Татьяна Кирикович
«Откуда пришло к нам тепло?» Конструкт НОД для старшего дошкольного возраста по технологии «путешествие по реке времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста
«Путешествие по «Реке времени»:
«Откуда пришло к нам тепло?»
[/b][/i]
Составила воспитатель высшей категории: Кирикович Татьяна Алексеевна
Цель: Познакомить детей с историей жилища человека в разные периоды времени, а так же с происхождением источников тепла.
Задачи:
1. Сформировать представление детей о жилищах людей в разные периоды времени;
2. Расширить знания детей об эволюции тепла в жилище;
Публикация «„Откуда пришло к нам тепло?“ Конструкт НОД для старшего дошкольного возраста по технологии „путешествие по реке времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
3. Расширять знания детей о разных профессиях;
4. Развивать любознательность, активизировать словарный запас детей;
5. Преобщить детей к бережному отношению к источникам тепла;
6. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, поддерживающих тепло в доме,
Ход экскурсии
1. орг. Момент
Ребята, вы пришли сегодня к нам в гости, в наш детский сад. Нас трудно найти, для этого нужно пройти много домов.
-Какие дома встретились вам на пути?
- Ответы детей.
-Как вы думаете, всегда ли были такие большие дома?
- Ответы детей.
А хотите узнать какими были дома дивным давно?
- Ответы детей.
-Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно произнести волшебные слова:
Раз, два, три – покружись
В древнем мире окажись.
2. Подходим к первому макету: «Пещере»
Заходят дети, их встречает первобытный человек
- Давным давно, когда появились люди, у них не было ни домов, ни квартир.
-Как вы думаете, где прятались люди от ветров, холодов, дождей?
- Ответы детей.
-Они прятались в пещерах не только от холода, ветра, дождя, но и от хищных животных.
-люди наблюдали за тем, что во время грозы от удара молнией загораются деревья. Сначала их это очень пугало, а потом люди стали понимать, что огня боятся хищные звери и от горящих деревьев очень тепло. Но огонь в скором времени потухал и становилось вновь холодно и страшно. И люди стали придумывать как сохранить тепло.
Для этого научились добывать огонь с помощью трения, для этого они брали растопку (береста, сухая трава, веточки деревьев, «трут» (палочка для добычи огня, при долгом трении появлялся огонь.
Так же люди увидели, что когда падают камни и ударяются камень о камень появляются искры, от которых загоралась трава, и стали так же применять два камня, от ударов друг об друга появлялись искры и поджигалась растопка.
Люди очень ценили огонь и сохраняли их в виде костра, поддерживали огонь в костре женщины, которых называли «Хранительницами огня»
Предлагаем детям способы добычи огня с помощью трения
Экскурсовод показывает способ добычи огня с помощью ударов друг о друга двух камней
Дети пробуют добыть огонь с помощью трения
Показываем макет костра с имитацией огня (огонь сделан из встроенной гирлянды)
-время не стояло на месте, менялись и люди, менялись и жилища.
Раз, два, три – покружись
В Старине окажись.
Первобытный человек передает, искорку огня (фонарик) жительнице Древней Руси
3.Подходим ко второму макету: «Русской избе»(внутри дома стоит печь сложенная из кирпичей)
Люди стали умней и изобрели много разных инструментов, научились рубить деревья и строить дома из бруса. Люди, которые занимались строительством деревянного дома, назывались плотниками. Хорошие плотники были всегда в цене и почёте.
- А что же, придумали люди для того, что бы в доме было тепло?
- Ответы детей.
Русскую печь складывали из кирпича. Профессия человека, который складывал печь, называлась печник. Это была очень редкая профессия.
- А почему печь из кирпича?
- Ответы детей.
Кирпич очень хорошо и долго держит тепло, когда нагреется. Кирпичи делали из специальной красной глины.
- Какую пользу получали люди от печки?
- Ответы детей.
-Давайте мы с вами представим себя в роли печника.
Дети делают небольшую кладку из строительного конструктора БрикНик, который был на мастер-классе для педагогов.
- Время не стоит на месте, люди получают много знаний, учатся и появляется человек, который открыл электричество Уильям Гилберт
Раз, два, три – покружись
В современном мире окажись.
Жительница древней Руси передаёт искорку огня (фонарик)
жительнице современного мира
4. Подходим к третьему макету: «Современному дому»(внутри дома установлены теплые полы, которые работают от солнечных батарей)
-В наших домах, откуда идёт тепло?
- Ответы детей.
Тепло поступает от батарей.
- А почему, они тёплые?
- Ответы детей.
В батареях проходит горячая вода, которая поступает в батареи по большим трубам от теплостанции. Профессия людей, которые следят за тепло - станцией, называется инженер - теплотехник. Все трубы проложены под землёй, для нашей безопасности.
-У вас в квартирах трубы ремонтирует кто?
- Ответы детей.
Человек, который следит за батареями в доме, называется сантехник.
-Давайте мы с вами постараемся собрать по схеме часть трубы и испытать её.
Дети собирают по схеме часть трубы, заливают воду и смотрят есть или нет протечки, и как вода выливается в специальную ёмкость.
- Что можно поменять в этой схеме, чтобы перекрыть воду?
Дети меняют схему, добавляя вентиль, и пробуют ещё раз опыт с водой.
- Ответы детей.
Наука не стоит на месте и сегодня люди научились пользоваться природной энергией. Один из видов энергии – солнечная батарея. От тепла и света в батарее вырабатывается электричество, которое можно использовать в доме.
В нашем доме, есть солнечные батареи от которых нагревается тёплый пол и в доме тепло.
Дети могут потрогать,как нагревается пол.
Где ещё мы можем использовать электричество?
- Ответы детей.
Раз, два, три – покружись
Ты в детском саду окажись.
5. Заключительная часть
Вот мы и вернулись с вами из путешествия.
— Дома расскажите родителям, что нового вы узнали о происхождении тепла. Расскажите, о способах добычи огня, и современных источниках тепла и тепла будущего.
— Мы дарим вам эскиз дома, а ваша задача нарисовать в доме источник тепла.
Воспитателю дарим памятку, по которой они могут восстановить все события экскурсии и детям дарим раскраску дома.