МААМ-картинки

Конструирование в ДОУ

Марина Мухаматшина
Конструирование в ДОУ

КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДОУ.

Сообщение воспитателя Мухаматшиной М. А.

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

А. Сухомлинский

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Публикация «Конструирование в ДОУ» размещена в разделах

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, так как направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материала.

Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное (творческое).

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование.

Существуют разновидовые и разновозрастные Лего конструкторы (Лего DUPLO, Лего WEDO, Лего-Конструктор «Первые конструкции», Лего-Конструктор «Первые механизмы», Тематические Лего конструкторы – аэропорт, муниципальный транспорт, ферма, дикие животные и др.

Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля-волк, прекрасный принц и т. п., что приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

Детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т. п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры. Также постройки могут использоваться в театрализованной деятельности или для украшения помещений.

В раннем возрасте конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение (практическая реализация).

Эти этапы находятся в тесной взаимосвязи, потому что детские замыслы уточняются и совершенствуются в ходе практической реализации, что способствует умственному развитию детей.

Среди видов конструирования выделяют :

1. Конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертёж, план, рисунок). Это первый необходимый этап в развитии конструктивной деятельности. В процессе конструирования по образцу у детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.

2. Конструирование по модели. Это вид представляет собой интеллектуальную конструкторскую задачу, (перед глазами детей только внешний вид модели, детали же из которых она составлена не видны. Дети отбирают их самостоятельно, сообразуясь с видимыми пропорциями, общей формой.

3. Конструирование по условиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция. Этот вид предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назначения, умения считаться с предъявляемыми условиями, выполнять их. Условия выдвигаются игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нём могли разместиться команда и пассажиры).

4. Конструирование по замыслу – этот вид дети используют в игровой деятельности. Ребёнок самостоятельно определяет, как содержание конструк- ции, так и способы её выполнения.

Для детей младшего дошкольного возраста (3-5лет) наиболее адекватным является конструирование по образцам, представленным в виде системы постепенно усложняющихся конструкций одной тематики, и их преобразования в соответствии с определёнными условиями,

В обучении старших дошкольников (5-7лет) оказалось возможным использо- вать все основные формы конструирования в следующей последовательности: конструирование по образцу, по условиям (преобразование образца по условиям и создание конструкции по условиям, конструирование по собственному замыслу.

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами. Их выбор зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

Основные методы и приемы, которые используются в обучении детей конструированию :

1. Наблюдение натурального объекта. Важно продумать вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогут выделить его существенные особенности.

2. Показ и анализ образца. Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий изготовления конструкции применяются, когда ребёнок не имеет достаточного опыта конструирования или когда он впервые сооружает постройку и способы действий ему не знакомы.

3. Объяснение последовательности и способов выполнения постройки. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Постановка перед детьми задач проблемного характера.

Данный метод используется после накопления детьми определённых конструктивных умений. Например, ставится задача построить мост через речку для пешеходов, автомашин и предоставляется возможность найти самостоятельно способы стройки, определить из каких деталей её создавать.

5. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Данные методы и приёмы можно применять в различных сочетаниях. Использование того или иного метода обучения обуславливается, во-первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их конструктивными умениями.

Чтобы обучение на занятиях по конструктивной деятельности проходило успешно и приносило детям радость и удовлетворение, необходимо соблюдать следующие условия:

- использование игровых приёмов, увлечённый желанием помочь, ребёнок принимает эту проблемную ситуацию и действует в ней;

– любой результат должен положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным;

– сделанная ребёнком игрушка или постройка должна стать его собственностью, чтобы мог распоряжаться ею по своему усмотрению;

– о результатах продуктивной деятельности детей необходимо рассказывать их родителям, приходящим в группу взрослым, следует показывать их поделки, публично выражая своё одобрение и похвалу;

– при отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми необходимо учитывать разницу в интересах мальчиков и девочек.

Алгоритм работы с конструктором :

1. Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.

2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.

3. Сборка частей модели.

4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.

5. Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной композиции).

Дети, которые систематически занимаются конструированием :

- умеют выделять основные и характерные части постройки;

- анализируют образец постройки;

- создают постройки по схеме, по замыслу;

- осваивают основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;

- работают в коллективе, распределяют обязанности, в соответствии с общим замыслом.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Конструирование «Ракета»Фотоотчёт «Конструирование «Ракета» Конструирование – в буквальном переводе с латинского языка означает изобретение и создание модели на основе пропорциональной и целостной.

Конструирование из бумаги «Гусенички»Конструирование из бумаги «Гусенички» Конструктивная деятельность даёт возможность развивать у детей творческое воображение, мышление. На занятиях по художественному конструированию.

Конструирование из бумаги «Ёлочка»Конструирование из бумаги «Ёлочка» Цель: Выполнение объёмной аппликации. Задачи: - закреплять умения работать с цветной бумагой; - развивать конструктивное мышление и.

Конструирование из счетных палочекКонструирование из счетных палочек Актуальность: Игра со счётными палочками занимает большое место в развитии мелкой моторики у детей, что положительно влияет на кору головного.

Конструирование основной образовательной программы ДОУ в условиях ФГОС до Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании.

Конструирование «Санки» Конструирование «Санки» Задачи : 1. Учить сооружать простые постройки из конструктора «Лего» по заданному образцу 2. Развивать мелкую моторику,.

Конструирование в детском садуКонструирование в детском саду Конструирование в детском саду. Ребёнок – прирождённый исследователь и изобретатель. Он имеет неограниченную возможность придумывать и создавать.

Лего-конструирование и образовательная робототехника в ДОУЛего-конструирование и образовательная робототехника в ДОУ В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии,.

Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Шкеева Татьяна Владимировна Жарикова Светлана Владимировна Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста.

Проект «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ» Автор: Бикташева А. С. Содержание Актуальность проекта….…3 Цели и задачи проекта…5 Постановка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструирование в ДОУ
Опубликовано: 14 октября 2018 в 13:27
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД