Консультация для педагогических работников «Дети и дорожное движение»

Мария Шиндюк
Консультация для педагогических работников «Дети и дорожное движение»

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ОД

ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска»

Шиндюк Мария Викторовна

Дети и дорожное движение.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашего города быстро возрастает и, по всей видимости, будет прогрессировать и в дальнейшем. Всем известен тот факт, что из года в год детский травматизм растет, гибнут дети и получают серьезные травмы и увечья. В большинстве случаев это происходит в непосредственной близости от их дома, хотя дети должны были бы заведомо знать и ориентироваться на опасных участках района, в котором они живут. К этому приводит зачастую незнание детьми элементарных основ правил дорожного движения.

Большое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов. Большинство родителей прибегают к многословным предупреждениям и даже наказаниям. Такой метод не дает эффекта, в связи с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Дети часто погибают, полу-чают травмы и увечья чаще всего из-за их возрастных и психофизиологических особенностей поведения на улице. Дети 3-5 лет не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивая собственные возможности, ребенок считает себя быстрым и ловким, поэтому для него вполне естественно продолжить свою игру, например, с мячом, на проезжей части, а скатываясь с ледяной горки, случайно, выехать на проезжую часть дороги, не чувствуя при этом опасности. Это объясняется возрастной особенностью эмоционально-волевой сферы ребенка. Дети данного возраста еще не умеют в должной степени управлять своим поведением, они не способны предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому очень важно, чтобы родители были примером для своих малышей в соблюдении правил безопасного поведения на проезжей части, так как ребенок в силу своих возрастных особенностей в большинстве случаев в первую очередь опирается на опыт, который им демонстрируют сами взрослые: не переходите дорогу на красный свет или желтый сигнал светофора; переходя дорогу на зеленый сигнал светофора обращайте внимание ребенка на то, что вы переходите на зеленый свет, не на красный, не на желтый, а на зеленый, не ленитесь повторять это правило вашему малышу как можно чаще; переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход», обращая внимание на знак и держа ребенка за руку; из транспорта выходите первыми, в противном случае ваш малыш может упасть или побежать на проезжую часть дороги; привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д. ; не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли; не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы, при переходе через дорогу, обратите внимание малыша на то, что при переходе дороги нужно быть очень внимательным и осторожным, посмотреть на лево, а затем направо. В данном возрасте самый основной обучающий элемент для ребенка – это взрослый, который находится рядом с ним. Положительные привычки у детей формируют в основном родители. Привычки как сложившийся способ поведения постепенно приобретают характер потребности и со временем могут перерастать в устойчивые черты характера. Поэтому необходимо формировать положительные привычки: играть только в специально отведенных местах, во дворах, парках; правильно и безопасно переходить улицы и дороги; в сложных дорожных ситуациях уметь обращаться за помощью к взрослым.

Так как ребенок 3-5 лет при оценке какой-либо ситуации ориентируется на самый яркий признак, всю информацию необходимо давать кратко и четко таким образом, чтобы она запомнилась малышом. Для этого читайте малышу художественную литературу с яркими красочными иллюстрациями в сопровождении эмоционально окрашенной речи, рассматривайте цветные картинки, в которых четко просматриваются причины дорожно-транспортных происшествий.

К пяти годам ребенок уже способен удерживать внимание более длительно, способен воспринимать информацию в большем объеме, уже способен самостоятельно сделать вывод о том, как можно себя вести на дороге, а как нельзя и что может произойти. Поэтому с детьми этого возраста можно проводить различные беседы, решать проблемные ситуации, такие как: «что будет, если переходить улицу на кранный свет?», «Подскажи как правильно?» и т. д. разбирать собственные ошибки и ошибки товарищей, которые могут возникнуть по ходу обучающих бесед. Целесообразно проводить экскурсии к перекрестку, придя на который проиграйте с ребенком различные опасные ситуации, дайте возможность ребенку проявить самостоятельность в выборе действий, конечно, под вашим контролем. С детьми данного возраста можно проигрывать ситуации на дороге с помощью макета вашего микрорайона, города, улицы в домашних условиях, который вы можете приобрести в магазине, а можете изготовить вместе с ребенком дома из подручного материала, тем самым вызвать у ребенка интерес к предстоящей игре. Макет улицы должен отражать различные реальные предметы окружающей обстановки: дома, киоски, деревья, заборчики, кусты, магазины и т. д. Атрибуты макета, транспортные средства могут быть как фабричными, так и изготовленные своими руками. В такой игре ребенок будет учиться думать, разыгрывая различные дорожные ситуации, проживая их, как бы пропуская через себя, ребенок более осмысленно и более точно усвоит правила поведения на улице, научится анализировать последствия неправильных действий на дороге.

У детей младшего школьного возраста не достаточно сформировано внимание и координация движений, поэтому услышав сигнал автомобиля, школьники могут импульсивно побежать вперед на встречу опасности, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий, мгновенно проанализировать сложившуюся ситуацию и совершить правильное действие ребенок не может. Чем труднее экстремальная ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе, другими словами, когда нужно решить, как поступить, дети впадают в состояние безысходности, незащищенности. Ребенок медленнее и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку. Для того чтобы ребенок не оказался в такой ситуации задача взрослых обучить ребенка вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт, уметь различать его величину (большой в близи – маленький далеко, расстояние до приближающегося транспорта (далеко - близко, могли зрительно (визуально) запомнить образы светофоров, различать символы на дорожных знаках. Им следует объяснить, что, управляя движущимся транспортом, водитель не может мгновенно остановить его, увидев на своем пути пешехода (ребенка). Ученики должны знать, что транспорт опасен, а на дорогах могут быть аварии с ранением детей и даже гибелью. При обучении основам безопасности дорожного движения важно не только акцентировать внимание детей на том, что нельзя делать на дорогах, но и объяснять им, как можно и должно поступить в той или иной ситуации. Например, если взрослый говорит ребенку, что играть на проезжей части дороги нельзя, то нужно показать и рассказать детям, где можно играть: во дворе, на детской площадке, в парке и т. д.

Информируя младших школьников о причинах, влекущих за собой дорожно-транспортное происшествие, необходимо приводить конкретные примеры с указанием причины, делая акцент на опасное или неосторожное поведение. Главное в обучении — это понимание, осмысление и осознание ребенком правил. Тогда приобретаемые знания детьми превращаются в умения и навыки (автоматические действия) и положительную привычку всегда их соблюдать.

Перед тем как говорить с ребенком о том, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей с детьми необходимо провести подготовительную работу. Эмоциональная структура ребенка еще не готова к восприятию понятия смерти в чистом виде, этим ребенка можно шокировать и испугать, тем самым вызвать стресс подобное состояние. С ребенком можно провести беседу о том, как происходит жизнь, что ничего не бывает вечным и это касается всех форм жизни на земле: и растений, и насекомых, и животных, и человек тоже смертен. Знакомить ребенка со смертью можно путем чтения сказок, метафор образов. Фотографии, изображающие смерть человека ребенку показывать ни в коем случае нельзя. Такой зрительный образ может вызвать у ребенка эмоциональный срыв и испуг. Возможен показ фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми: загипсована рука, перебинтована голова и т. п., без показа реального летального исхода. Элемент экстремальности, вызывающий сильные эмоциональные переживания у детей, видя наглядно травмы, в данном случае может способствовать повышению у них бдительности, осторожности, восприимчивости к предостережениям, касающимся безопасности на дорогах.

В беседах следует рассматривать вопросы об опасностях по дороге в школу, особенно при плохой погоде, недостаточном освещении, а также о неудобной одежде детей, которая может мешать их движению, ухудшать слух, затруднять повороты головы при осмотре проезжей части дороги. Например, капюшон закрывает обзор ребенка, прослушивая музыку, дети используют наушники, тем самым затыкают уши и не слышат звук приближающегося транспорта и звукового сигнала автомобиля.

Социальная ситуация такова, что младшие школьники начинают сами ходить в школу. Перед тем как ребенок первый раз пойдет в школу самостоятельно, родителям необходимо не один раз пройти с ребенком весь путь до школы, показать все наиболее опасные места, рассказать, где нужно остановиться, чтобы осмотреться, где лучше переходить дорогу (переходить дорогу на зеленый свет, на мигающий зеленый переходить дорогу нельзя, потому что он быстро погаснет и можно попасть в опасную ситуацию). При этом родители могут развивать у ребенка наблюдательность и внимание. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт. Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта. По пути следования как можно чаще задавайте ребенку вопросы, чтобы убедиться понимает ли он ситуацию, которую нужно решить в данный момент, например: «Что ты будешь делать, если на перекрестке не работает светофор?» Или: «Сломался автобус, все пассажиры вышли из него. Как они должны поступить? Какие опасности могут быть на перекрестке?» «Как ты будешь переходить не регулируемый перекресток, когда на улице сильный туман?» Очень хорошо, когда ребенок проговаривает свои действия вслух (поворачиваю голову направо, а затем налево). Желательно, чтобы младшие школьники сопровождали слова движением тела и поворотами головы. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.

После многочисленных тренировок прохождения маршрута в школу дайте ребенку возможность самостоятельно пройти весь маршрут следования до школы, но под вашим присмотром. И когда вы увидите, что ребенок ориентируется на маршруте, правильно определяет место перехода через дорогу, можете отпускать его одного.

Родителям всегда необходимо показывать пример в соблюдении правил дорожного движения. Нарушая правила, родители закладывают основу будущей трагедии. Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!

Для того чтобы ваш ребенок не попал в неприятную ситуацию необходимо вам взрослые уделять малышу должное количество внимания, и благодаря этому у вашего ребенка будет сформирован навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице, умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением на улицах города, он будет в безопасности!

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Августовская районная конференция педагогических работников»Фотоотчёт «Августовская районная конференция педагогических работников» Традиционно в августе проходят конференции педагогических работников, как встреча для подведения итогов прошедшего учебного года, а так.

Фотоотчет о турнире по бадминтону среди педагогических работниковФотоотчет о турнире по бадминтону среди педагогических работников 3 ноября 2017 года в спортзале города Камышлова, прошел турнир по бадминтону среди педагогических работников города Камышлова и Камышловского.

Деятельность ДОО по формированию у педагогических работников готовности к реализации инклюзивного образования. «…Из того, как общество относится к инвалидам, делают выводы о том, насколько оно цивилизовано. России здесь есть чему учиться». В. В. Путин.

Дидактическая игра «Дорожное движение»Дидактическая игра «Дорожное движение» Игра представляет собой игровое поле и конверты с заданиями. Цель игры: формирования у детей дошкольников устойчивых навыков знаний поведения.

Физкультурный досуг для детей среднего возраста «Дорожное движение». ЦЕЛЬ: -Закрепить с детьми правила дорожного движения; -Развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, умение действовать сообща в команде;.

Формы обучения педагогических работников ДОУ по ФГОС ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДОУ - Инновационные - Организационно - деятельностные - Деловые, Ролевые и другие игры. Способствуют.

Консультация для воспитателей ДОО «Процедура аттестации педагогических работников ДОО. Новое в процедуре аттестации» Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности обязательная, отказ является дисциплинарным проступком. Создаётся комиссия.

Макет для игры «Дорожное движение»Макет для игры «Дорожное движение» добрый вечер коллеги! сегодня с вами, хочу поделится мастер классом по изготовлению игрового макета по правилам дорожного движения для.

Открытое занятие для педагогических работников в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: 1. Закрепить умение определять местоположение звука в слове; 2. Упражнять в звуковом анализе слов; 3. Закрепить.

Справка о проведении районного методического объединения педагогических работников дошкольного образованияСправка о проведении районного методического объединения педагогических работников дошкольного образования Справка о проведении Районного Методического объединения педагогических работников дошкольного образования на базе МБДОУ «Детский сад №.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • ПДД
Автор публикации:
Консультация для педагогических работников «Дети и дорожное движение»
Опубликовано: 19 января 2018 в 11:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
«Куда бежать, если за тобой гонятся» Цель: • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию. Материал: Картинки с изображением парка,...
Сюжетно-ролевая игра «Больница» в средней группе
Сюжетно-ролевая игра "БОЛЬНИЦА" в средней группе «На приём к детскому врачу» Цель: Учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Больница»» Задачи: Учить...
Примерное перспективное планирование по аппликации по программе «От рождения до...
«Осень» сентябрь Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке» Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять...
Стенгазета «Крым и Россия пять лет вместе»
Стенгазета: "Крым и Россия пять лет вместе". Сегодня 18 марта мы празднуем День воссоединения Крыма с Россией. Это праздник национального самосознания,...
Выставка творческих работ к Дню Защитника Отечества
В нашем детском саду к празднованию Дня защитника Отечества была организована тематическая выставка творческих работ, выполненных силами детей, совместно с...