ЗАРИПОВА ГУЗЕЛЬ КАБИРОВНА
Конструктор «Банчемс» как одно из средств развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно важен. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Исследованиями ученых (М. М. Кольцовой, Е. Н. Исениной) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Публикация «Конструктор „Банчемс“ как одно из средств развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конструкторы из липучек: Велькрош, Банчемс
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна и работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста.
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.
Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей нашей группы детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих неправильное произношение звуков, низкий уровень активного словарного запаса. Наблюдения за детьми в ходе игр и занятий выявили, что у детей слабо развита мелкая моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.
Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры и в первую очередь были созданы все условия для игровой деятельности. Из всех игрушек именно конструкторы лучше всего удовлетворяют созидательную потребность, позволяя вновь и вновь воплощать в собранных из деталей фигурках свои знания об окружающем мире.
Это и определило тему дальнейшей работы «Конструктор «Банчемс» как одно из средств развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста».
Детям дошкольного возраста нужно, как можно больше, тренировать свои пальчики. А сделать это в увлекательной игровой форме нам помог конструктор, предназначенный для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Разноцветные шарики Банчемс совсем недавно появились в продаже. По внешнему виду они напоминают креативный репейник, сделаны они из пластика, по всей площади находится бесчисленное количество маленьких крючков. Это конструктор-липучка, из которого можно собирать всевозможные фигуры, на какие только хватит фантазии.
Выполняя их, малыши не только запомнят названия цветов и оттенков, геометрических фигур, потренируют пальчики, внимательность и усидчивость, но и смогут в полной мере проявить фантазию, создавая собственные сюжетные композиции.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития у дошкольников мелкой моторики рук, и с другой - отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх с конструктором «Банчемс».
Задачи проекта:
Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики.
Выявить особенности развития мелкой моторики рук.
Познакомить с новым видом конструирования «Банчемс».
Воспитывать усидчивость при выполнении работы.
Способствовать развитию мелкой моторики рук : развивать точность и координацию движений рук и глаз, гибкость рук, тактильные ощущения.
Развивать конструктивные способности, творчество, мелкую моторику, мышление, память, логическое мышление.
Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
Закреплять цвета и оттенки, названия геометрических фигур.
Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Воспитывать стремление к взаимопомощи в самостоятельной и совместной деятельности.
Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для развития мелкой моторики.
Гипотеза проекта: если педагог в своей работе будет учитывать возрастные, индивидуальные особенности и широко применять конструирование из деталей конструктора «Банчемс» в условиях дошкольного образовательного учреждения, то уровень развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей будет более сформирован.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
По количеству участников: групповой.
Объект проекта: процесс развития мелкой моторики рук детей.
Предмет проекта: комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики рук.
Методы и приемы проекта:
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. В своей работе применяю следующие методы:
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
С видом, объектом, предметом, методами и приемами проекта вы можете ознакомиться на слайдах.
Основные принципы работы педагога представлены в формате проекта.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- освоят основные формы игры;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений;
- улучшат коммутативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Родители:
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми.
Формы проведения занятий:
- традиционные
- комбинированные
- практические
- игры, конкурсы и т. д.
Связь с другими образовательными областями
Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Область «Физическое развитие»
- развитию мелкой моторики рук;
- становление ценностей здорового образа жизни.
Область «Речевое развитие»
-обогащение активного словаря;
-владение речью как средством общения и культуры.
Область «Художественно-эстетическое»
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей;
-становление эстетического отношения к окружающему миру.
Область «Социально - коммуникативное развитие»
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Продукт проекта:
1. Систематизированный литературный и иллюстративный материал по теме, развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
2. Фотовыставка с участием детей «Не бывает скуки, если заняты руки».
3. Фотовыставка с участием родителей «Глаза дела боятся, а руки делают!», лэпбук.
4. Презентация «Конструктор «Банчемс», как одно из средств развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».
5. Мастер-класс для родителей «Игры с конструктором «Банчемс».
6. Методические рекомендации для педагогов по использованию конструктора Банчемс.
Участники проекта: Воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Срок исполнения проекта: октябрь 2017 - май 2018г., проект незаконченный.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции представлены в формате проекта.
Содержание проекта.
Предпроектная подготовка: октябрь 2017 г.
1. Изучение психолого - педагогической, методологической литературы по теме исследования.
2. Подбор диагностического инструментария.
Организация деятельности вы можете увидеть на слайдах.
Работу начали с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук детей. Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей. Для проведения обследования были использованы задания разработанные Кольцовой М. М. и Озерецким Н. О. «Упражнения на повторение фигур из пальцев».
Обследовано 24 ребенка в октябре 2017 г. вторая младшая группа.
Мониторинг уровня сформированности навыков развития мелкой моторики рук детей второй младшей группы выявили, что у 62,5% детей группы развитие ловкости, подвижности кисти и пальцев рук сформированы слабо и либо недостаточно.
Этап реализации проекта:
Работа выстраивалась в двух направлениях:
1 направление Дети.
Освоение конструктора и его использование было процессом направленным, а не спонтанным. Чтобы конструктор помогал развитию ребенка, сначала давали легкие задания.
УЧИМ ЦВЕТА.
НАВОДИМ ПОРЯДОК.
У КОГО ДЛИННЕЕ.
ЗМЕЙКА.
Следующий этап-
ФИГУРЫ.
Далее идут
ЗАДАНИЯ ПОСЛОЖНЕЕ.
2 направление-Родители (законные представители)
Формы и методы работы с родителями.
Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, проведено родительское собрание с участием психолога. На родительском собрании был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
В уголке для родителей помещены консультации : «Моторика и ее роль в развитии ребенка», «Умелые руки не знают скуки», памятки «Конструктор «Банчемс», проведено родительское собрание в форме мастер-класса «Игры с конструктором «Банчемс».
Рефлексивный этап:
1. Промежуточная диагностика развития мелкой моторики детей.
2. Оформление фотовыставки с участием детей «Не бывает скуки, если заняты руки».
3. Оформление фотовыставки с участием родителей «Глаза дела боятся, а руки делают!»
4. Оформление презентации «Конструктор «Банчемс».
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. После проведения специально организованной деятельности, в январе 2017 года, была проведена промежуточная диагностика обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук детей, с целью выявления степени соответствия планируемых результатов деятельности детьми.
Проведенная диагностика показала, что процент детей группы слабо владеющими умениями производить точные движения кистью и пальцами рук снизился, а так же выявлена положительная динамика развития ловкости, подвижности рук детей.
Таким образом, конструктор «Банчемс» - эффективное средство для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребенка. В результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями оказывает благотворное воздействие на организм ребенка. У детей увеличился словарный запас, речь детей стала более эмоциональной и выразительной. возросла речевая активность детей в различных видах деятельности. Родители получили необходимые знания по данной теме.
Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:
- продолжить работу над развитием мелкой моторики в следующем году;
- продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- осуществлять взаимодействие с семьей.