Ирина Хряпкина
Консультация для педагогов ДОУ «Анализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Стандартам развивающая предметно-пространственная среда в возрастных группах строится с учётом шести принципов.
1). Насыщенность.
Он предполагает :
1. Соответствие объектов среды возрастным возможностям детей и содержанию программы.
2. Организация образовательного пространства и разнообразие объектов должны обеспечивать:
- активность в разных видах деятельности, проявление творчества;
-поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Анализ и оценка развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2).Трансформируемость пространства
Этот принцип предполагает, что РППС изменяется:
- в соответствии с образовательной ситуацией,
- от меняющихся интересов и возможностей детей.
3).Полифункциональность материалов
Этот принцип означает:
1. В РППС объекты полифункциональны, т. е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности.
2. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4).Вариативность.
Означает, что должно быть:
1. Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
2. Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
3. Объекты среды отражают национально-культурные, климатические особенности региона.
5). Доступность
Принцип доступности предполагает :
1. Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей -инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей -инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6). Безопасность
Предполагает соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Каждый педагог при анализе РППС своей группы должен дать ответы на следующие вопросы:
- на соответствие принципу насыщенности:
1. Возраст детей? Доказать (объектами среды, соответствующими данному возрасту, что ваша группа младшая, или средняя, или старшая или ….
2. Ведущая деятельность? Какие задачи решаются в ведущей деятельности на данный момент? (например, в сюжетно-ролевой игре)
3. Какая тема реализуется по плану?
4. Каких результатов достигнут дети по окончании данной темы ( конкретно: сколько и каких слов освоят, что научатся лепить, строить, танцевать - т. е. какой прирост произойдет у детей в разных видах деятельности по 5 образовательным областям: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие)
5. Какие объекты среды подготовлены в уголках (центрах) для решения поставленных задач темы? По-возможности в каждом центре происходят изменения
6. Что имеется в группе для самостоятельной, независимой от взрослого деятельности (от задумки до результата) для мальчиков и девочек, а также в соответствии с интересами и уровнем развития детей
- На соответствие принципу трансформируемости пространства:
1. Какие зоны РППС являются: рабочей (учебной, активной, спокойной зоной? Как это обозначается для детей?
2. Какие маркеры (предметы-знаки) имеются в группе для обозначения разных видов детской деятельности или поведения (правила рассматривания книги) или взаимодействия?
3. Какие разделители среды имеются для самоорганизации деятельности детей в группе, для формирования умения договариваться о пространстве группы (я здесь строю, мне здесь удобно и другим не мешаю)
- На соответствие принципу полифункциональности материалов:
1. Какие предметы вашей группы являются полифункциональными?
2. Какие задачи при помощи данного предмета (предметов) можно решать? (5 образовательных областей)
3. Какие предметы имеются для использования в качестве предметов-заместителей, применение всего в игре для развития воображения?
- На соответствие принципу вариативности:
1. Каким образом планируется сменяемость материалов среды? С чем это связано?
2. Какие объекты среды в наибольшей степени активизируют деятельность ваших детей, направлены на развитие их интересов?
3. Какие предметы (объекты) среды в каждом уголке (центре) отражают региональные компоненты культуры? (худож. литература, музыка, архитектура, живопись, танец и т. п.)
4. Какие предметы (объекты) среды в каждом уголке (центре) отражают климатические особенности региона?
5. Как отражено в среде приоритетное направление деятельности детского сада, ваша методическая тема? Как отражена идея событийности?
- На соответствие принципу доступности:
1. Насколько доступно расположены оборудование, игрушки, детские поделки? (соразмерность).
2. Если в группе есть дети с ОВЗ имеется ли необходимое оборудование, материалы для них?
На соответствие принципу безопасности:
1. Имеются ли соответствующие сертификаты?
2. Соответствует ли оборудование группы требованиям СанПиН, безопасности пожарной, экологической и пр. ?
Для грамотного построения РППС от педагогов требуется проведение определённой работы.
- Подбор материалов и оборудования в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в раннем - предметная, в дошкольном-игровая (с 3-5 лет сюжетно-ролевая, 6-7 лет игра с правилами)
- Материалы и оборудование должны быть интересны детям группы, стимулировать их активность в разных видах деятельности (от задумки до результата).
В группе имеются награды, подарки, модели лесенки успеха, экраны оценки и пр. атрибуты для оценки и самооценки.
- В РППС: уголок уединения, тишины, порфолио ребенка, предметы инд. пользования, персональные предметы и игрушки (сокровищницы, семейные фотоальбомы, стенды добрых дел, почтовые ящики для переписки с родителями, специальное место в раздевалке, где можно поблагодарить, отметить инициативных, активных родителей.
- В группе имеются алгоритмы выполнения разных видов деятельности от задумки до результата (рисование, лепка, игра, конструирование, познавательная, поисковая и др.) для мальчиков и девочек с вариантами выбора задумки, средств, способов деятельности.
- Игры, игрушки, альбомы и т. п. создаются, преобразовываются в соответствии с принципом мини-макс (низкий, средний, высокий уровни)
-Выявить объекты, не востребованные детьми, понять причину, переработать их. Востребованные объекты необходимо доработать с учетом темы, интересов детей, дополнять их вариантами.
Распределить пространство так, чтобы рабочая зона составляла (30%, зона активной деятельности (50%, спокойной деятельности (20%).
В младшей и средней группе (начало года) педагог сам организует пространство в соответствии с задачами и содержанием ОП (расположение учебной зоны, учит детей организовывать пространство группы для совместной активной деятельности, учит находить место для индивидуальной спокойной деятельности (или небольшой группой, для уединения. Для этого в среде должны быть разделители (невысокие ширмы, перегородки, заборчики, коврики, маркеры среды - картинки, фото, модули и пр. предметы (стационарные, меняемые).
В старшем дошкольном возрасте дети сами организуют пространство среды под руководством воспитателя.
Полифункциональные объекты среды должны стимулировать взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность; обеспечивать развитие игровой деятельности, интеграцию разных видов деятельности.
- РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом воспитанников (для коррекции недостатков речи, эмоций, движений и т. п., интересами детей, их социальным опытом.
- Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат.
- Объекты отражают культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностях, памятниках, скверах, известных людях и т. п. вашего города.
- Объекты отражают климатогеографические особенности природы, труда и быта, историю родного края и т. п. (фото, картины, видеофильмы, презентации, репродукции, книги, музыкальные, литературные произведения, коллекции, гербарии, инструменты и пр.)
В группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.
-Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, связанным с решением задач приоритетного направления.
- В центрах группы в соответствии с традициями имеются: материалы праздников (государственных, общественных, народных, национальных) - альбомы, фото, видеозаписи, продукты детской деятельности, костюмы, оформление; материалы с выставок детского художественного творчества; материалы, отражающие празднование знаменательных дат художников, музыкантов, писателей (книги, музыкальные произведения, репродукции, картины ит. д.); событийные недели, дни (театральные, здоровья, игры, сказки, любимой книги); события-традиции в программах (сладкий вечер, сенсорный праздник, физкультурные досуги совместно с родителями, встречи с интересными людьми и т. д.).
Обеспечить наличие специальных методических пособий, специального оборудования и дидактических материалов для детей с индивидуальными потребностями, связанными с жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Игровая и издательская продукция должна быть сертифицирована, соответствовать требованиям Технического регламента, СанПиН и др. документов, иметь психолого-педагогическую ценность, см. Приложение 3 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» (методические указания для работников дошкольных образовательных учреждений).