Получи документы

Адаптация воспитанника детского сада

Екатерина Потапова
Адаптация воспитанника детского сада

Консультация для молодых специалистов, воспитателей и родителей.

Адаптация ребенка к ДОУ или к школе это сложный период, как для детей, так и для их родителей. Существует множество информации по данной проблеме, и зачастую нам кажется, что мы знаем всё и даже больше, - так почему же до сих пор мы сталкиваемся с массой проблем во время привыкания малышей именно к детскому саду? - Таких как дезадаптация, нарушение социализации, появление невротических реакции, немотивированной агрессии к окружающим у некоторых детей, нарушение регуляторных функций, нестабильное эмоциональное состояние и как следствие высокая заболеваемость среди вновь пришедших и многое другое? Попытаемся, разобраться.

Публикация «Адаптация воспитанника детского сада» размещена в разделах

В любой литературе термин, адаптация (от лат. - приспособлять, расшифровывают как приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Действительно ли это так?

Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют, что собственно мы и замечаем, когда многоуважаемые родители не желают соблюдать рекомендации специалистов, тем самым нарушая этапы адаптации. Вследствие, чего процесс адаптации чаще всего затягивается, т. к. вместо постепенного вхождения ребенка в новую для него среду, все превращается в длительное и мучительно-болезненое для всех мероприятие. Ведь иногда из за невозможности родителям адаптировать ребенка, малышу приходится пребывать первые дни в детском саду с раннего утра и до позднего вечера, что собственно не допустимо. Важно понять и родителям, и педагогам - процесс адаптации требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением.

Существует три типа адаптации :

• благоприятный – психо-эмоциональный статус стабильный в течении 20-30 дней, группа здоровья - 1, 2, отсутствие диагнозов неврологического характера, анемии, задержки речевого развития, диатеза;

• условно-благоприятный - психо-эмоциональный статус составляет переменчивый группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез; легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2, 6 года, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до2, 5-ой месяцев) ;

• неблагоприятный - психо-эмоциональный статус составляет не стабильный группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез. – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).

Выделяются два основных критерия успешной адаптации :

• внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)

• внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды)

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ:

• поведенческие реакции;

• уровень нервно – психического развития;

• заболеваемость и течение болезни;

• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) .

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду :

1. Легкая адаптация :

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;

-аппетита (норма по истечении 10 дней) ;

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) .

2. Средняя адаптация : все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция) .

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация : около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

Как показывает многолетняя практика работы, основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,

-наличие у ребенка своеобразных привычек,

-неумение занять себя игрушкой,

-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,

-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Факторы, влияющие на адаптацию :

- возраст ребенка;

- состояние здоровья;

- уровень развития;

- характеристика нервной системы;

- умение общаться с взрослыми и сверстниками;

- сформированность предметной и игровой деятельности;

- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении т. п., в новой среде и новыми средствами.

Задачи:

-помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к ДОУ

-использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом

-обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период

-познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада

-оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду

Данная модель включает в себя 6 этапов:

• Прогноз адаптации.

• Психолого-педагогическое просвещение воспитателей.

• Психолого-педагогическое просвещение родителей.

• Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада.

Адаптационные занятия с детьми.

• Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ.

Целью адаптационных занятий является : гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.

Задачами:

создание атмосферы эмоциональной безопасности;

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;

сплочение детского коллектива;

развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;

развитие мелкой моторики рук ребенка и координации движений.

Педагог-психолог проводит занятия один раз в неделю. В течение недели воспитатели по рекомендации педагога — психолога повторяют с детьми игры, потешки, стишки, упражнения, которые входили в содержание занятия.

Модель организации адаптационного периода.

1. Индивидуальный подход к ребенку:

а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) использование колыбельных при укладывании детей спать.

2. Игры с воспитателем.

3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение;

г) использование фольклора;

д) элементы театрализованной деятельности;

5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.

6. Контроль за физическим состоянием ребенка.

7. Элементы закаливающих мероприятий.

Игры в адаптационный период

• Примерные виды заданий (на скорую руку) для ребенка:

собери и разбери пирамидку

лови и бросай мяч

поставь кубик на кубик

покажи части тела на игрушке и на себе

выдувание мыльных пузырей

спрячем мишку

хоровод с куклой

поймай солнечного зайчика

иди ко мне

игры с воздушными шарами

Самое главное во время адаптации как малыша раннего возраста, так и ребенка старшего дошкольного возраста, выполнять простые правила:

• создание положительного эмоционального настроя в группе

• наблюдение за процессом адаптации

• проведение адаптационных занятий по программе например, по программе А. С. Ронжиной или любой другой адаптированной программы к вашему образовательному учреждению.

• проведение адаптационных игр, использование сюрпризных моментов (частая смена деятельности)

• использование во время занятий элементов арт-терапии дети рисуют разными способами (традиционными и нетрадиционными - пальчиками ладошками, что помогает снять тревожность и отвлечь от переживаний)

• игры с водой, песком, крупами, пальчиковые игры, лепка, музыкотерапия, элементы сказкотерапии.

Используемая литература:

1. «Адаптация детей при поступлении в ДОУ»

Автор-составитель : И. В. Лапина; Волгоград; издательство «Учитель», 2012

2. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Ю. А. Афонькина.

Публикации по теме:

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций.

Адаптация детей к условиям детского сада Адаптация детей к условиям детского сада. Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Каждому человеку.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Наш детский сад отличается от других д/садов города тем, что к нам приходят самые маленькие его жители, так как мы принимаем малышей с.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада, Синюгаева Наталья Николаевна, воспитатель, МДОУ №29 При поступлении в дошкольное образовательное.

Консультация «Адаптация ребенка в условиях детского сада» Адаптация ребенка в условиях детского сада. Вот мы и подросли. Пора в детский сад. Это важное событие в жизни малыша. Как помочь ребенку.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Консультация для родителей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения.

Консультация для родителей первой младшей группы «Адаптация детей к условиям детского сада» Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды, т. е. адаптируется.

Консультация для воспитателей «Адаптация детей к условиям детского сада с помощью метода песочной терапии» Консультация для воспитателей «Адаптация детей к условиям детского сада посредством метода «песочной терапии» МАДОУ ЦРР Детский сад № 7.

Отчет «Адаптация детей к условиям детского сада» Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация воспитанника детского сада
Опубликовано: 6 ноября 2015 в 04:16
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД