Юлия Ерина
Консультация «Детская агрессивность: что делать?»
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детки такие используют любую возможность, чтобы толкнуть, побить, поломать, ущипнуть. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить окружающих. Они не успокаиваются пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
Публикация «Консультация „Детская агрессивность: что делать?“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
В детской психологии агрессия - это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.
Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины. Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т. д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так. На агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружения.
Выражение агрессии может происходить различными способами, включая словесное оскорбление, порчу личного имущества и физический контакт. Дети с агрессивными поступками склонны быть раздражительными, импульсивными и беспокойными.
В дошкольном возрасте наиболее часто можно встретиться со следующими формами агрессии :
• Физическая (драки) – конфликтные ситуации со сверстниками ребёнок разрешает с помощью кулаков, есть дети, которые дерутся по несколько раз на дню, буквально изводят как сверстников, так и воспитателей своей драчливостью; причём в целом ряде случаев агрессивность сопровождается задиристостью, когда сам ребёнок «задирает» других детей, провоцирует их на конфликт, и тут же разрешает его посредством драки, пока в этот процесс не вмешаются взрослые;
• Разрушительность – может быть ненамеренной, как реакция на неудачу, например, ребёнок строит домик, он не получается, в сердцах малыш разрушает свою постройку; возможны проявления спонтанной скользящей разрушительности, когда ребёнок в состоянии аффекта срывает зло на всех предметах, попадающихся под руку. Данная форма агрессии может носить и преднамеренный характер, когда школьник специально вклинивается в игру сверстников, разрушает постройки, раскидывает игровой материал, причина – зависть, приводящая к желанию навредить, тем самым привлечь к себе внимание;
• Вспыльчивость – мгновенная эмоциональная реакция, выливающаяся в физическую, устную агрессию или разрушительность;
• Непослушание – отказ от выполнения предъявляемых требований, непослушание выступает как форма агрессии, когда оно носит произвольный намеренный характер и выражает протест ребёнка на действия взрослых (сделать назло, настоять на своём, не подчиниться);
• Устная – выражается в крике, брани, оскорблениях и др.
Чаще всего причины кроются в системе детско-родительских отношений, конкретнее, в недостатке любви со стороны значимых взрослых. Это происходит в тех случаях, когда ребёнок воспринимается как нежеланный ещё до рождения. Возможны ситуации, когда такая нежелательность проявляется позже. Ребёнок начинает «мешать», раздражать, что порождает недоброжелательное, а иногда и жестокое к нему отношение. В результате у малыша возникает чувство незащищённости, «брошенности», и он вынужден реагировать агрессивно, чтобы как-то утвердить себя. Поэтому нередко подобное поведение – это способ привлечь к себе внимание, добиться любви: «Пусть лучше кричат, ругают, наказывают, чем не обращают внимания»
Другой причиной агрессивности является стремление ребёнка к автономии, самостоятельности, ограждению своего «Я». Нередко это выступает как защита в ситуации давления, ограничения желаний, унижения личности. Прямые запреты без рационального обоснования, насмешки над неудачами, иронизирование и др. приводят к актуализации защиты: ребёнок встаёт в угрожающую позу и применят устную и физическую агрессию.
В качестве причины агрессивности может выступать и провоцирование ребёнка на её проявление. Например, в ситуации угрозы при незнании и неумении реагировать по-иному он реагирует соответственно агрессивно.
Многие психологи в качестве причины выделяют также дисгармоничность внутреннего мира ребёнка, расплывчатость, несформированность его «Я – концепции». Расплывчатое представление о себе, сопровождающееся неуверенностью и тревожностью, стимулирует дошкольника на то, чтобы избавиться от этого неприятного состояния путём ощущения силы «Я», приобретения уверенности и снятия тревожности пусть и на короткий срок. Сделать это можно за счёт агрессивности, выложившись в крике, драке, разрушительности до конца, т. е. разрядившись.
Агрессивность поведения может побуждаться и трудностями в общении со сверстниками в сочетании с неумением добиваться относительно высоких результатов в различных сферах. Известно, что ребёнок развивается нормально, когда ему обеспечен успех и признание в группе. В противном случае возникает внутренняя напряжённость, конфликтность, которая стимулирует желание добиваться успеха и признания в группе негативными способами, т. е. через агрессию.
Наконец, агрессивное поведение может проявляться ситуативно в результате утомления, перенапряжения, болезни и т. п.
Что же нужно делать с агрессивным поведением?
• Следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
• Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила, предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
• Награждайте за хорошее поведение. Чаще хвалите его за хорошие поступки. Скажите, что вы им гордитесь, причём объясните за что именно.
• Дайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть, чаще говорите ребенку что он добрый. Поощряйте за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
• При любой агрессии, необходимо соблюдать спокойствие. Крики и наказания, лишь усугубляют возникшую ситуацию. Постарайтесь в первую очередь успокоить ребёнка и только потом провести воспитательную беседу.
• Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
• Надо научить ребенка жалеть. Он должен понимать, что своим поведением причиняет страдание близким людям.
• Ограничьте просмотр телевизора. Так как агрессивное состояние могут вызвать мультфильмы со злыми героями, игрушки, а также сказки-страшилки, фильмы ужасов.
• С детства учите справедливости, доброте и пониманию, при помощи добрых сказок и ролевых игр с позитивными персонажами.
• Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, можно предложить ему игры: порвать бумагу; высказать свои отрицательные эмоции; громко спеть свою любимую песенку; устроить с ним соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше подпрыгнет», «Кто быстрее пробежит».
• Научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
• Читайте с ребенком книги и обсуждайте прочитанное, поощряйте выражение ребенком своих чувств и эмоций, которые будят в них те или иные герои и их действия.
• Сочиняйте с ребенком сказки, в которых главным героем становится ваш ребенок.
В заключение хотелось бы сказать, дети - это наше отражение. Они копируют наше поведение, поэтому в первую очередь, начните воспитание с себя. Прививайте любовь к животным, например объясните, что кошка и собака друг человека, и ни при каких обстоятельствах их нельзя обижать. Уделяйте больше времени своим детям, общайтесь, интересуйтесь его увлечениями, играйте вместе в коллективе других детей.
Помните, чтобы бороться с агрессивностью, нужно запастись терпением.
Очень важно чувствовать своего ребенка, относиться к нему с пониманием. Если он сердится, значит, у него что-то не так, это своеобразный сигнал о помощи. И задача, нас, взрослых, не наказывать, не оставлять в беде, а помочь и поддержать. Не проходите мимо, если видите разгневанного ребенка, ведь именно сейчас он больше всего нуждается в поддержке взрослого, он неспособен справиться самостоятельно.