Елена Константинова
Консультации для родителей «Поем дома вместе с мамой» — развитие музыкально-исполнительских навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Живая разговорная речь отличается от певческой речи.
Работа над темпоритмом в пении – это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над постановкой дыхания, текстом над речевым действием.
Для того чтобы уметь в певческой речи ярко и точно выражать темпоритм исполнения, уметь легко переходить из одного темпа дикции в другой, надо хорошо натренировать речевой аппарат (в координации с дыханием, овладеть плавным, крупным, увесистым словом и быстрым, легким, чеканным произношением слов.
В этом могут помочь скороговорки, которые можно не только проговаривать, но еще и пропевать, добиваясь поставленных при этом задач.
Публикация «Консультации для родителей „Поем дома вместе с мамой“ — развитие музыкально-исполнительских навыков» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Скороговорки – это удивительный жанр фольклора – создан народом для тренировки движений речеобразующего органа.
Пение скороговорок несет в себе не только навык гад четкой дикцией и правильной артикуляцией, но и развивает четкую интонацию, работу над дыханием, соблюдение правил орфоэпии и правильное ударение в словах (логику речи, а также орфоэпию (правильную речь) .
В данной методике каждая скороговорка несет в себе определенные цели.
Перед тем, как начать работу с упражнениями – скороговорками, необходимо ознакомиться с некоторыми правилами орфоэпии, которые в дальнейшем помогут в работе над дикцией в вокальных упражнениях.
ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ.
1. Согласные, оканчивающие слог в середине слова, переносятся к следующему слогу и пропеваются вместе с ним.
Пример:
пишется: Три со-ро-ки та-ра-тор-ки
Та-ра-то-ри-ли на гор-ке
пропевается: Три со-ро-ки та-ра-то-рки
Та-ра-то-ри-ли на го-рке
2. Согласные, оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
Пример:
пишется: У Се-ни и Са-ни в се-тях сом с у-са-ми.
пропевается: У Се-ни и Са-ни все-тя-хсо-мсу-са-ми
Это дает возможность больше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.
3. Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся, как один удлиненный звук.
Пример:
пишется: Дед Да-дон в ду-ду ду-дел
пропевается: Де –дда до нвду ду ду-дел
УПРАЖНЕНИЕ – СКОРОГОВОРКА № 1.
а) В этом упражнении-скороговорке сложность в произношении согласных на стыке двух слов.
Пропевается: Ка-ла-бо-че-кка-ла-бок
Буква «к» в этом случае произносится как один удлиненный звук.
б) Согласные, оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова:
Ка-ла-бо-кру-мя-ные-е ще-чки.
УПРАЖНЕНИЕ-СКОРОГОВОРКА №2
Сложность этого упражнения-скороговорки в четком произношении буквы «р»
Пропевается: Три со-ро-ки та-ра-то-рки та-ра-то-ри-ли на го-рке.
На слове «горке» сделайте ударение на первый слог «гор», а окончание «ке» спойте короче, не выделяя букву «е» в конце слова.
Интонационная сложность: пропевание скрытого двухголосия с выдержанным нижним голосом.
УПРАЖНЕНИЕ – СКОРОГОВОРКА №3
пропевается: Пра-ва-ро-ни-ла ва-ро-на ва-ра не-нка
УПРАЖНЕНИЕ-СКОРОГОВОРКА № 4
пропевается: Че-ты-ре чё-рнень-ки-хчу-ма-зе-ньки-хче-рте-нка, че-рти-ли
чё-рны-ми че-рни-ла-ми че-ртёж
На слове: «чертёнка»-синкопа. Первый слог как бы протянуть, для того чтобы окончание произнести мягче и короче, не выделяя. Важно правильно пропеть слово «чёрными», а не «чёрнами».
Интонационная сложность: чистое интонирование нисходящих терций.
Букву «Р» - пропеть твердо, как бы утрированно.
УПРАЖНЕНИЕ-СКОРОГОВОРКА № 5
пропевается: Е-ха-лГре-ка че-ре-зре-ку, ви-ди-тГре-ка вре-ке рак (дыхание)
су-ну-лГре-ка ру-ку вре-ку ра-кза ру-ку Гре-ку цап.
Первую половину скороговорки начать в до-мажоре, вторую половину- в до-диез мажоре. Таким образом, пропевать упражнение по полутонам ввех и вниз. Это упражнение-скороговорку можно использовать для пропевания пентатоники.
УПРАЖНЕНИЕ-СКОРОГОВОРКА №6
Сложность этого упражнения в правильном дыхании. Здесь вдох должен быть коротким и быстрым, но при этом следить, чтобы в предыдущем слове, перд дыханием было четко пропето окончание: ка-ра-ся (дыхание)
пропевается: Пра-ме ня-ла Пра-ско-вья ка-ра-ся, на три па-ры па-ла-са-ты-хпа-ра-ся-тпо-бе-жа-ли па-ра-ся-та па-ра-се пра-сту-ди-ли-сьпа-ра-ся-та да не все.
Интонационная сложность: чистое интонирования трезвучия. Текст данного упражнения-скороговорки рисует перед нами смысловую картинку. Поэтому, чтобы легче было запомнить последовательность предложений, разберите текст по смыслу.
УПРАЖНЕНИЕ-СКОРОГОВОРКА №7
пропевается: На апу-шке выз-бу-шке ста-ру -шки ба-лту-шки (дыхание)
уста-ру-ше-клу-ко-шки влу-ко-шка-хпа-ко-шке (дыхание, ко-шки влу-ко-шка-хшью-тба-бка-мса-по-жки.
Чтобы было легче запомнить текст этого упражнения, рекомендуется пропеть с интонацией, обыгрывая образ и показывая в действии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методически верно применяемые на практике предложенные упражнения-скороговорки вырабатывают новые необходимые компоненты техники и выразительности звучащего слова.
Воспитывают навык выразительного средства речи.
Работа над четкой дикцией в исполняемых произведениях-один из самых сложных этапов вокального мастерства.
И именно данные упражнения-скороговорки помогают в тренировке движений речеобразующего органа.
Ведь именно дикция является средством донесения содержания произведения, выраженного в словестном тексте, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.
Кому-то покажется мелочью работа над дикцией. Это величайшее заблуждение.
«Мелочи создают совершенство, но совершенство не мелочь» -писал Микеланджело, подчеркивая этим, насколько существенны детали в любой работе, а в творческой особенно.