Консультация «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста»

Светлана Князева
Консультация «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста»

"Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста".

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах. Для малышей, кроме того, необходимо ощущение защищенности и безопасности. Поэтому от того, какая психологическая атмосфера сложилась в группе, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка интерес к окружающему миру, к людям, стремление узнавать и учиться новому.

Основной способ познания для ребенка- ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком.С 4 лет с ребенком необходимо беседовать серьезно: как размышляет взрослый, так будут размышлять и дети.

Организация свободного общения с детьми дает для воспитателя возможность раскрыть наиболее полно свой творческий потенциал.

Воспитатель должен уметь включиться в специфически дошкольную форму деятельности –игру на правах равного партнера. Умение интересно играть сразу же открывает ему доступ в детские группы, позволяет войти в доверительные отношения с детьми. Но для этого ему следует овладеть способами построения игры, принятыми в детской субкультуре, умело пользоваться ими.

Поэтому целесообразно играть по подгруппам.

Конкретные сведения об окружающем мире дети гораздо легче усваивают а процессе игры, повседневного свободного общения с воспитателем, чтения специально подобранных книг, а также в организованной воспитателем деятельности по развитию сенсорных действий, мышления, изобразительной деятельности, конструирования, которые всегда включают какой-либо конкретный материал.

В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение детей к игре. Дидактическая игра представляет собой развитие ребёнка средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

Дидактическая игралишь отвечает требованиям полной систематизации знаний: иногда это-"взрыв удивления"детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда -игра-"поиск и открытие", и всегда игра радость. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием особенность дидактической игры.

Дидактической игре свойственно обязательное наличие дидактической задачи, игровых правил и действий.

Дидактическая задача -один из основных элементов игры, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процесс познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи- дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия составляют основу дидактической игры- без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становиться содержательной.

Игровые действия- не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и т. д. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Известно, что возможности дидактической игры в передаче знаний ограничены, но это эффективный метод усвоения знаний и овладения способами познавательной деятельности, умениями и навыками (обследовать, сравнивать, описывать, выявлять свойства).В игре формируется умение самостоятельно и рационально использовать знания при решении игровой за-дачи. Значима дидактическая игра в формировании личности ребенка. Готовность решать мыслительные задачи, желание выигрывать, соблюдая правила- таков стиль поведения ребенка в игре. Поэтому игру не следует превращать в занятие, воспитатель играет вместе с детьми, поощряет их положительные эмоции, двигательную и умственную активность.

Варианты организации и проведения игр различны и зависят от назначения их. Дети распределяются по 2-4 человека и воспитатель последовательно проводит с ними 2-3 игры, включаясь в процесс игры в качестве участника. Или дети играют в разные, меняясь ими. В этих случаях игра является формой организации познавательной деятельности. Использование игры в качестве метода обучения предполагает фронтальное руководство деятельностью детей. Воспитатель выполняет роль ведущего, не превращая игры в игровые упражнения.

Руководство дидактическими играми довольно сложный процесс. Воспитателю необходимо стимулировать игровую состязательность, не упуская при этом развивающего и воспитывающего воздействия игры.

Сформировать у детей умение мыслить логично, самостоятельно, контролировать свои действия в процессе обучения довольно сложно. Поэтому создаются условия и ведётся целенаправленная работа по формированию самостоятельной детской деятельности.

Для самостоятельной деятельности подбираются игры, пособия, которые увлекательны для детей в данный период. Игры интересные, содержательные, но требуют длительного освоения. Игры на плоскостное и объемное моделирование, разнообразные головоломки. Каждый из детей осваивает игру индивидуально, результаты различны. Он самостоятелен в выборе игры, постановке цели, достижения результата. При правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.

Публикации по теме:

Автореферат к курсовой работе «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса» Я, Глотова Полина Михайловна, студентка группы Д-31. Представляю вашему вниманию курсовую работу на тему: «Дидактическая игра как средство.

Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста В современных условиях особую актуальность приобретает проблема развития у дошкольников мышления. Наиболее эффективным средством развития.

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого.

Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста Дошкольный возраст-время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами,.

Компьютер как средство познавательного развития у детей дошкольного возрастаКомпьютер как средство познавательного развития у детей дошкольного возраста Компьютер - устройство, обрабатывающее данные, следуя ряду команд, который носит название компьютерной программы. В наше время трудно представить.

Консультация «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста” «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости.

Моделирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста: модели, виды моделей, условия организации 2.3. Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей, условия организации. Моделирование - наглядно-практический.

Проект «Создание мультфильмов как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» ВидеоПроект «Создание мультфильмов как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Видео Цель проекта:Создание условий для развития познавательного интереса в процессе создания мультипликационного фильма с детьми старшего дошкольного.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования интереса к труду у детей дошкольного возраста В настоящее время существуют объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, отток детей.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста Муниципальная августовская педагогическая конференция Тема: «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Найди отличия
  • Найди отличия
Автор публикации:
Консультация «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 января 2018 в 11:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Дидактическая игра по ФЭМП «Составь фигуру из четырех одинаковых треугольников» для...
Цель: формировать у детей умение составлять фигуры из одинаковых частей. Задачи: - закрепить с детьми знание геометрических фигур; упражнять в...
План — конспект НОД по рисованию для детей второй младшей группы «Украсим...
Программные задачи: Учить рисовать узоры из прямых линий, кругов, точек, создавать ритмическую композицию, используя технику рисования - чередование;...
Конспект НООД знакомству детей с окружающим миром «Комнатная красавица»
Программное содержание: • Способствовать формированию представлений детей о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не...