инна майданкина
Конспект открытого урока по обучению детей грамоте «Согласный звук [ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
0-б класс
Урок : подготовка к обучению грамоте.
Тема урока : " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч".
Тип урока : «Урок открытия нового знания».
Форма организации урока : групповая.
Цель урока и ожидаемые результаты:
1. Познакомить с новым согласным звуком [Ч], его особенностями и буквой, которая его обозначает; учить отличать звук [Ч] и букву от других звуков и букв; учить читать слоги и простые слова с новой буквой.
Публикация «Конспект открытого урока по обучению детей грамоте „Согласный звук [ч]“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
2. Развивать фонематический слух, память, мышление, способности анализировать, обобщать; пополнять и обогащать словарь детей и речевой кругозор.
3. Воспитывать любознательность, пытливость в получении новых знаний, умении слышать себя, слушать педагога и товарищей
Планируемые результаты:
Повышение интереса к изучаемому предмету, формирование навыков речевого этикета, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) :
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход занятия
1. Организационный момент.
***
Мы гостей сегодня ждали
Их с волнением встречали
Не удите очень строго
Ведь учились мы немного
(Дети здороваются с гостями)
2. Мотивационно-ориентированная часть.
Педагог: Ребята, а вы верите в чудеса? Я тоже. Давайте с помощью своей фантазии, своего воображения создадим чудо. Послушайте загадку, а когда её отгадаем, то сможем представить, что это такое, и отгадка оживет и появиться в нашем классе.
***
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотела
А он вспорхнул и улетел
- Что это такое? (бабочка)
Педагог: Посмотрите, ребята, мы оказались в волшебном саду. Сколько здесь много прекрасных бабочек. Это просто чудо, что зимой появились эти прекрасные создания. Они хотят на подарить хорошее настроение и удачу. Но они замёрзли и не могут шевелиться. Давайте их согреем.
(Учащиеся берут бабочку в ладошки и выполняют дыхательную гимнастику «Задуй свечу тихо и бесшумно»).
3. Постановка целей урока. Целепологание.
Педагог: Ребята, мы с вами находимся в волшебном саду, но что-то очень тихо и грустно в этом саду. Вы случайно не знаете почему? (Ответы детей). Да, вы правы. Посмотрите, в наш сад прилетели птицы. Давайте их назовём. (Ответы детей : чиж, чибис, чечётка, ласточка)
Педагог: А что особенного в названиях этих птиц?
(Ответы детей)
Педагог: Сегодня мы будим знакомиться с новым звуком «ч». А для этого мы совершим путешествие в сказочную страну.
4. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Педагог: Чтобы добраться до сказочной страны, нам нужно перебраться на другой берег. А разделяет нас широкая река. Как же нам перебраться?
(Варианты детей - построить лодку, перепрыгнуть с помощью шеста, перелететь на облаке и т. д.).
- Вы правы. Нам нужно построить мост. Но строить мы будим его из волшебных кирпичей с картинками. Вы должны отобрать только те кирпичи, картинки которых начинаются со звука «ч» и построить мост.
(Дети выполняют упражнение «Дорожки» (выбирают нужные кирпичи с картинками и выстраиваются в шеренгу).
5. Работа по плану. Знакомство с новым звуком и новой буквой.
Дети попадают в сказочную страну (Приложение № 1 – мультипликационный клип «Сказки гуляют по свету».
Педагог: Путешествовать мы будем по этой загадочной стране на сказочном паровозике. (слайд № 1)
Педагог: Давайте займём свои места в вагончиках. А чтобы наш паровозик отправился, проведём интеллектуальную разминку.
- Какие бывают звуки? (речевые и не речевые)
- На какие две группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные)
Кто произносит речевые звуки? (только человек)
- Давайте проверим к какой группе речевых звуков относится звук «ч».
- Я открою вам одну тайну, что этот согласный звук бывает только мягким.
- При произношении мы слышим что? (звук)
- Чтобы звук увидеть на письме нам нужна что? (буква)
***
Да, вы правильно решили
Ч мы пишем как четыр
Только с цифрами друзья
утать буквы нам нельзя.
Букву педагог вывешивает на доску.
6. Выделение звука.
Педагог: Первая наша остановка «Волшебный магазин».
Проводиться дидактическая игра «Распродажа в магазине».
Педагог предлагает купить в этом магазине только те продукты, в названиях которых есть мягкий согласный звук «ч».
Педагог диктует слова: булочка, сок, чай, колбаса, черешня, масло, печенье, кабачок, сахарок, мясо, пончик, сыр, черника, макароны, гречка.
У детей на партах волшебные сумочки с кармашками. Дети должны закрыть каждый карман соответствующим сигналом.
Педагог: - Следующая наша станция «Новосёлы».
Педагог проводит дидактическую игру «Заселяем домики».
(Дети определяют место расположения звука в словах и соотносят картинку с нужным домиком).
Физминутка (музыкальная)
В гости приходит хомячок. Дети читают ему стихотворение, а потом проводят разминку.
***
Хомка - хомка хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет Хомка сильным стать.
Педагог: - В сказочной стране есть волшебный замок, где живут сказочные жители. Они очень грустны. Злой волшебник похитил их улыбки. Мы сможем их расколдовать, вернуть им улыбки, если назовём их ласково, но так, чтобы в их именах слышался мягкий согласный звук «ч».
Проводить игра «Ласковое словечко».
Птица – птичка
Кошка – кошечка
Лиса – лисичка
Червяк – червячок
Заяц – зайчишка, зайчонок
Собака – собачка
Утка – уточка
Коза – козочка
Белка – белочка
Чтение слогов.
Станция «Буквоежка».
Проводится разминка для язычка
Ач-ач-ач – бабушка печёт калач
Оч-оч-оч – мама любит свою дочь
Ча-ча-ча – на столе горит свеча
Чу-чу-чу – в самолёте я лечу
Чи-чи-чи – ты так громко не кричи
Ич –ич-ич – в гараже лежит кирпич.
Проводиться игра «Дюймовочка»
На волшебную полянку прилетела Дюймовочка. Она решила собрать букет цветов. Но цветы волшебные. Прежде чем их сорвать, нужно прочитать что написано в их серцевинке.
Педагог: Ребята, живёт в этой стране волшебный гномик «Буквоежка». Он очень любит когда ему читают стихи. Давайте прочитаем то, что мы знаем.
***
Ванечка водичкой,
Моет плечики, моет личико,
Моет пальчики, бочок
Как бы вымыть язычок?
Педагог: Ребята! Буквоежка предлагает нам пои-рать в интересную игру. Готовы? (ответы детей).
8. Звуковой анализ слов.
Проводиться игра «Шифровальщик»
У каждого ребёнка своя картинка. В парах картинки не повторяются.
9. Словобразование.
Проводиться игра «Угадай, кто это?
- Как называют человека, который играет на трубе? (трубач)
- Как называют человека, который играет на скрипке? (скрипач)
- Как называют человека, который летает на самолёте? (лётчик)
-Как называют человека, который ремонтирует, строит печи? (печник)
- Как называют человека, который чистит трубы в домах? (трубочист)
-Как называют человека, который ремонтирует часы? (часовщик)
- Как называют человека, который разводит пчёл? (пчеловод)
- Как по другому можно назвать доктора? (врач)
-Как называют человека, который работает в школе и учит детей? (учитель)
Слайды с ответами (фотографиями) появляются на экране.
10. Итог урока. Рефлексия
В подарок от королевы сказочной страны дети получают удочку. И разрешают в волшебном пруду поймать волшебную рубку, которая исполнит их одно заветное желание. Дети ловят магнитики с изображением золотой рыбки.