3. Учить детей выделять блоки по 2 признакам, используя карточки отрицания.

4. Закреплять умение анализировать блоки по 3 признакам (цвет, форма,величина)

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Основная часть:

А)Игра с использованием приёма «маленький учитель»

«Учитель», используя табличку не и таблицы цвет, форма, размер даёт детям задания ( например: покажи не большой блок, не квадрат и т. д.)

Воспитатель в это время предъявляет соответствующую карточку-символ.

Б) Другой «учитель» даёт детям те же задания используя уже не таблички, а карточки-символы.

В) Игра «лабиринт» (см. альбом)

Дети должны пройти из пункта А в пункт Б.

По дороге встречаются препятствия в виде зашифрованных блоков, расшифровав которые они могут продолжить путь. (шифр в виде карточек-символов воспитатель вывешивает на доске)

Г)Воспитатель предъявляет детям блок-дети на листочках выполняют анализ (с опорой на таблички) по 3 признакам-затем выполняют взаимопроверку (работа парами)

3. Итог.

Занятие №11

Цель:

Пропедевтика логического мышления

Задачи:

1. Закрепить знание названий 3 признаков (их словесного обозначения)

2. Знакомство с 4 признаком-толщина.

Словарь: толщина, толстый, тонкий

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Основная часть:

А)Воспитатель предъявляет блок--дети на листочках а воспитатель за доской выполняют анализ без опоры на таблички—сверяют правильность с записью воспитателя.

Б)Знакомство с толщиной

Воспитатель показывает карточку: толщина: толстый, тонкий

Показывает на блоках : толстый, тонкий

В) игра «какой?»

Вос-ль предъявляет блок—дети называют (толстый, тонкий) с опорой на табличку.

Г) игра «одинаковые-разные» (по толщине)

Д) игра «волшебный мешочек»

Дети нащупывают блок и называют «толстый». «тонкий»

3. Итог

Занятие №12

Цель:

Пропедевтика логического мышления.

Задачи:

1. Развивать умение проводить анализ блоков в словесной форме по 3 признакам.

2. Закрепить умение сравнивать и словесно описывать блоки по признаку-толщина.

3. Закрепить понятия: «одинаковые-разные»

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Основная часть:

А)Актуализация знаний (вспомнить без опоры на таблички словесное название признаков)

-Вос-ль: вспомним цвет.

Показывает блок дети называют цвета и т. д. по форме,размеру.

Б) Игра «магазин»

Вос-ль продавец, дети-покупатели. Карточки – символы-деньги.

Вос-ль даёт ребёнку 3 карточки, соответствующие какому нибудь цвету, форме, величине. Ребёнок идёт с ними в магазин-расшифровывает их ( например:большой,красный,квадрат) и получает соответствующее «пирожное». Затем роль продавца может взять один из детей.

В) Игра «проложи дорожку»

Мишке нужно проложить дорогу до дома. Условие-каждый последующий блок должен быть 1 вариант: «одинаковый» по толщине. 2 вариант: «разный»(толстый-тонкий и т. д.)

3. Итог

Занятие№13

Цель:

Пропедевтика логического мышления.

Задачи:

1. Закреплять умение называть признаки блоков в словесной форме без опоры на таблички.

2. Учить детей выделять из всех блоков один, опираясь на описание 4 признаков (операции синтеза).

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Основная часть:

А)Закрепление цвета

Вос-ль называет цвет (слухо- зрительное воспр)-мишка достаёт блок-дети отвечают : правильно-неправильно-называют правильный цвет.

Б) закрепление формы: «волщебный мешочек»

Вос-льназывает форму-ребёнок наощупь находит нужный по форме блок—называет форму.

В) Закрепление размера: «второй ряд»

На доске нарисован 1 ряд- блоки разной величины—дети по очереди рисуют 2 ряд с противоположным свойством (под большим маленький и т. д.)

Г) Закрепление толщины

Д) Игра «строители»(см. альбом «Спасатели приходят на помощь» стр. 8)

Задача детей из блоков по схеме построить башню

(в схеме зашифровано 4 признака)

3. Итог.

Занятие № 14

Цель:

пропедевтика логического мышления.

Задачи:

1. Закрепить понятие «толщина»

2. Закреплять умение выделять из всех блоков один, по 4 признакам (операция синтеза).

3. Закреплять словарь по теме.

Словарь: см. таблички

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Основная часть

А) вос-ль вывешивает табличку толщина (толстый, тонкий)

Дети по команде вос-ля по цепочке выбирают из всех блоков сначала тонкие, затем толстые блоки.

Б) Игра «помоги мишке»

Мишка потерял ключ от домика. Нужно ему помочь. Ключом будет тот блок, который выберут дети, руководствуясь записью на доске его 4 признаков. ( Например: красный-большой-треугольник-толстый).

2 примера

В) Вос-ль раздаёт индивидуальные карточки с символами 4 признаков используя также символы отрицания свойств- дети встают вокруг стола и выбирают свой блок, руководствуясь записью в карточке (самостоятельная работа).

Г) игра «Угадай» (для закрепление словесного обозначения признаков)

Ведущий (воспитатель) прячет один блок за спиной и сообщает детям, что они должны угадать (например цвет?

-Какой цвет?

-Красный

-Нет не красный и т. д.

-Затем ведущим становится угадавший ребёнок и выбирает признак блока (цвет, форма, размер, толщина)

-Какая форма?

-Круг и т. д.

3. Итог

Занятие № 15

Цель:

Пропедевтика логического мышления

Задачи:

1. Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по четырём свойствам (величина, толщина, цвет, форма, опираясь на карточки – схемы свойств.

2. Закреплять словарь по теме

Словарь: см. таблички

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Основная часть

Всё занятие подчинено строительству города и называется «восстановим город»

Дети работают за одним столом парами.

На столе в хаотичном порядке лежат блоки. Воспитатель говорит детям, что после землетрясения дома разрушены и им (строителям) предстоит восстановление домов. Одна пара детей восстанавливает 1 дом. Но строить дом нужно соответственно карточкам-схемам в которых закодированы свойства блоков.

Воспитатель предъявляет схему постройки 1 дома 1 паре и на примере одного блока разбирается принцип работы. Каждый из детей без опоры на таблички должен проговорить 4 свойства блока.

Например:

-Посмотри, какой блок нужно взять? Какого цвета, формы?

-Красный-квадрат-большой-тонкий

Далее идёт строительство соответственно схеме (см. альбом «Спасатели приходят на помощь стр. 8)

3. Итог

Занятие №16

Цель:

Пропедевтика логического мышления

Задачи:

1. Выявить уровень умения: сравнивать и обобщать предметы по четырём свойствам;

2. Читать схемы, обозначающие свойства предметов (величина, цвет, форма, толщина).

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Основная часть

Ход игры: Ведущая предлагает детям отправиться в гости к Мишке. Мишка живет в лесу, нужно ехать на автобусе. Дети покупают билеты на автобус, за билет нужно заплатить монетки-блоки. Принести две монетки одинаковой величины, но разного цвета; одинакового цвета, но разной величины; одинаковой формы, но разной величины; одинакового цвета, но разной формы и т. д. Дети садятся в автобус и едут в магазин за угощением для Мишки и его друзей. Берут деньги для покупки печенья: карточки-схемы (цвет, форма). Дети выбирают печенье, складывают его в корзинку.

Садятся в автобус и продолжают своё путешествие. Подъезжают к реке, выходят из автобуса. Через речку нужно перейти по мостику, а у моста детей встречает лиса. Лиса не пропускает детей, ставит им задачу: наловить рыбу. Рыбу нужно разложить в два ведёрка, соответственно картинкам-символам свойств (толстый, тонкий). Дети «ловят» рыбу и раскладывают по ведёркам. Лиса благодарит детей и пропускает.

Дети идут по лесу и приходят в гости к медведю. Медведь и зайчик сидят за столом. На столе стоит ваза с бумажными цветами. Дети приветствуют мишку и зайчика и угощают их печеньем. Мишка любит только жёлтое печенье, а зайчик только треугольное. Мишутка благодарит детей за угощение и предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют форму фигур.

Ведущая обращает внимание детей на то, какие красивые цветы стоят у Мишутки в вазе. Удивляется, почему они не живые. Мишка рассказывает, что хотел бы посадить живые цветы, но не умеет. Ведущая предлагает детям помочь медведю и посадить на клумбы красивые цветы. В обручах-клумбах лежат карточки-схемы свойств (форма, цвет, величина). Дети «сажают» цветы, рассказывают какие цветы «выросли» на клумбах

.

3. Итог

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Игры с блоками ДьенешаИгры с блоками Дьенеша Игры с блоками ДьенешаПавельева Елена Александровна В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными.

Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша»Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша» Для детей 1 младшей группы мы стараемся создать все условия для их успешного умственного развития. Фундамент сенсорного и умственного развития.

Конспект занятия по математике в старшей группе с использованием игр с блоками Дьенеша Модель образовательной деятельности Познавательное развитие - математическое развитие Целевой ориентир: хорошо владеет счетом в пределах.

Конспекты занятий с детьми «Путешествие по стихам А. Барто» Конспект НОД в младшей группе. .

Консультация для родителей. Логические игры с блоками Дьенеша В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые развивают интеллект детей.

Математические дидактические игры с блоками Дьенеша Дидактические игры с блоками Дьенеша “Автотрасса” (построй дорожку) Цель: развитие умений выделять свойства в предметах,.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха При общении с инвалидами по слуху, необходимо соблюдать правила этикета: - Уважать личность ребёнка, как если бы он был уже взрослым; Отвечать.

Технология обучающего развития с блоками Дьенеша. Технология обучающего развития с блоками Дьенеша. Цели: Развитие логического мышления, формирование мыслительных умений и способностей,.

Тематический план психологических занятий с детьми 5–6 лет, имеющими нарушения речевого развития Тема: Огород. Сад. (овощи, фрукты). Задачи: Формирование положительного отношения к сверстникам, желания сотрудничать друг с другом; расширение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятий с блоками Дьенеша с детьми 1 класса, имеющими нарушение слуха
Опубликовано: 27 ноября 2016 в 12:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД