Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Чико играет с признаками», с использованием ТРИЗ-технологии

Ирина Лесникова
Консультация для педагогов «Чико играет с признаками», с использованием ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

«Чико играет с признаками» - формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста

(работа с мультимедийным пособием)

Воспитатель; Лесникова И. Ю.

(показ слайда №2)

Пособие «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста» одобрено решением кафедры педагогических технологий Ульяновского социально – педагогического колледжа № 1. Редактор: Сидорчук Т. А. и др.

Публикация «Консультация для педагогов „Чико играет с признаками“, с использованием ТРИЗ-технологии» размещена в разделах

В методическом пособии представлены рекомендации по использованию мультипликационного пособия «Чикко и Вселенная», а так же рабочая тетрадь для выполнения заданий детьми 5-7 лет с целью формирования представлений о признаках объектов.

Полный комплект материалов включает в себя:

• мультипликационный фильм «Чикко и Вселенная», авторы Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. Художник Гарри Флоссер.

• Методические рекомендации для педагогов, автор М. Г. Дунаева

• Рабочая тетрадь для ребенка 5 – 7 лет, составитель М. Г. Дунаева

Данное пособие является прикладным материалом, созданным исследователями на основе ОТСМ (общая теория сильного мышления) и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Рекомендуется педагогам дошкольных учреждений и родителям.

Главный признак изменения общества – это тотальная информатизация. Объем знаний, наработанных человечеством, растет, и данная тенденция явно будет сохраняться в ближайшем будущем. В связи с этим, задача педагогики – передача знаний подрастающему поколению – явно проваливается. Мало того, функция педагогики – подготовка детей к жизни в будущем – не выполняется, потому что ни учителя, ни воспитатели сами не знают, каким будет это будущее.

(показ слайда №3)

Под руководством Г. С. Альтшуллера около 20 лет назад обозначилось направление ОТСМ (общая теория сильного мышления). Это направление разрабатывается в настоящее время в проекте «Джонатан Ливингстон» (координатор проекта – Николай Хоменко). ОТСМ базируется на классической ТРИЗ.

Эффективность ОТСМ-ТРИЗ педагогики проверяется нами в экспериментальных образовательных учреждениях более 10 лет. В нашем ДОУ третий год. Давно доказано, что способ мышления (обработки информации) формируется до 7-10 летнего возраста (Поддъяков Н. Н., 1977). В результате этого сразу возникает проблема: у педагога должно быть тризовское мышление, чтобы научить детей, но его мышление сложилось задолго до того, как он столкнулся с ТРИЗ. Наша деятельность направлена на решение проблемы: как изменить стиль мышления педагога? Он должен меняться на сознательном уровне в процессе освоения ОТСМ – ТРИЗ.

(слайд №4)

Организация педагогической деятельности в условиях образовательных учреждений строится на следующих основаниях:

• развитие у детей способности познавать имена признаков и их значения;

• развития способности преобразовывать имена и значения признаков;

• способность выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков.

У детей в возрасте 3-7 лет эти способности формируются через систему игровых заданий по познанию, преобразованию и анализу взаимосвязей признаков и их значений.

В рамках проекта «Джонатан Ливингстон» создано мультимедийное дидактическое пособие «Чикко и Вселенная». Целью пособия является формирование у детей понятия «имени признака» и умения реконструировать их значения.

Признак – это та сторона объекта, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит его приметой, знаком. Изменяются признаки объекта, изменяются и его возможности.

Ребенок познает признак через изменение его значений. Например: указывая какую-либо форму, воспитатель (родитель) должен говорить:

- «Этот объект по форме круглый».

В данном случае «ФОРМА» - имя признака, «КРУГЛЫЙ» - значение имени признака «форма». Взрослые часто пропускают имя признака в речи, предполагая, что это сам ребенок догадается, что речь идет о форме, на самом деле обобщение дети делают с трудом. Если указывать только значение имен признаков, при этом не называть само имя признака, то у ребенка 5-6 лет существенно задерживается, а иногда не происходит формирование обобщенного понятия цвет, форма, размер и т. д.

(слайд №5)

Методика работы с детьми:

1 – организуется работа с мультипликационным пособием: демонстрация изменений происходящих с Чикко по одному имени признаку из разных типовых приемов фантазирования. Фиксируется изменение значения данного признака и вводится в активный словарь имя признака.

2 – проводится беседа по просмотренному материалу. Предлагаются фрагменты литературных произведений или приводятся примеры из окружающей действительности, где проявляется изменение данного признака.

3 – предлагается практическая работа: проведение опытов, целенаправленных наблюдений, организация продуктивной деятельности и др.

4 – предполагается выполнение задания детьми в рабочей тетради.

(слайд №6)

Рабочая тетрадь для ребенка

В тетради представлены задания на закрепление имен признаков по каждому разделу мультипликационного пособия. В методических рекомендациях даются объяснения задания, но предполагается самостоятельное выполнение его ребенком. Такая стратегия работы дает возможность не только отследить знание имени признака, но и умение ребенком применить это знание в новых условиях, в умение использовать имя признака при решении творческих задач.

Взрослым рекомендуется вводить корректировку занятий индивидуально для каждого ребенка.

(слайд №7)

Мультипликационное пособие «Чикко и Вселенная»

В центре экрана – главный герой мультфильма – цыплёнок Чикко. В нижней части экрана расположены сундучки – типовые приемы фантазирования (ТПФ). При открытии одного из сундучков в верхней части экрана появляется названием данного приема (увеличение - уменьшение, дробление – слияние, наоборот, время, оживление – окаменение, простой - сложный). В правом нижнем углу значок - динамическая модель приема. С правой стороны экрана вертикально расположены имена признаков. При открытии любого из них происходит демонстрация изменений с Чикко по данному признаку и приему.

(слайд №8)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картосхема «Экологическая тропа».Картосхема «Экологическая тропа». Территория нашего детского сада довольно обширна и на ней много интересных экологических объектов. Для формирования целостной системы экологических.

Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года»Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года» то пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Чико играет с признаками», с использованием ТРИЗ-технологии
Опубликовано: 29 августа 2014 в 22:21
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Чико играет с признаками», с использованием ТРИЗ-технологии» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лесникова (УИ 112433) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД