Ирина Лесникова
Консультация для педагогов «Чико играет с признаками», с использованием ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Чико играет с признаками» - формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста
(работа с мультимедийным пособием)
Воспитатель; Лесникова И. Ю.
(показ слайда №2)
Пособие «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста» одобрено решением кафедры педагогических технологий Ульяновского социально – педагогического колледжа № 1. Редактор: Сидорчук Т. А. и др.
Публикация «Консультация для педагогов „Чико играет с признаками“, с использованием ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В методическом пособии представлены рекомендации по использованию мультипликационного пособия «Чикко и Вселенная», а так же рабочая тетрадь для выполнения заданий детьми 5-7 лет с целью формирования представлений о признаках объектов.
Полный комплект материалов включает в себя:
• мультипликационный фильм «Чикко и Вселенная», авторы Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. Художник Гарри Флоссер.
• Методические рекомендации для педагогов, автор М. Г. Дунаева
• Рабочая тетрадь для ребенка 5 – 7 лет, составитель М. Г. Дунаева
Данное пособие является прикладным материалом, созданным исследователями на основе ОТСМ (общая теория сильного мышления) и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Рекомендуется педагогам дошкольных учреждений и родителям.
Главный признак изменения общества – это тотальная информатизация. Объем знаний, наработанных человечеством, растет, и данная тенденция явно будет сохраняться в ближайшем будущем. В связи с этим, задача педагогики – передача знаний подрастающему поколению – явно проваливается. Мало того, функция педагогики – подготовка детей к жизни в будущем – не выполняется, потому что ни учителя, ни воспитатели сами не знают, каким будет это будущее.
(показ слайда №3)
Под руководством Г. С. Альтшуллера около 20 лет назад обозначилось направление ОТСМ (общая теория сильного мышления). Это направление разрабатывается в настоящее время в проекте «Джонатан Ливингстон» (координатор проекта – Николай Хоменко). ОТСМ базируется на классической ТРИЗ.
Эффективность ОТСМ-ТРИЗ педагогики проверяется нами в экспериментальных образовательных учреждениях более 10 лет. В нашем ДОУ третий год. Давно доказано, что способ мышления (обработки информации) формируется до 7-10 летнего возраста (Поддъяков Н. Н., 1977). В результате этого сразу возникает проблема: у педагога должно быть тризовское мышление, чтобы научить детей, но его мышление сложилось задолго до того, как он столкнулся с ТРИЗ. Наша деятельность направлена на решение проблемы: как изменить стиль мышления педагога? Он должен меняться на сознательном уровне в процессе освоения ОТСМ – ТРИЗ.
(слайд №4)
Организация педагогической деятельности в условиях образовательных учреждений строится на следующих основаниях:
• развитие у детей способности познавать имена признаков и их значения;
• развития способности преобразовывать имена и значения признаков;
• способность выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков.
У детей в возрасте 3-7 лет эти способности формируются через систему игровых заданий по познанию, преобразованию и анализу взаимосвязей признаков и их значений.
В рамках проекта «Джонатан Ливингстон» создано мультимедийное дидактическое пособие «Чикко и Вселенная». Целью пособия является формирование у детей понятия «имени признака» и умения реконструировать их значения.
Признак – это та сторона объекта, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит его приметой, знаком. Изменяются признаки объекта, изменяются и его возможности.
Ребенок познает признак через изменение его значений. Например: указывая какую-либо форму, воспитатель (родитель) должен говорить:
- «Этот объект по форме круглый».
В данном случае «ФОРМА» - имя признака, «КРУГЛЫЙ» - значение имени признака «форма». Взрослые часто пропускают имя признака в речи, предполагая, что это сам ребенок догадается, что речь идет о форме, на самом деле обобщение дети делают с трудом. Если указывать только значение имен признаков, при этом не называть само имя признака, то у ребенка 5-6 лет существенно задерживается, а иногда не происходит формирование обобщенного понятия цвет, форма, размер и т. д.
(слайд №5)
Методика работы с детьми:
1 – организуется работа с мультипликационным пособием: демонстрация изменений происходящих с Чикко по одному имени признаку из разных типовых приемов фантазирования. Фиксируется изменение значения данного признака и вводится в активный словарь имя признака.
2 – проводится беседа по просмотренному материалу. Предлагаются фрагменты литературных произведений или приводятся примеры из окружающей действительности, где проявляется изменение данного признака.
3 – предлагается практическая работа: проведение опытов, целенаправленных наблюдений, организация продуктивной деятельности и др.
4 – предполагается выполнение задания детьми в рабочей тетради.
(слайд №6)
Рабочая тетрадь для ребенка
В тетради представлены задания на закрепление имен признаков по каждому разделу мультипликационного пособия. В методических рекомендациях даются объяснения задания, но предполагается самостоятельное выполнение его ребенком. Такая стратегия работы дает возможность не только отследить знание имени признака, но и умение ребенком применить это знание в новых условиях, в умение использовать имя признака при решении творческих задач.
Взрослым рекомендуется вводить корректировку занятий индивидуально для каждого ребенка.
(слайд №7)
Мультипликационное пособие «Чикко и Вселенная»
В центре экрана – главный герой мультфильма – цыплёнок Чикко. В нижней части экрана расположены сундучки – типовые приемы фантазирования (ТПФ). При открытии одного из сундучков в верхней части экрана появляется названием данного приема (увеличение - уменьшение, дробление – слияние, наоборот, время, оживление – окаменение, простой - сложный). В правом нижнем углу значок - динамическая модель приема. С правой стороны экрана вертикально расположены имена признаков. При открытии любого из них происходит демонстрация изменений с Чикко по данному признаку и приему.
(слайд №8)